Эксперт СПбГУ рассказал, как введение «песочниц» поможет бизнесу и экономике Петербурга
В Санкт-Петербургском университете прошла IV Международная конференция «Управление бизнесом в цифровой экономике», собравшая 140 участников. В рамках панельной дискуссии «Регуляторные "песочницы" для ИТ-инноваций: возможности и перспективы» выступил директор Центра технологий распределенных реестров СПбГУ Максим Рукинов.
В современном мире, в том числе в экономической и технологической отраслях, изменения происходят гораздо быстрее, чем еще 50 лет назад. Законодатели не могут урегулировать интенсивно возникающие новые правоотношения с той же скоростью, с которой они появляются. Кроме того, не всегда есть возможность правильно понять и оценить полный перечень новых правоотношений, которые возникли в ходе создания новых каналов, продуктов и бизнес-моделей и которые потребуют оформления с помощью нормативных актов. По мнению Максима Рукинова, именно регуляторные «песочницы» могут стать помощниками законодателя в разделении «живых» и «мертвых» отношений по итогам их тестирования в «песочнице».
«Регуляторные песочницы» ― это особый экспериментальный правовой режим для инновационных проектов, позволяющий на определенный срок отказаться от некоторых нормативных требований, которые мешают развитию и применению новых технологий, или применять их с особенностями.
Существуют и спорные моменты, один из которых спикер выделил отдельно: Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» утверждает, что вносить изменения в законы можно только тогда, когда это указано в них напрямую (то есть допускается). Но пока таких оговорок нет ни в одном из действующих законов, и, значит, их надо в них включать. Внесение изменений в нормативные правовые акты — процесс небыстрый, особенно если речь идет о федеральных законах (большинство законов, в которые потребуется внести изменения для введения экспериментального правового режима, как раз относятся к федеральным, в частности это Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.).
Максим Рукинов обратил внимание на то, что каждый проект, попадающий в «песочницу», по завершении процесса тестирования должен показать, насколько успешно прошла его реализация и были ли достигнуты поставленные цели. Однако для создания «песочницы» необходимо заранее заручиться поддержкой органов власти в целях внесения изменений в законодательство, что, по мнению директора ЦТРР, может быть проблематично для мелкого и среднего бизнеса.
Спикер рассказал, что на первом этапе необходимо сформировать перечень проектов, под каждый из которых потребуется заранее составленный перечень нормативных правовых актов, касающихся его реализации. Второй этап — представление проектов уполномоченному органу (Минэкономразвития) и инициация обращения в Госдуму.
Далее требуется согласовать саму возможность внесения изменений в те законы и нормативные акты, которые нужно скорректировать для реализации каждого из проектов «песочницы». И именно здесь возникает определенное противоречие: участники правового эксперимента должны сначала попросить изменить закон и только потом предоставить результаты реализации самих проектов, среди которых могут быть как успешные варианты, так и не оправдавшие надежд. И если для крупных компаний сбор документации и ее подготовка для участия в «регуляторных песочницах» — реальная и посильная задача, то мелкий и средний бизнес могут испытать серьезные сложности.
Тем не менее Максим Рукинов надеется, что после подачи первых заявок все станет проще и понятнее, в том числе и в связи с внесением изменений в федеральные законы до старта работы «песочницы». Завершая свое выступление, он подчеркнул важность согласования проектов еще на этапе рассмотрения заявок: компании должны быть уверены, что проекты, которые финансируются сегодня, не будут потом запрещены.