Материалы ректорского совещания
Участники заседания почтили минутой молчания память заведующего кафедрой теоретической и прикладной механики, почетного профессора СПбГУ П. Е. Товстика и доцента кафедры экологической геологии С. В. Лебедева.
Об организации образовательного процесса в весеннем семестре
СПбГУ необходимо планировать проведение учебного процесса в следующем семестре с учетом изданных в июле 2020 года рекомендаций Роспотребнадзора, а также с учетом эпидемиологической обстановки в Санкт-Петербурге. Директорам институтов и деканам факультетов дано поручение: в течение недели представить предложения по формату проведения занятий в следующем семестре на основе имеющегося опыта прошлого семестра и опыта прошлого учебного года.
О текущих проблемах в организации учебного процесса
За две прошедшие недели (с 28 декабря) в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 16 обращений от студентов, семь обращений поступило на электронную почту проректора. По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения.
В частности, был вопрос обучающегося относительно сложности получения доступа к тестовому заданию онлайн-курса СПбГУ. Он сразу сообщил о техническом сбое, представил скриншоты экрана своего компьютера. С участием директора Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ В. А. Старостенко проблема была оперативно решена. Выяснилось, что сбой произошел со стороны платформы «Открытое образование», ошибки были устранены сотрудником ЦРЭОР и сотрудником службы технической поддержки платформы НПОО. После устранения технического сбоя для обучающегося была организована индивидуальная сдача экзамена с прокторингом, и он успешно прошел аттестационное испытание.
Был также вопрос студентки об аттестационных испытаниях. Разъяснялось, что в образовательных программах Университета есть ряд дисциплин, обучение по которым завершается не в форме экзамена или зачета, а в форме аттестационного испытания (например, физкультура и безопасность жизнедеятельности). Без получения аттестации по этим учебным дисциплинам студент не может быть допущен к ГИА (поскольку не выполнил учебный план по этой программе). Но есть и отличие от сдачи экзамена или получения зачета. Если студент не прошел аттестационное испытание в определенные, указанные сроки, то это не создает для него академической задолженности. Главное, чтобы он получил аттестацию по этим учебным дисциплинам, чтобы быть допущенным к ГИА.
Другая студентка спрашивала о праве на индивидуальный план обучения для обучающихся договорной (платной) и бюджетной основы. Разъяснялось, что индивидуальный план обучения, индивидуальный график сдачи экзаменов и зачетов предусмотрен правилами обучения в СПбГУ для студентов любой основы обучения. Но такие изменения структуры учебного процесса организуются для студентов при наличии определенных оснований, указанных в правилах обучения.
О возможности получения индивидуального плана обучения и индивидуального графика сдачи экзаменов и зачетов студент может проконсультироваться у заместителя начальника учебного управления по соответствующему направлению.
Отчисление обучающихся за представление подложных документов о временной нетрудоспособности
В четвертом квартале 2020 года в Университете было выявлено три случая представления обучающимися справок о нетрудоспособности с признаками подлога: Я. В. Тюлькубаева (журналистика), А. Жермагамбетова (менеджмент) и В. С. Халеев (химия). Эти обучающиеся были отчислены из СПбГУ (в соответствии с п. «з» п. 51 Устава СПбГУ — за представление подложного документа) без права восстановления в СПбГУ. По каждому выявленному факту было направлено обращение в правоохранительные органы Санкт-Петербурга.
На ректорском совещании также сообщалось, что в СПбГУ учет отчислений по факту представления подложных документов ведется с 2012 года. За это время отчислено за представление поддельных документов 279 человек, обучающихся по всем направлениям подготовки, в том числе: журналистика и массовые коммуникации (30), менеджмент и юриспруденция (по 15), философия (14) (справка).
Отмечалось, что обучающиеся, отчисленные по основаниям, предусмотренным подпунктами «ж», «з» и «з1» пункта 51 Устава СПбГУ, не подлежат восстановлению в Санкт-Петербургском университете. На совещании предлагалось провести переговоры с руководителями других вузов и ассоциаций вузов (например, Ассоциации юридических вузов, Ассоциации ведущих вузов России), чтобы подобная норма была закреплена в их уставах. Директорам и деканам поручено регулярно информировать представителей студсоветов подразделений о всех возможных правовых последствиях представления обучающимися подложных документов о временной нетрудоспособности.
«Цифровая экономика РФ» в образовательных программах СПбГУ
Начиная с 2018 года, по поручению ректора в СПбГУ организована работа по учету потребностей подготовки специалистов для работы в условиях цифровой экономики. Эта работа основана на деятельности специально созданной рабочей группы, в которую по предложениям директоров институтов и деканов факультетов включены представители всех преподавательских коллективов учебно-научных подразделений Университета. Основные результаты этой работы отражены в презентации.
На совещании отмечалось, что в результате деятельности рабочей группы была сформулирована универсальная цифровая компетенция, которая включена в собственный стандарт СПбГУ. Этой компетенции пока нет в ФГОС даже последнего поколения. Вузы-партнеры, обладающие правом на собственные стандарты, также разработали такую компетенцию, но позже СПбГУ. Для разных уровней обучения наша универсальная цифровая компетенция сформулирована по-разному: в бакалавриате — одна, а в магистратуре и аспирантуре — более сложная. При этом универсальные компетенции мы формулируем сами, а для формулировки общепрофессиональных и профессиональных цифровых компетенций используем требования ФГОС. Поставлена и решается задача: чтобы в каждой основной образовательной программе СПбГУ на любом уровне обучения студенты осваивали сквозные универсальные и профессиональные компетенции цифровой экономики.
Одна из главных проблем, ограничивающих возможности расширения такой деятельности — недостаток квалифицированных преподавателей, которые владеют такими современными цифровыми компетенциями и могут обучать им наших студентов. В связи с этим директорам и деканам поручено провести обсуждение с заведующими кафедрами и представить проректору по организации работы с персоналом В. В. Еремееву, первому проректору по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой перечень компетенций, которыми новые преподаватели должны владеть, а действующие преподаватели должны получить за счет повышения квалификации. Кроме того, директора и деканы должны предложить новые направления деятельности по обучению специалистов для цифровой экономики. Конечно же, все универсанты могут представить свои предложения по этим вопросам.
В СПбГУ впервые проведено обучение федеральных государственных гражданских служащих по ДОП в рамках специального госзадания
Только в 2020 году СПбГУ и некоторые другие вузы, подведомственные Правительству РФ, добились права обучать федеральных государственных гражданских служащих по дополнительным образовательным программам в рамках отдельного специального государственного задания. Обсуждались итоги выполнения Университетом этого госзадания в 2020 году и планы на 2021 год.
В соответствии с государственным заданием СПбГУ на 2020 год было организовано повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих по дополнительной профессиональной программе «Вопросы реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства)». Научный руководитель образовательной программы — доктор социологических наук, декан факультета социологии СПбГУ профессор Н. Г. Скворцов. Обучение объемом 36 академических часов (в том числе 36 часов контактной работы) было проведено в СПбГУ в два этапа: с 19 по 23 октября и с 30 ноября по 10 декабря 2020 года. Обучение по программе проводилось полностью с применением информационно-телекоммуникационных технологий.
В качестве преподавателей привлекались научно-педагогические работники СПбГУ, чья область научных интересов соответствует тематике, а также эксперты из органов государственной власти, подведомственных учреждений и представители НКО, обладающие значительным опытом работы в области освещаемых в рамках курса тем. Помимо теоретических вопросов, особое внимание было уделено освещению лучших практик волонтерской деятельности в различных сферах (в том числе здравоохранение, физкультура и спорт, образование, чрезвычайные ситуации, правоохранительная деятельность, «серебряное» волонтерство). Финансовое обеспечение этого обучения осуществлялось за счет бюджетных ассигнований в объеме 233,5 тыс. рублей.
Предварительно согласованная Минтрудом численность обучаемых — 25–30 человек. Всего по программе в 2020 году обучение прошли 54 слушателя, 52 из них успешно завершили обучение (16 из 16 в первой группе и 36 из 38 во второй).
По результатам обучения была проведена оценка удовлетворенности слушателей результатами обучения по программе по десятибалльной шкале:
- удовлетворенность содержанием дисциплины в целом — 8,7
- удовлетворенность формой преподавания — 9
- качество подготовки предложенных учебно-методических материалов — 8,7
- удовлетворенность использованием преподавателями интерактивных и активных методов обучения — 8,6
Были высказаны следующие пожелания и комментарии:
- уделить внимание вопросам добровольной пожарной команды, охраны и добровольцев-спасателей
- обеспечить предварительную рассылку учебно-методических материалов перед лекциями для ознакомления
- добавить больше практик субъектов России, проектов федерального уровня
- предоставить возможность услышать мнение волонтеров и волонтерских организаций
- провести обучение офлайн
Директорам и деканам поручено представить предложения по тематике дополнительных образовательных программ. Будет сформирована рабочая группа. Ректор напомнил: если директор института или декан факультета готов брать на себя ответственность за реализацию дополнительных образовательных программ, то такую доверенность и вместе с ней широкий круг прав он тут же получает.
Основные и дополнительные образовательные программы в области медицины и медицинской микробиологии
Пандемия COVID-19 затронула все сферы жизни: деятельность органов власти и управления; работу организаций, в первую очередь — организаций здравоохранения; разные аспекты жизни населения. В начальный период требовались и принимались срочные меры и действия, постепенно происходил отбор верных решений и накапливался опыт хороших практик. В системе образования было естественно ожидать появления программ повышения квалификации на основе накапливаемого опыта. В первую очередь это касается различных областей медицины и COVID-ориентированных дополнительных образовательных программ повышения квалификации медицинских работников.
Спустя год после начала пандемии можно оценить некоторые результаты. На интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России размещена информация о предлагаемых вузами дополнительных образовательных программах, из которых около 149 ориентированы на медицинских работников с высшим образованием и 28 — на медицинских работников со средним профессиональным образованием. Программы затрагивают разные аспекты: от диагностики и терапии до стоматологии и организации здравоохранения. Лидерами по числу программ являются Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (более 20 программ) и Башкирский государственный медицинский университет (16 программ). Есть и петербургские медицинские вузы: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова (пять программ) и Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (одна программа).
Все эти программы подготовлены вузами Минздрава. На сайтах университетов, имеющих в своей структуре медицинские факультеты (в частности, МГУ, Петрозаводского ГУ, Дальневосточного федерального университета), ДОП по COVID-19 не обнаружено. На сайте Центра дополнительных образовательных программ по направлениям медицина, медицинские технологии, стоматология и юриспруденция СПбГУ представлено только две программы: «Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): аналитика и практика» и «Лучевая диагностика поражения легких при коронавирусной инфекции (COVID-19)» (при этом Башкирский медуниверситет разработал 16 программ!). Другой вопрос — почему наши программы не анонсированы на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России? Это недоработка наших преподавателей-экспертов в сфере медицины или следствие ведомственных барьеров? Первому проректору по медицинской деятельности Ю. Н. Федотову поручено решить вопрос с размещением информации о наших программах на сайте Минздрава.
Между тем развитие пандемии поставило вопросы перед разными специалистами в разных областях, ответы на которые могли бы дать соответствующие программы повышения квалификации. Например, организация бизнеса и минимизация экономических потерь в условиях локаута и иных связанных с пандемией ограничений. Или: социальные аспекты COVID-диссидентства и информационные инструменты для снижения рисков населения. На совещании обращалось внимание на то, что тематика пандемии предполагает междисциплинарные подходы и дает возможность отработать взаимодействие между представителями разных научно-образовательных направлений Университета при формировании междисциплинарных образовательных программ и междисциплинарных научных исследований.
Пандемия поставила также вопрос о подготовке специалистов, глубоко ориентированных на борьбу с инфекциями и эпидемиями. На заседании межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по вопросам создания национальной системы защиты от новых инфекций заместитель главы Совбеза РФ Д. А. Медведев сказал: «В короткие сроки нам нужно завершить разработку федерального государственного образовательного стандарта подготовки кадров по специальности "Медицинская микробиология" для того, чтобы наладить эту работу уже на системном уровне». Университетским медицинским специалистам и биологам нужно включиться в этот процесс и оценить, в какой мере в подготовку медицинских микробиологов должен включиться наш Университет: на уровне усиления этого аспекта в учебных планах специальности «Лечебное дело» или открытия новой специальности «Медицинская микробиология». В любом случае нам следует опираться на общеуниверситетский потенциал — на коллективы кафедры физиологии и кафедры инфекционных болезней, эпидемиологии и дерматовенерологии медицинского факультета, на коллектив кафедры биологического факультета, а также на специалистов других направлений (математиков, социологов, правоведов, психологов).
Директорам и деканам дано поручение: организовать консультации с целью создания дополнительных образовательных программ по тематике COVID-19. Будет сформирована рабочая группа из представителей трех факультетов (медицинского, стоматологии и медицинских технологий, биологического) для разработки этих вопросов. Первый проректор по учебной и методической работе и деканы перечисленных факультетов ждут предложений от всех универсантов.
Эксперты СПбГУ для рейтингового агентства QS
В текущем году традиционно организован процесс сбора и представления актуальных данных потенциальных экспертов СПбГУ в рейтинговое агентство QS:
- российских и зарубежных представителей академического сообщества Университета, которые могут выступить в роли экспертов при проведении опроса по академической репутации
- российских и зарубежных представителей работодателей, которые могут выступить в роли экспертов при проведении опроса по репутации среди работодателей
В связи с тем, что рейтинг QS World University Rankings должен быть опубликован в июне 2021 года, необходимые сведения для участия в данном рейтинге университетов должны быть представлены в QS не позднее 3 февраля 2021 года, в том числе кандидатуры потенциальных экспертов.
Предварительно актуальные перечни потенциальных экспертов Университета сформированы из числа иностранных академических партнеров, членов советов образовательных программ, партнеров научных лабораторий / центров, а также из числа исполнителей / соисполнителей хоздоговоров СПбГУ. Пока не представлены сведения от директоров институтов ВШМ и химии, деканов биологического факультета и факультета математики и компьютерных наук. Директорам институтов и деканам факультетов поручено представить в срок до 29 января мнения по дополнению, исключению кандидатур потенциальных экспертов из перечней, а также по внесению изменений в данные экспертов.
Участие экспертов СПбГУ в подготовке и выполнении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на 2021–2030 годы
31 декабря 2020 года распоряжением Правительства РФ № 3684-р была утверждена программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030). СПбГУ принимал участие в работе над документом весной-летом 2020 года, и предложения СПбГУ включены в итоговый текст документа. СПбГУ является одним из исполнителей программы. Представитель СПбГУ будет входить в состав координационного совета программы (куда входят также представители МГУ, РАНХиГС, Курчатовского института и РАН).
На совещании отмечалось, что Академия наук впервые привлекла Университет в качестве экспертной организации для работы над драфтом стратегического документа, отвечающего за научные исследования в стране. Проректор по научной работе С. В. Микушев поблагодарил РАН за конструктивную совместную работу над документом.
Директорам и деканам поручено представить предложения по перечню государственных программ, в реализацию которых СПбГУ может включиться.
Итоги пленума ВАК и работа диссертационных советов СПбГУ
25 декабря состоялось заседание Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ, на котором обсуждалось три вопроса:
- перечень рецензируемых научных журналов, утверждаемый по правилам Минобрнауки, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук (перечень журналов ВАК)
- проект «База данных RSCI»
- номенклатура научных специальностей и трансформация сети диссертационных советов
На ректорском совещании подробно обсуждался вопрос о системе государственной научной аттестации в СПбГУ и работе диссертационных советов.
В 2020 году система государственной научной аттестации в СПбГУ работала непрерывно, несмотря на пандемию, без сбоев и в соответствии с планом и установленными требованиями. Шло развитие и повышение эффективности работы системы, а именно:
- план государственного задания по числу защит перевыполнен более, чем на 50 %
- СПбГУ первым в России начал проводить защиты диссертаций на соискание ученой степени в полностью дистанционном режиме
Несколько лет назад в СПбГУ создана, освоена и используется система работы диссертационных советов в режиме полностью удаленного доступа. СПбГУ стал первым вузом в России, который в условиях пандемии (чтобы не прерывать работу системы государственной научной аттестации) ввел порядок проведения защит диссертаций в режиме полностью удаленного доступа. Это было осуществлено в соответствии с приказом СПбГУ от 23.03.2020 № 2304/1, в котором был введен порядок электронного представления документов соискателем на защиту и, главное, порядок проведения заседаний диссертационных советов СПбГУ в полностью удаленном интерактивном режиме при условии аудиовизуального контакта членов диссертационного совета, соискателя и иных участников заседания.
Другие вузы и даже университеты, работающие в «пилотных проектах» по проведению защит диссертаций по самостоятельно установленным правилам, отреагировали не сразу либо вообще не отреагировали и прекратили проведение защит диссертаций. Так, например, в соответствии с официальными данными сайта ВАК Минобрнауки России, в мае 2020 года в МГУ не прошло ни одной защиты диссертации. В то время как в СПбГУ в апреле-мае 2020 года было проведено 38 защит в режиме полностью удаленного доступа.
В итоге СПбГУ перевыполнил государственное задание в части проведения защит диссертаций на соискание ученой степени: планировалось 80 защит диссертаций в 2020 году, проведено 123 защиты (из них 102 кандидатских и 21 докторская). Для проведения защит диссертаций в 2020 году было сформировано 142 диссертационных совета по самостоятельно установленным СПбГУ правилам. Наибольшее число защит (30) состоялось по физико-математическим наукам (для сравнения: 15 защит в 2019 году). Уменьшилось число защит по экономическим наукам: с девяти защит в 2019 до пяти в 2020 году. В два раза увеличилось число иностранных граждан, защитивших диссертации в СПбГУ: с 14 человек в 2019 до 28 в 2020 году. Возросло число аспирантов СПбГУ, защищающихся в СПбГУ: с 50 в 2019 до 70 в 2020 году.
В федеральную информационную систему государственной научной аттестации регулярно вносятся данные в соответствии с требованиями ВАК Минобрнауки РФ, постоянно осуществляется компьютерный контроль со стороны ВАК Минобрнауки России. Со стороны Министерства науки и высшего образования РФ к СПбГУ в этой части замечаний нет.
В СПбГУ создан Call-центр — Центр по предоставлению информации и содействию при оформлении представляемых к защите документов, включая диссертации. В 2020 году направлены ответы на более чем 700 обращений и вопросов по электронной почте. Проводится предварительная проверка диссертаций на соответствие требованиям СПбГУ по формальным признакам.
Также в Университете велась планомерная подготовка «тылов» — работа с аспирантами — для будущих защит. В соответствии с поручением ректора состоялись семинары с аспирантами СПбГУ. Аспиранты были разделены на группы по отраслям наук и вместе с научными руководителями принимали участие в вебинарах. При таком подходе удалось ответить на вопросы практически каждого участника (в отличие от прошлогодней общей встречи с аспирантами Университета в Актовом зале СПбГУ). Суммарное число участников вебинаров с учетом научных руководителей — 594 человека.
Главные планы на будущее:
- ожидается издание Минобрнауки России новой номенклатуры научных специальностей, по которым происходит защита диссертаций в РФ, в связи с этим планируется замена номенклатуры научных специальностей в СПбГУ
- в связи с принятием 24.12.2020 в третьем чтении и утверждением Советом Федерации 25.12.2020 меняющего правовой статус аспирантуры федерального закона и в связи с предполагаемым существенным ростом числа защит диссертаций совершенствуется логистика организации и проведения защит диссертаций
В прошлом году было подано 143 заявки на проведение защит диссертаций в СПбГУ, и 20 из них до защиты не дошло. Диссертации получили отрицательные отзывы членов диссертационных советов, и претенденты сами отказались от проведения защиты либо попросили перенести срок защиты.
Об участии СПбГУ в аукционах для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на оказание услуг
На различных площадках размещаются конкурсы на оказание услуг для социально ориентированных некоммерческих организаций. СПбГУ имеет право принимать участие в таких конкурсах (поскольку СПбГУ — это некоммерческая организация и организация социально ориентированная), но, к сожалению, до сих пор в нашем Университете распространено заблуждение о невозможности участия в конкурсах и аукционах такого типа.
Отмечалось также, что иногда заявки научно-педагогических работников СПбГУ проигрывают в конкурсах по тематикам, которые являются приоритетными в Университете, из-за неверного оформления заявки. Например, ученый не знает о направлении исследований своих коллег в других отраслях науки и в разделе «Квалификация организации» пишет, что в СПбГУ юристов — 0, экономистов — 0 и т. п. (хотя это не соответствует действительности), поэтому его заявка проигрывает заявкам конкурентов, которые указывают на возможности проведения комплексных междисциплинарных исследований. Или же некоторые научно-педагогические работники убеждены в том, что если они в заявке упомянут тех же экономистов, юристов, психологов, то руководитель гранта обязан всех их включить в число соисполнителей и поделиться с ними частью выигранного финансирования. Подчеркивалось, что заявки научно-педагогических работников СПбГУ должны показывать потенциал Университета (а у нас есть специалисты в любой сфере знаний!).
На совещании разъяснялось: в случае, если есть сомнения в возможности участия в конкурсных процедурах от СПбГУ с точки зрения формальных признаков, научно-педагогические работники могут обращаться за консультациями в УНИ, в отдел привлеченного финансирования.
Сроки и места проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
28 декабря издан приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об установлении сроков и мест проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2020/21 учебном году». Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников пройдет с марта по апрель 2021 года по всем общеобразовательным предметам в традиционном (очном) формате. Министерство просвещения Российской Федерации также определило субъекты Российской Федерации, на территории которых будет проводиться заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. В Санкт-Петербурге он будет проводиться по общеобразовательному предмету «Технология».
В 2020 году из-за пандемии новой коронавирусной инфекции Министерством просвещения Российской Федерации было принято решение не проводить заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. При этом Министерство просвещения России издало приказ от 28.04.2020 № 189, в соответствии с которым призерами Всероссийской олимпиады школьников 2019/20 учебного года признавались выпускники школ, принявшие участие в региональном этапе олимпиады и набравшие проходные баллы для участия в заключительном этапе. А в 2021 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников состоится и пройдет в привычном для ее участников формате.
Следует учитывать, что победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников получают особое право — право на поступление в образовательные организации высшего образования без вступительных испытаний вне зависимости от наличия у них результатов единого государственного экзамена.
Лауреат премии РАН имени С. Л. Рубинштейна — профессор СПбГУ И. А. Мироненко
В 2020 году премия РАН имени С. Л. Рубинштейна присуждена трем ученым за серию научных работ по теме «Методология и история современной психологии». В их числе доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности СПбГУ И. А. Мироненко, выпускница нашего Университета (1978) и аспирантуры ЛГУ (1984).
Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна присуждается с 1992 года (один раз в три года) за выдающиеся научные работы в области психологии. В 2005 году ее получил другой выпускник нашего Университета — профессор А. Л. Журавлев (тогда член-корреспондент РАО, в настоящее время академик РАН и РАО).
Поручение президента РФ В. В. Путина
Теоретическая возможность создания отдельных юридических лиц в составе научно-образовательного комплекса университета была заложена в 2009 году в Федеральном законе от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
Фактически, начиная с 2010 года, Университет совершал регулярные попытки реализовать эту опцию. Для этого было нужно как минимум утверждение Правительством Российской Федерации порядка создания таких юридических лиц, входящих в состав научно-образовательных комплексов соответствующих университетов. К сожалению, СПбГУ не получил активной поддержки со стороны МГУ. Разумеется, у каждого вуза своя особенная ситуация. Руководство МГУ не высказывало заинтересованности в создании юридических лиц в составе своего научно-образовательного комплекса.
Следующий этап активности СПбГУ в направлении создания юридических лиц в составе научно-образовательного комплекса Университета связан с присоединением к Университету Клиники имени Н. И. Пирогова (2014–2016). СПбГУ несколько лет отказывался включать клинику в состав Университета в качестве рядового структурного подразделения. Однако настоятельные просьбы включить клинику в состав Университета в статусе самостоятельного юридического лица не увенчались успехом. Следующий этап связан с обращением в 2017 году Попечительского совета ВШМ СПбГУ.
К сожалению, все эти инициативы не были поддержаны профильными министерствами, в первую очередь Минобрнауки и Минфином. Например, в конце 2018 года проходило совещание по этому вопросу при поддержке руководства Счетной палаты Российской Федерации, но и оно не принесло результата. Примерно в это же время председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев дал поручение разработать порядок создания юридических лиц в составе научно-образовательных комплексов МГУ и СПбГУ. Во исполнение этого поручения Министерством образования был разработан проект такого порядка, который предусматривал, что функции учредителя таких юридических лиц будет выполнять Министерство образования и науки РФ. Такой проект не был согласован ни МГУ, ни СПбГУ, а поручение осталось на контроле. Осенью 2020 года по поручению президента РФ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации вновь подготовило проект порядка и сформулировало в нем позицию о том, что учредителем создаваемых юридических лиц в составе научно-образовательных комплексов университетов должно быть именно Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Эта позиция по факту означает, что в результате создания такого юридического лица Университет фактически растаскивался на части, разрушалась единая система управления.
Заместителем ректора по правовым вопросам были подготовлены возражения Университета относительно такого предложения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
В конце декабря президент Российской Федерации дал поручение председателю Правительства РФ М. В. Мишустину «обеспечить внесение в Федеральный закон от 10 ноября 2009 года № 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" изменений, предусматривающих, что полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в научно-образовательный комплекс Санкт-Петербургского государственного университета, а также полномочия собственника федерального имущества, закрепленного или подлежащего закреплению за такими юридическими лицами, осуществляются от имени Российской Федерации соответственно Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».
Позиция Ученого совета СПбГУ относительно создания отдельных юридических лиц в составе Университета
В сентябре-октябре 2020 года, учитывая обязательность соблюдения процедур при решении вопроса о создании, реорганизации и ликвидации института, факультета, кафедры (этот порядок четко сформулирован в Уставе СПбГУ), директор клиники ВМТ имени И. Н. Пирогова СПбГУ Ю. Н. Федотов обратился к ректору с вопросом об изменении статуса клиники СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 26.10.2020). В соответствии с установленными уставом правилами указанный вопрос должен рассматриваться и обсуждаться на Ученом совете СПбГУ. Подготовка к рассмотрению на Ученом совете, как принято, проходила на заседаниях постоянных комиссий Ученого совета СПбГУ: постоянной комиссии по научной работе, постоянной комиссии по учебно-методической работе и постоянной комиссии по правовым вопросам — 16.12.2020, 15.12.2020 и 16.12.2020, соответственно.
В итоге 21 декабря вопрос о статусе клиники СПбГУ рассматривался на заседании Ученого совета СПбГУ. Ученый совет СПбГУ посчитал необходимым предоставить возможность формирования научно-образовательного комплекса СПбГУ из подразделений, имеющих статус юридических лиц. С этой целью Ученый совет обратился к ректору с просьбой выступить с инициативой об изменении положений федерального закона от 10.11.2009 № 259-ФЗ с предоставлением СПбГУ полномочий учредителя и собственника имущества в отношении таких юридических лиц (Итоги заседания Ученого совета СПбГУ от 21.12.2020, раздел «О статусе клиники СПбГУ»).