Забыть о слове «невозможно»: как перейти на дистанционное обучение за считанные дни
В связи с пандемией коронавируса Санкт-Петербургский государственный университет еще 14 марта 2020 года первым в России принял решение о переводе обучения в онлайн-формат. В Высшей школе менеджмента СПбГУ полный переход в цифру удался за рекордные три дня. О том, как это удалось сделать, рассказывает первый заместитель директора Высшей школы менеджмента Константин Кротов.
Как организован процесс дистанционного обучения?
С 16 марта на основании приказа первого проректора по учебной работе М. Ю. Лавриковой и первого проректора Е. Г. Черновой были полностью отменены все очные мероприятия и занятия, а лекции и семинары стали проводить онлайн. В первые два-три дня учебным управлением по направлению «Менеджмент» были перенесены несколько занятий, но уже к концу недели все лекции шли по расписанию. Сейчас преподаватели проводят в дистанционном формате и лекции, и практические занятия, и групповые работы, и даже защиты проектов.
Как быстро удалось перейти на новые рельсы? Что этому способствовало?
Один из важнейших факторов успеха в оперативном решении критических задач — это слаженная работа команды людей, для которых не существует слова «невозможно». Когда в субботу, 14 марта, стало понятно, что коллектив ВШМ должен обеспечить переход в онлайн в кратчайшие сроки, директор школы О. К. Дергунова создала рабочую группу. Участники рабочей группы взяли на себя ответственность за основные направления деятельности: методологические вопросы, взаимодействие со студентами и коммуникации в коллективе.
Академические директора программ связались с каждым преподавателем лично и объяснили серьезность ситуации, поэтому преподаватели откликнулись положительно и проявили гибкость. Сотрудники ректората, отвечающие за технологические вопросы, были вынуждены решать сразу же множество вопросов одновременно, но первым делом они помогли разработать инструкции и провести обучение для тех, кто никогда не работал с платформой для удаленной работы. Студенты-волонтеры прошли дополнительный инструктаж и помогали быстрее разобраться с системой другим студентам ВШМ.
В первые же дни работы IT-управление ректората по направлению «Менеджмент» организовало специальную службу по поддержке онлайн-обучения. Заявки от преподавателей, студентов и сотрудников принимаются через электронную почту, специальную форму на сайте и по отдельному многоканальному телефонному номеру. Служба поддержки, сформированная из IT-специалистов и преподавателей и коллектива школы, прошедших дополнительную подготовку, их оперативно обрабатывает. С понедельника по субботу порядка 15 администраторов и экспертов оказывают помощь на русском и английском языках и отвечают на вопросы, связанные с технологией и методологией онлайн-обучения.
Какие электронные инструменты используются? Это один инструмент для всех или есть разнообразие и возможность выбора?
Сегодня учиться онлайн можно практически где угодно, используя продукты компании Microsoft, платформы для групповой работы и даже мессенджеры и социальные сети. Некоторые вузы разрабатывают собственные системы для онлайн-обучения, другие используют готовые внешние решения.
Каждый подход имеет свои плюсы и минусы. В последние недели большинство внешних платформ испытывает колоссальную нагрузку, так как образовательные институции во всем мире переходят в онлайн. Но такими платформами занимается огромная команда разработчиков и технической поддержки, которая оперативно устраняет проблемы пользователей и работает над улучшением программного обеспечения. Стабильность работы внутренних университетских систем зачастую ложится на плечи вуза, а учитывая объемы и скорость перевода образовательных программ в онлайн и ограниченность штата технических специалистов, такие системы могут испытывать большие перегрузки и давать сбои.
В коллективе ВШМ для проведения онлайн-лекций используется платформа MS Office 365 — Microsoft Teams. Эта площадка позволяет подключать к мероприятию большое количество участников одновременно, что позволяет читать потоковые лекции сразу для нескольких групп, а также она достаточно простая и понятная в использовании.
Однако Teams, как и все подобные системы, — это платформа для онлайн-лекций и общения. Для выполнения домашних заданий и выставления оценок нужна система управления обучением. Поэтому обмениваться материалами и сдавать задания студенты продолжают через привычную систему Blackboard — члены коллектива ВШМ ее используют не первый год.