СПбГУ запускает новый онлайн-курс по нейролингвистике под руководством Татьяны Черниговской
Санкт-Петербургский университет запускает на платформе Coursera новый онлайн-курс, посвященный нейролингвистике — современной науке на стыке лингвистики и нейробиологии. Чем уникален этот курс, а также каким образом дистанционная работа и обучение влияют на мозг человека, рассказала профессор, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяна Черниговская.
Программа онлайн-курса Neurolinguistics рассчитана на семь недель, за это время слушатели познакомятся с историей нейролингвистики, а также с нейрофизиологическими и клиническими исследованиями речи, чтения и письма. Они смогут больше узнать о том, как дети обучаются первому и второму языку, почему во время шизофрении возникают слуховые галлюцинации и что происходит в мозге человека, страдающего афазией — болезнью, во время которой утрачивается способность говорить или понимать речь.
Онлайн-курс будет полезен как студентам, профессионально изучающим нейролингвистику, так и всем, кто интересуется этой стремительно развивающейся областью науки. Участие в нем бесплатное, однако необходимо зарегистрироваться на сайте образовательной платформы Coursera, где также можно получить более подробную информацию о программе занятий. По словам Татьяны Черниговской, несмотря на сложную обстановку, связанную с распространением коронавируса, команде универсантов удалось завершить работу над курсом в крайне сжатые сроки.
Среди преподавателей курса — профессора очень высокого уровня из Норвегии, США и Финляндии.
Заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяна Черниговская
«И все они читают курсы по своей непосредственной специальности, поэтому студентам очень повезло: им не нужно собирать эту информацию из 30 разных источников, все самое важное есть в одном. Я очень благодарна команде Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ и ее лидеру Владимиру Старостенко, своим коллегам с кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и лаборатории когнитивных исследований за эту работу. Это очень хороший пример того, как себя должны вести ответственные и умные люди в критической ситуации, в которой мы оказались, — работать осмысленно, иметь план. Мне кажется, что нам это удалось», — рассказала Татьяна Владимировна.
Как отметила Татьяна Черниговская, тотальный переход на дистанционное обучение стал для многих преподавателей несомненным вызовом, который требует профессиональной работы. На ее взгляд, сегодня необходимо активно развивать методики дистанционного преподавания, в том числе связанные с онлайн-курсами.
«У большинства людей произошел очень сильный сбой алгоритма, а мы привыкли, что в нашей жизни много рутины — "наезженных" действий, время в сутках уже распределено. И, конечно, разные люди будут по-разному реагировать на отсутствие социальных контактов», — отметила профессор.
Для того чтобы мозг в этих условиях хорошо работал, он должен работать. Извините за языковую игру. Работать — это не значит в чашку налить чая, это значит читать сложные книги, слушать великую музыку, смотреть великие фильмы и думать. И сейчас есть на это время.
Заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяна Черниговская
Кроме того, подчеркивает Татьяна Черниговская, самоизоляция — это лучшее время, чтобы остановиться и задуматься о самых серьезных вещах: о ценностях и целях. То, что сейчас происходит, отмечает профессор, несомненно, вызов человечеству как биологическому виду, а также как социальному.
«Нам всем вообще-то есть о чем подумать, сидя дома, — сказала Татьяна Черниговская. — Пришло время остановиться. И я думаю, что многие это уже сделали, потому что их заставила жизнь. Просто сесть и подумать: а что вообще происходит? А какова система ценностей? Так ли нужно купить очередную сумку или посмотреть идиотский клип? Или, может быть, подумать о том, что мы такое сотворили с Землей, с нашей планетой, если она на нас так обрушилась?»