Материалы ректорского совещания
День рождения Университета
8 февраля полуденный артиллерийский залп из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости был произведен в честь дня рождения Университета. Старейшему вузу России — 296 лет. Выстрел произвели директор Института трансляционной биомедицины СПбГУ, научный руководитель Клиники высоких медицинских технологий Р. Р. Гайнетдинов и заведующий кафедрой прикладной кибернетики профессор Н. В. Кузнецов. Оба наших ученых входят в глобальный список высоко цитируемых ученых Web of Science (Материалы ректорского совещания от 25.11.2019).
На ректорском совещании отмечался вклад Р. Р. Гайнетдинова и Н. В. Кузнецова в показатели, которые учитываются в Academic Ranking of World Universities (ARWU) — Шанхайском рейтинге университетов мира. Дело в том, что из всех ученых, сотрудничающих с СПбГУ, только Р. Р. Гайнетдинов и Н. В. Кузнецов входят в число наиболее цитируемых ученых мира. А, как известно, в Шанхайском рейтинге одним из индикаторов является Highly Cited Researchers (HiCi) (высоко цитируемые исследователи). Индикатор HiCi рассчитывается на основании списка высоко цитируемых ученых, выбранных Web of Science Group. В этом списке за 2019 год всего 6216 ученых, на публикации которых за период с 2008 по 2018 год чаще всего ссылались авторы других научных статей. С научно-образовательными учреждениями России аффилированы только десять ученых. С УРФУ, Сколтехом, МФТИ и ИТМО сотрудничают по одному ученому из этого списка, но все эти вузы поставлены только второй аффилиацией, в то время как первая — зарубежный университет. Только у четырех из десяти российских ученых первой аффилиацией в их научных работах стоит российская организация как основное место работы. Из этих четверых ученых один (профессор С. В. Морозов) работает в Институте проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН, а еще трое — сотрудники СПбГУ: Н. В. Кузнецов, Р. Р. Гайнетдинов и безвременно ушедший от нас в апреле прошлого года профессор Г. А. Леонов. Вес индикатора HiCi в рейтинге ARWU составляет 20 %.
В 2019 году СПбГУ в рейтинге ARWU занимает вторую позицию среди российских вузов, после МГУ, и располагается в группе университетов, занимающих позиции с 301 по 400.
Отмечено, что расчет этого индикатора производится только для университетов, в отношении к которым ученые указали первичную аффилиацию (если у автора в научной статье несколько аффилиаций, то учитывается только первая). Поскольку у Р. Р. Гайнетдинова и Н. В. Кузнецова СПбГУ указан в качестве первичной аффилиации, то при расчете рейтинга на 2020 год индикатор HiCi будет рассчитан и в отношении СПбГУ. В связи с этим отмечена важность указания СПбГУ в качестве первой организации при подготовке научных статей, в которых ученые из СПбГУ планируют указать более одной аффилиации.
О совместном заседании президиума Госсовета и совета по науке и образованию
6 февраля под председательством В. В. Путина в Большом Кремлевском дворце состоялось совместное расширенное заседание президиума Государственного совета и совета при президенте по науке и образованию. Основное внимание на заседании было уделено вопросам соответствия системы среднего профессионального и высшего образования требованиям экономики, ожиданиям государства и общества, формированию и внедрению новых инструментов взаимодействия образовательных и научных организаций, органов власти всех уровней и работодателей с целью сохранения и развития интеллектуального потенциала страны (Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию от 06.02.2020).
Расширенное заседание Госсовета было посвящено повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы. В связи с этим на ректорском совещании отмечалось, что линия на сотрудничество с работодателями системно реализуется в СПбГУ с 2016 года. Теперь ежегодно более 1500 представителей работодателей (в среднем 75 % членов комиссий) участвуют в государственной итоговой аттестации выпускников Университета, представители работодателей являются членами кадровых комиссий институтов, факультетов (100 % членов комиссий). В 200 советов образовательных программ входит более 1900 представителей работодателей (почти 100 % членов советов).
Участники совещания вспомнили, что вначале возникали проблемы с организацией тесного сотрудничества с представителями работодателей (например, с включением их в состав ГЭК). Тогда многие были недовольные тем, что госэкзамены и защиты ВКР будут проводить не сами преподаватели, а работодатели. На ректорском совещании один из деканов высказывался: как, дескать, практиков можно допускать к приему экзаменов, если они не понимают, чему мы студентов учим. Два других декана обратились к ректору с просьбой: дескать, они не могут найти столько представителей работодателей (50 % состава ГЭК), которым они могут объяснить необходимость поставить конкретному студенту определенную оценку или заставить их сделать это, и попросили сократить численность работодателей с 50 % «хотя бы до 30 %, а лучше бы до 20 %». Именно в ответ на эти откровенные предложения ректор принял решение, в соответствии с которым в первый год составы ГЭК должны были на 100 % состоять из работодателей.
Вовлечение работодателей в образовательный процесс обсуждалось в рабочих группах при подготовке заседания Госсовета. На общем заседании всех рабочих групп один из губернаторов предложил (по аналогии с ЕГЭ для выпускников школ) ввести для выпускников вузов внешние итоговые экзамены во всех вузах России. Это предложение поддержали многие участники заседания. Безусловно, предложение ввести своеобразное ЕГЭ для выпускников вузов отражает реальные проблемы с состоянием образования в России и показывает одно из главных средств решения проблем образования: вузы, преподаватели, студенты должны быть открыты для внешней оценки своей работы.
В 2016 году СПбГУ первым из российских вузов сделал этот шаг: привлек представителей работодателей к активному участию в жизни Университета по всем направлениям подготовки. Интересно, что в результате по некоторым специальностям на госэкзаменах впервые появились неудовлетворительные оценки. До этого в Университете «двоек» по этим специальностям никогда не было! Формирование государственных экзаменационных комиссий из числа работодателей началось на отдельных факультетах Университета еще в 1990-е годы. Например, юристы сначала стали исключать из состава ГЭК научных руководителей и рецензентов дипломных работ, потом ввели тайное голосование, а с конца 1990-х стали формировать состав ГЭК на 20–35 % из представителей работодателей. И если ранее на выпускном курсе была одна-две двойки на несколько сотен человек, то в конце 1990-х и в первые годы нулевых на госэкзаменах у студентов-юристов было до 25 % «неудов». Квалифицированная внешняя оценка, введение честных открытых процедур приема экзаменов помогли значительно повысить уровень образования.
Включенность работодателей в жизнь Университета гарантирует правильное определение направлений научных исследований бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов. В нашем Университете соответствующие инструменты для этого уже созданы: представители работодателей включены в составы научных комиссий институтов, факультетов, учебно-методических комиссий, сформированных по УГСН; компании-партнеры Университета (а их более 2000) ежегодно представляют предложения по темам выпускных работ и темам кандидатских диссертаций.
Об изменениях при подготовке в аспирантуре
На пленарном заседании 4 февраля Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). На ректорском совещании обсуждались эти предложения, направленные на модификацию программ аспирантуры (адъюнктуры) и смещение акцента с формальной оценки соответствия программ ФГОС к оценке уровня научной работы аспирантов и ее результативности, а также качества подготовленных диссертаций на соискание ученой степени.
Действующая модель аспирантуры (адъюнктуры) не обязывает лиц, завершивших обучение в аспирантуре (адъюнктуре), в дальнейшем защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук и является одной из возможных траекторий подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Защита диссертации возможна без освоения программ аспирантуры. Законопроектом предусмотрено, что программы аспирантуры (адъюнктуры) будут разрабатываться на основе федеральных государственных требований, которые будут утверждаться Министерством науки и высшего образования РФ.
В рамках освоения программ аспирантуры должна быть подготовлена диссертация, соответствующая критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней». Итоговая аттестация по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре будет проводиться в период освоения или по завершении освоения указанных образовательных программ в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия критериям, установленным Правительством РФ. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию и защитившим в установленном законодательством порядке диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, будет присваиваться ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдаваться диплом кандидата наук.
Законопроектом также предусмотрен отказ от проведения государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры) с сохранением всех академических прав обучающихся по указанным программам, в том числе права на отсрочку от призыва на военную службу. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры), по-прежнему будут устанавливаться контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Выданные свидетельства о государственной аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры) будут признаны недействующими со дня вступления в силу закона. Обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающихся, принятых на обучение в соответствии с ФГОС, будет осуществляться до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ. При этом указанные обучающиеся вправе будут перейти на обучение по программам подготовки в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Внесены изменения в Устав СПбГУ
Рассматривались изменения в Устав СПбГУ, внесенные Постановлением Правительства РФ № 82 от 4 февраля 2020 года. Основные изменения следующие.
- Изменен порядок отчисления обучающихся СПбГУ за академическую неуспеваемость. Теперь порядок такой же, как в других вузах РФ: при получении оценки «неудовлетворительно» и (или) «не зачтено» при пересдаче аттестационной комиссии промежуточной аттестации по одной дисциплине.
- В связи с изменением законодательства и созданием военных учебных центров из устава исключено упоминание факультета военного обучения. Теперь устав предусматривает создание военного учебного центра при СПбГУ.
- Расширен перечень основных видов деятельности Университета. В устав внесена деятельность по организации проведения процедуры медиации — в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Изменения в Программе развития СПбГУ
Программа развития СПбГУ до 2020 года была принята в 2010 году. В ней выделено шесть приоритетных направлений, обозначен объем финансового обеспечения по каждому из 23 обособленных мероприятий.
На совещании рассматривались изменения, внесенные в Программу развития СПбГУ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 30.01.2020 № 150-р). Университет в октябре 2018 года, в апреле и августе 2019 года направлял предлагаемые изменения в Программу развития. Переписка длилась больше года. Министерство высшего образования и науки внесло предложения в Правительство РФ 31 декабря 2019 года. Правительство РФ утвердило их 30 января.
Как формируются компетенции по переводоведению?
Обсуждались образовательные программы Университета, формирующие у обучающихся компетенции по переводоведению: основные (пять в бакалавриате и 14 в магистратуре, в том числе три программы магистратуры, реализуемые на иностранном языке) и больше десяти дополнительных программ («Синхронный перевод», «Конференц-перевод (синхронный и последовательный перевод)», «Синхронный перевод и межкультурная коммуникация» и т. д.).
Также рассматривалась практика студентов магистратуры переводческих направлений в клиническом формате в Социальном центре переводов СПбГУ. За год работы Социального центра переводов СПбГУ — с января по декабрь 2019 года — было принято и обработано более 100 обращений (70,2 % — от организаций и 29,8 % — от частных клиентов). Переведено 4,74 млн знаков за год.
В Социальном центре переводов прошли практику студенты: 61 — в первом полугодии и 77 — во втором полугодии. Рабочие языки практики: русский, английский, испанский, французский, итальянский, немецкий, финский (венгерский). Объем переведенного материала:
- английский — 1 875 824 знака (77,1 %) в первом полугодии и 1 560 000 знаков (67,5 %) во втором полугодии
- испанский — 264 010 знаков (10,9 %) и 330 000 знаков (14,3 %)
- французский — 79 212 знаков (3,3 %) и 150 000 знаков (6,5 %)
- финский — 37 358 знаков (1,5 %) и 90 000 знаков (3,9 %)
- немецкий — 176 506 знаков (7,3 %) только в первом полугодии
- итальянский язык — 180 000 знаков (7,8 %) только во втором полугодии
В период работы центра были востребованы переводы по следующим тематикам: документы (22 %), научные тексты (21,5 %), медицинские документы (13,8 %), материалы по тематике, связанной с культурой и философией (28 %), информационные материалы (3,3 %) и материалы по другим тематикам (6,3 %).
Работа Социального центра переводов позволяет студентам на практике ознакомиться с работой переводчиков в различных сферах, с другой стороны, дает возможность гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, благодаря благотворительным фондам и государственным структурам, получить качественный перевод. Анкетирование в конце 2019 года показало, что студенты-практиканты достаточно высоко оценивают эффективность проводимой переводческой практики и считают ее неотъемлемой частью процесса обучения по программам магистратуры СПбГУ.
Какие рассылки направлять работникам и студентам?
На примере вопросов в Виртуальной приемной обсуждались две полярные точки зрения.
- Некоторые универсанты жалуются на то, что на их адреса корпоративной электронной почты приходит очень много информационных писем о мероприятиях, конкурсах, которые им неинтересны, из-за чего они могут, по их мнению, пропустить что-то действительно важное.
- Другие, напротив, убеждены, что рассылаться на корпоративные адреса должна вся информация, которая позволяет принимать участие в конкурсах и мероприятиях. Иначе, по их мнению, нельзя говорить о том, что у всех имеется равный доступ к сведениям, что напрямую может влиять на результат по некоторым вопросам. Так, в январе 2020 года студент и преподаватель обратились с просьбой продлить срок приема заявлений для участия обучающихся в конкурсе СПбГУ на финансирование участия в студенческих олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, конференциях и иных научных мероприятиях в 2020 году, потому что они не получили информацию об этом конкурсе на электронную почту. При этом на портале Университета были своевременно размещены объявление и приказ о конкурсе, в социальной сети Студсовет разместил соответствующую информацию. По итогам рассмотрения этих обращений было принято решение о продлении срока приема заявлений.
На совещании отмечалось, что по вопросу организации информационных рассылок среди универсантов нет единого мнения.
Директорам и деканам поручено представить предложения, чтобы определить, какие рассылки направлять в адрес научно-педагогических работников и студентов. Аналогичный опрос будет проведен среди обучающихся.
Нужны ли изменения формы диплома СПбГУ?
Проведен анализ предложений, полученных от директоров и деканов, о включении дополнительной информации в документы об образовании.
- Сведений об уровне владения иностранными языками (большинство деканов и директоров либо не представили предложения, либо высказались против, за внесение сведений высказалось восемь человек). Отдельно было отмечено, что языковые навыки обладают двумя свойствами: легкость проверки уровня владения языком и быстрая утеря навыков при отсутствии языковой практики. Это может потенциально создавать ситуации, когда соискатель вакансии будет демонстрировать уровень навыков ниже заявленного в дипломе, что приведет к недоверию со стороны работодателя и к диплому СПбГУ в целом. Также проанализированы предложения по достижению обучающимися уровня, сопоставимого с уровнем С1 СEFR, как итогового по результатам освоения ряда языковых основных образовательных программ бакалавриата.
- Иной дополнительной информации: о достижениях, об участии в конкурсах, фестивалях, о месте прохождения практики и т. п. В частности, руководитель одного из подразделений высказал мнение о том, что необходимо минимизировать информацию, отображенную в бумажной версии диплома, и разместить эту информацию во вложении («цифровом» портфолио студента), которое будет доступно через QR-код. При этом важно, чтобы информация собиралась и подгружалась автоматически, а не вручную (как сейчас), и тогда Университет будет ограничен только качеством собираемой информации, которую можно постепенно улучшать и расширять.
Спортивные мероприятия в 2019–2020 годах
Обсуждалось проведение спортивных мероприятий с участием обучающихся и сотрудников СПбГУ в 2019–2020 гг. В Университете для занятий физкультурой и спортом созданы условия не только для обучающихся, но и для преподавателей и административных сотрудников. В том числе желающие могут подготовиться к сдаче норм ГТО (например, в прошлом году более тысячи универсантов получили значки ГТО). Вся информация о предстоящих спортивных мероприятиях и формировании сборных команд публикуется на сайте Управления по организации спортивной деятельности.
Конкурсный отбор по Мероприятию 8 в 2020 году
Утверждено Положение о конкурсном отборе научных мероприятий СПбГУ в форме симпозиума, конференции, семинара, круглого стола, рабочей встречи, коллоквиума, заседания научной ассоциации (общества) и т. п., имеющее своей целью презентацию и обсуждение результатов научной деятельности (по Мероприятию 8) в 2020 году (приказ № 712/1 от 05.02.2020). Оно практически такое же, как и в прошлом году. Только изменен срок подачи заявок в электронной форме посредством информационной системы Pure СПбГУ: не позднее 8 мая для мероприятий, проводимых в первом полугодии следующего года.
Финансирование исследований, выполняемых обучающимися
Разработан порядок выделения средств на проведение исследований (в частности, социологической направленности), выполняемых обучающимися в рамках реализации образовательных программ. Спрос на проведение исследований на базе центра социологических и интернет-исследований СПбГУ возрос. Расценки для внешних заказчиков были введены достаточно давно. А внутри Университета до недавнего времени такие исследования проводились бесплатно. Возникала опасность, что ресурсы центра будут использовать нерационально, чтобы просто удовлетворить любопытство студентов.
По результатам обсуждения вопроса с экспертами определены нормы затрат времени сотрудников центра при работе со студентами Университета: один час работы — при консультировании студентов при подготовке курсовых или дипломных работ; два часа работы — на подготовку одной анкеты для исследования. Дорогостоящее оборудование кол-центра студенты не могут использовать. Опросы проводят сами. Определены предварительные расценки на использование фокус-групп, конструкторов анкет (с помощью сотрудников центра) и др.
К 75-й годовщине Победы
Утвержден план проведения мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (распоряжение № 290 от 04.02.2020).
План был направлен для рассмотрения в Студенческий совет. Утвержденный план может быть дополнен, если в адрес программного и организационного комитета будут своевременно направлены соответствующие реализуемые предложения.