Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Участники совещания почтили минутой молчания память Людмилы Алексеевны Вербицкой, президента СПбГУ, декана филологического факультета, заведующей кафедрой общего языкознания, почетного профессора СПбГУ, почетного президента РАО, академика РАО, почетного президента РОПРЯЛ, почетного гражданина Санкт-Петербурга, ректора СПбГУ в 1994–2008 годах.
В память о Л. А. Вербицкой
На совещании прозвучали соболезнования родным и близким Людмилы Алексеевны. Обсуждались вопросы увековечения памяти Л. А. Вербицкой. В СПбГУ создана специальная комиссия, которая будет заниматься этими вопросами (руководитель — заместитель председателя Ученого совета СПбГУ И. А. Горлинский). В нее вошли В. В. Еремеев, М. Ю. Лаврикова, В. П. Казаков, С. Ю. Рубцова, Т. В. Черниговская, А. Х. Даудов, Н. Г. Скворцов, Р. А. Эварестов. Поступили первые предложения по увековечению памяти Л. А. Вербицкой: учредить именную стипендию за успехи в исследованиях в области русского языка для студентов разных образовательных программ; подготовить и издать сборник трудов Л. А. Вербицкой; открыть мемориальную аудиторию в здании по адресу: Университетская наб., д. 11; подготовить к изданию сборник воспоминаний о Л. А. Вербицкой и др.
Церемония прощания состоялась 27 ноября в Актовом зале главного здания Университета (В СПбГУ простились с Людмилой Вербицкой). По завершении гражданской панихиды состоялось отпевание в храме Смоленской иконы Божией матери. Похороны прошли на Северном кладбище Петербурга.
25–27 ноября в Университете был траур, отменены все мероприятия развлекательного характера. По инициативе директоров институтов и деканов факультетов в день прощания были отменены учебные занятия по всем образовательным программам.
Открыто представительство СПбГУ в США
20 ноября в самом центре Нью-Йорка — в небоскребе на Манхэттене (108 West 39th Street Suite 1000, New York, NY 10018) состоялась торжественная церемония открытия представительства Санкт-Петербургского государственного университета в США. Выступая на церемонии открытия, руководитель делегации СПбГУ, заместитель ректора по международной деятельности С. В. Андрюшин рассказал американской аудитории о научных и образовательных достижениях СПбГУ. Он подчеркнул, что представительство СПбГУ — это первое в истории представительство российского высшего учебного заведения на территории Соединенных Штатов Америки. Его деятельность положительно скажется не только на обучении студентов, экспорте образовательных программ, научном сотрудничестве ученых двух стран, но и, конечно же, на отношениях России и США. В Университете объявлен конкурс на замещение должности руководителя проекта «Представительство СПбГУ в США» (приказ № 10763/1 от 29.10.2019).
Также в рамках мероприятия состоялась видеоконференция с участием обучающихся «Россия и Америка глазами студентов: стереотипы и реальность». В ближайшее время при поддержке ТАСС будет открыт конкурс на лучшие работы студентов, посвященные России и США. Конкурс будет объявлен в нескольких номинациях (фото, видео, эссе и др.), а работы будут презентованы в представительстве СПбГУ на Манхэттене в 2020 году (На Манхэттене открылось Представительство СПбГУ).
Накануне, 19 ноября, в городе Аннандейл-на-Гудзоне прошла церемония подписания соглашений о создании представительства СПбГУ и центра тестирования по русскому языку Санкт-Петербургского государственного университета в США (Представительство СПбГУ в США).
Представительство СПбГУ в Нью-Йорке станет площадкой, на которой будут проводиться научные, образовательные и культурные мероприятия. Директорам и деканам было поручено представить предложения по мероприятиям, которые можно включить в план работы представительства.
Встреча ректора СПбГУ с ректором Государственной политической академии Хо Ши Мина
23 ноября состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с ректором Государственной политической академии Хо Ши Мина тов. Нгуен Суан Тхангом, секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама. СПбГУ является центром вьетнамской культуры в Санкт-Петербурге: здесь была создана первая школа преподавания вьетнамского языка, в 2010 году в Университете был открыт первый в мире Институт Хо Ши Мина, здесь находится единственный в городе памятник Хо Ши Мину (СПбГУ укрепляет сотрудничество с партнерами из Вьетнама).
В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества двух вузов, в том числе вопросы большего проникновения вьетнамского компонента в различные образовательные программы СПбГУ и создания новых образовательных программ с вьетнамским компонентом, развития образовательного и научного сотрудничества с разными вьетнамскими организациями; вопросы обеспечения студентов Университета новой литературой не только в области изучения вьетнамского языка, но и по вопросам экономики, политики, права, международных отношений, психологии, философии, социологии, истории Вьетнама. Директорам и деканам поручено представить предложения по вопросам сотрудничества СПбГУ с вьетнамскими организациями.
Трое ученых СПбГУ вошли в глобальный список высокоцитируемых ученых Web of Science
Очередной список наиболее цитируемых исследователей мира за 2019 год компании Clarivate Analytics (она входит в группу Web of Science) включает 6216 ученых, на публикации которых за период с 2008 по 2018 год чаще всего ссылались авторы других научных статей. В этом году, как и в предыдущие годы, наиболее представленной страной в этом списке остаются Соединенные Штаты Америки — 2737 ученых (44 % фамилий в списке). Впервые на вторую позицию (637 ученых) вышла КНР (материковый Китай), обогнавшая занимавшую до этого года вторые позиции Великобританию (516). В Гарварде работают 203 ученых; в Стэнфорде — 103; в Калифорнийском университете в Сан-Диего, в Беркли и Лос-Анджелесе — более 50 в каждом.
С научно-образовательными центрами из России аффилированы, к сожалению, только десять ученых. С УрФУ, Сколтехом, МФТИ и ИТМО сотрудничают по одному ученому, но все эти вузы поставлены только второй аффилиацией, в то время как первая — зарубежный университет. Только у четырех из десяти российских ученых первой аффилиацией в их научных работах поставлена российская организация как основное место их работы. Из этих четырех ученых один — профессор С. В. Морозов из Института проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН, еще трое — сотрудники СПбГУ: заведующий кафедрой прикладной кибернетики Н. В. Кузнецов, директор Института трансляционной биомедицины СПбГУ Р. Р. Гайнетдинов и безвременно ушедший от нас в апреле прошлого года профессор Г. А. Леонов (Исследователи из СПбГУ вошли в список самых цитируемых ученых мира).
На совещании отмечалось, что попадание в список наиболее цитируемых ученых мира — это отражение выдающихся научных результатов и их признание мировым научным сообществом. Не случайно в мировых рейтингах университетов высокий уровень цитирования оценивается как Research Impact, то есть как «влияние», «воздействие» публикаций на мировую науку. Участники совещания поздравили коллег-номинантов и выразили надежду, что представленность СПбГУ в списках высокоцитируемых исследователей будет возрастать.
Исследования в СПбГУ проблем домашнего насилия
Еще в октябре ученые СПбГУ представили в Государственной думе РФ исследование, посвященное проблеме домашнего насилия (Опрос показал, сколько случаев домашнего насилия приходится на супругов). Работа по этому направлению продолжается уже в рамках деятельности центра изучения проблем домашнего насилия (В СПбГУ создан центр изучения проблем домашнего насилия). Директорам и деканам поручено направить предложения по вопросам, которые будут обсуждаться в ходе круглого стола по данной проблеме в Государственной думе РФ.
Ранее на ректорских совещаниях говорилось о том, что Университет поддерживает инициативы депутата Государственной думы Евгения Марченко, которые он высказал после трагической гибели аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко (Материалы ректорского совещания от 11.11.2019). На минувшей неделе стало известно, что парламентарии уже подготовили соответствующий проект федерального закона (Думец из Петербурга предлагает проводить психиатрическое освидетельствование педагогов раз в пять лет).
Результаты участия СПбГУ в конкурсах Минобрнауки России
СПбГУ победил в конкурсе «Создание и функционирование сети международных научно-методических центров для распространения лучших международных практик подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики, технологий» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» в 2019–2021 годах«. И не смог победить в конкурсе «Создание и обеспечение функционирования сети центров на базе образовательных организаций высшего образования для разработки моделей "Цифровой университет"» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» в 2019–2021 годах«.
Об открытии памятной доски Г. Н. Селезневу
На здании Ректорского флигеля установлена мемориальная доска, посвященная выпускнику ЛГУ / СПбГУ, председателю Государственной думы двух созывов (1996–2003), почетному профессору факультета журналистики СПбГУ Г. Н. Селезневу.
В торжественной церемонии приняли участие председатель Государственной думы Федерального собрания РФ В. В. Володин, заместитель председателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России В. И. Воронецкий, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В. С. Макаров, депутаты Государственной думы, супруга Г. Н. Селезнева.
Открывая мероприятие, В. В. Володин отметил, что Геннадий Селезнев стал частью истории становления молодого российского государства, возглавив Государственную думу в самое тяжелое время — с 1996 по 2003 год: «Он окунулся в политику, имея опыт журналиста и общественного деятеля. Ему удалось объединить людей с разными политическими взглядами для принятия решений в интересах нашей страны» («Он жил и работал для других людей». В СПбГУ открыли мемориальную доску в память о Геннадии Селезневе).
Активизировать опросы обучающихся о качестве работы преподавателей
Ранее на ректорском совещании обсуждались предложения студентов, касающиеся порядка проведения опросов обучающихся о качестве работы преподавателей Университета (Материалы ректорского совещания от 18.11.2019). Принято решение провести совместное заседание Студенческого совета СПбГУ и постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе для обсуждения предложений Студсовета Университета по внесению изменений в анкету опроса.
Об организации работы Психологической клиники СПбГУ
Ранее на ректорском совещании также обсуждались предложения студентов о значительном увеличении возможностей оказания психологической помощи студентам и сотрудникам Университета в рамках работы Психологической клиники СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 18.11.2019). Участники ректорского совещания поддержали предложения о расширении клинической формы обучения в виде обязательной практики для студентов по направлению «Психология», о более широком использовании возможностей университетской психологической клиники в образовательных программах по психологии, а также о закреплении преимущественного права универсантов на оказание психологической помощи в Психологической клинике СПбГУ.
Директорам и деканам поручено организовать рассмотрение этих вопросов на заседаниях учебно-методических комиссий по тем направлениям, где используется клиническая форма обучения.
Создан центр «Математическая робототехника и искусственный интеллект»
По инициативе профессора А. Л. Фрадкова, заведующего кафедрой теоретической кибернетики СПбГУ, создан научно-образовательный центр «Математическая робототехника и искусственный интеллект» в рамках сотрудничества СПбГУ и президентского физико-математического лицея № 239. Основными задачами центра станут:
- разработка новых подходов в управлении мультиагентными интеллектуальными робототехническими системами
- проектный подход в разработке алгоритмов групповой работы роботов
- использование искусственного интеллекта для мобильных систем, работающих в автономном режиме
Подготовка студентов в области математической робототехники позволит обучать команды с хорошей фундаментальной базой, готовые к работе над сложными прикладными задачами.