Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Стипендии президента РФ и правительства РФ обучающимся СПбГУ
Проанализированы итоги назначения обучающимся СПбГУ стипендий президента РФ и правительства РФ в 2018/19 учебном году по итогам конкурсного отбора, организованного Министерством науки и высшего образования РФ:
- cтипендии президента РФ студентам — семь человек (подано 40 заявок)
- стипендии президента РФ аспирантам — шесть человек (28 заявок)
- стипендии правительства РФ студентам по программам высшего образования — 17 человек (46 заявок)
- стипендии правительства РФ студентам по программам среднего профессионального образования — один человек (две заявки)
- стипендии правительства РФ аспирантам — десять человек (33 заявки)
Для сравнения. В НИУ ВШЭ стипендию президента РФ получил один аспирант и ни одного студента, стипендию правительства РФ — три студента и два аспиранта. В Санкт-Петербургском политехническом университете стипендию президента РФ получили девять студентов и ни одного аспиранта, стипендию правительства РФ — семь студентов и один аспирант. А число обучающихся в этих вузах сравнимо с числом обучающихся СПбГУ.
Размер стипендии правительства РФ:
- для студентов, обучающихся по программам высшего образования, — 1440 рублей в месяц
- для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, — 840 рублей в месяц
- для аспирантов — 3600 рублей в месяц
Размер стипендии президента РФ:
- для студентов, обучающихся по программам высшего образования, — 2200 рублей в месяц
- для аспирантов — 4500 рублей в месяц
Эти суммы выплачиваются в дополнение к государственной академической стипендии и стипендии социальной.
Возможности сервиса «Личный кабинет аспиранта»
С целью ранней регистрации, учета и защиты интеллектуальной собственности Университета и с учетом обращений научно-педагогических работников о наличии спорных ситуаций, связанных с объектами интеллектуальной собственности, возникающих в ходе совместной научной работы аспирантов и научного руководителя, подготовлен проект приказа о внесении изменений в Порядок подготовки и регистрации индивидуального учебного плана аспиранта. Предполагается, что он будет формироваться в Личном кабинете аспиранта. Оригинал зарегистрированного индивидуального учебного плана аспиранта хранится в личном деле аспиранта, электронная копия зарегистрированного индивидуального учебного плана аспиранта будет храниться в информационной системе «Обучение» в формате PDF. Директорам и деканам поручено представить предложения и замечания по тексту проекта приказа.
О результатах научных конкурсов
Утверждены результаты первого этапа конкурсного отбора на 2019 год:
- по Мероприятию 5: отобрано 42 заявки, подано 90 заявок
- по Мероприятию 6: отобрано четыре заявки в номинации «Стажировки обучающихся и молодых ученых», подано семь заявок; отобрано 16 заявок в номинации «Командировки для проведения совместной научной работы», подано 27 заявок
А также утверждены результаты конкурсного отбора заявок на выполнение междисциплинарных научно-исследовательских работ в области гуманитарных, социальных и естественных наук по направлению «Искусства и гуманитарные науки» на 2018–2019 годы: отобрано 14 заявок, подано 43, в том числе впервые заявки подавали не только научно-педагогические работники из коллектива факультета свободных искусств и наук (приказ № 213/1 от 18.01.2019).
Дипломы об ученых степенях СПбГУ — теперь на иностранных языках
В ответ на запрос СПбГУ получено письмо из Министерства науки и высшего образования РФ, в котором председатель ВАК В. М. Филиппов подтвердил право СПбГУ включать в формы дипломов докторов наук и кандидатов наук наименования ученой степени на английском и (или) на китайском языках.
О создании Научно-исследовательского центра Арктики СПбГУ
В Университете создан Научно-исследовательский центр Арктики СПбГУ. Директором центра назначен С. В. Аплонов (приказ № 12050/1 от 14.12.2018).
Еще раз о единстве Университета
Обсуждался вопрос студента СПбГУ в Виртуальную приемную о возможности назначения ему научного руководителя — преподавателя СПбГУ, не являющегося членом коллектива факультета, силами которого реализуется большая часть учебных дисциплин, входящих в состав содержания конкретной образовательной программы. Студент сообщил, что по собственной инициативе связался с указанным преподавателем, поскольку область его профессиональных и научных интересов совпадает с интересами студента. Преподаватель предложил студенту проект, который можно оформить в виде курсовой и / или дипломной работы.
Студент ознакомился с Правилами обучения в СПбГУ и направил вопрос в Виртуальную приемную: могут ли ему «назначить научным руководителем преподавателя из коллектива другого факультета / института с учетом его согласия? И существует ли определенный общий порядок назначения научных руководителей?»
Этот вопрос вызвал живое обсуждение на ректорском совещании. Отмечалось, что тема исследований студента имеет междисциплинарный характер и должна быть связана с образовательной программой, которую он осваивает; что преподаватель является работником Университета; что за консультацией студент может обратиться к любому сотруднику СПбГУ; что доступ ко всем ресурсам Университета (в том числе кадровым) равный для всех обучающихся и работников СПбГУ; что нет правовых ограничений для назначения научного руководителя из числа научно-педагогических работников, не являющихся членами коллектива факультета, силами которого реализуется большая часть учебных дисциплин, входящих в содержание конкретной образовательной программы.
Еще в 2016 году в Виртуальной приемной объяснялось: «...в Университете не существует ни одной основной образовательной программы, которая реализовывалась бы силами членов коллектива какого-то одного факультета или института, поэтому фраза "учусь на факультете" неверна и фактически. Общеобразовательные учебные курсы для всех студентов (история России, иностранный язык, философия, психология, концепции современного естествознания, физкультура и другие) ведут преподаватели других специальностей, которых нет в данном коллективе физиков, математиков, экономистов или международников, и которые работают вовсе не на каком-то другом факультете, все они работают в Университете. И это огромное преимущество классического университета» (Почему нет «занятий на факультете»?). К сожалению, старые традиции и стереотипы все еще действуют.
Директорам и деканам поручено представить предложения о том, что можно сделать для того, чтобы студент мог более широко использовать весь кадровый потенциал Университета. В частности отмечалась возможность назначения для одного студента сразу двух научных руководителей.
Об ответственности работников СПбГУ за подготовку экспертных заключений
Обсуждался порядок организации участия работников СПбГУ в экспертно-аналитической или представительской деятельности в органах государственной власти Российской Федерации или иностранных государств и в международных организациях, в различных коллегиальных органах, советах, рабочих группах.
Согласование кандидатур экспертов осуществляется официально в ходе деловой переписки между руководством СПбГУ и руководством организации, ответственной за деятельность того или иного коллегиального органа.
В свою очередь рекомендация Университета накладывает на эксперта определенную ответственность за результаты и эффективность работы. Поэтому важна обратная связь об участии в заседаниях, предложенных и принятых решениях для оказания (при необходимости) содействия и поддержки со стороны руководства Университета. с работником СПбГУ, включенным по рекомендации университета в состав коллегиального органа, заключается дополнительное соглашение, устанавливающее в том числе обязанность работника представлять директору Центра экспертиз СПбГУ по электронной почте в трехдневный срок после заседания комиссии отчет о результатах ее работы (приказ № 11870 от 07.12.2018).
Также обсуждались другие случаи, когда работники Университета по собственной инициативе выступают в качестве экспертов по вопросам своей профессиональной деятельности, — и тогда их личная экспертная позиция не может считаться и не является экспертным заключением СПбГУ. Так, недавно в Университет пришло письмо от министра правительства одного из регионов РФ, в котором он дает развернутую отрицательную оценку экспертного заключения одного из наших ученых-экономистов. Министр предложил руководству Университета устранить отмеченные в его письме недостатки в заключении ученого-экономиста и поручить эту работу какому-либо другому ученому. Министру был направлен ответ, в котором отмечалось, что заключение подготовлено не СПбГУ, а конкретным ученым, поэтому изложенное в заключении мнение и оценки являются личной позицией ученого. А если министерство желает получить мнение Университета, надо заключить договор с Университетом.
Директорам и деканам поручено представить предложения по совершенствованию работы по подготовке экспертных заключений от имени СПбГУ.