В город пришла весна дизайна
В Музее В. В. Набокова открылась традиционная весенняя выставка творческих работ студентов и выпускников СПбГУ под названием «Весна графического дизайна».
Выставочный проект осуществляется в два этапа — первый из них, который продлится до 10 мая, посвящен ежегодной конференции «Набоковские чтения». Неудивительно, что так или иначе все представленные работы связаны с произведениями, биографией и самой личностью писателя. В этом году экспозиция впервые объединяет результаты работ сразу по нескольким направлениям и образовательным программам факультета искусств: графический дизайн, фотография, мультимедиа-проект и реставрация. «Интересно, что эти, такие, казалось бы, разные жанры, объединившись в одном выставочном пространстве, не мешают друг другу, а смотрятся очень цельно, гармонично и интеллигентно. Тема творчества Набокова, тема его музея позволила соединить эти работы в одном проекте, и получился настоящий синтез различных музейных ремесел», — отметила на открытии экспозиции заведующий кафедрой дизайна СПбГУ Ксения Григорьевна Позднякова.
Кафедру дизайна на выставке представили работы как дизайнеров-графиков 2 курса, так и выпускников-магистров. Студенты попробовали себя в таком популярном жанре, как фотоколлаж. Вдохновленные атмосферой и уникальными экспонатами музея Владимира Набокова, историческими интерьерами, фотографиями и, конечно, знаменитой коллекцией бабочек, ребята создали яркое, свежее и стилистически выдержанное художественное пространство. Цветное крыло бабочки, словно бьющейся в окно старинного петербургского дома, проступающие, словно из небытия, строчки чернильной рукописи, строгое лицо писателя, задумчиво взирающего с высоты прожитых в изгнании лет на родительский кров — эти и другие мотивы дают немало пищи для размышлений и философских раздумий о сюжетах и жизни Владимира Владимировича.
Эту тему — только уже в принципиально ином жанре — продолжает проект «Графическое сопровождение Музея В. В. Набокова» магистра Елизаветы Кочетовой, год назад проводившей исследование на тему «Роль цветовых концепций в создании графического обеспечения малых музейных и выставочных пространств». Постеры, афиши, программки, буклеты, пригласительные билеты, сувенирные пакеты — оформление этой продукции выполнено в современной технике паттерн. Приглушенная цветовая гамма, мягкая, но четкая и выверенная композиция элементов, сами детали, послужившие основой для паттерна (старинная посуда, мебель, шахматные фигуры, изящные женские аксессуары, цветы и растения) представляют в целом очень верное отражение как многоплановости и многофункциональности музея, так и сложных, глубоко психологичных и стилистически изысканных произведений Владимира Набокова.
Выпускница магистратуры по направлению «Мультимедиа» Жанна Смирнова представила на выставке одно из своих трех произведений, объединенных темой времени. Пространственно-временная мультимедиа-проекция «Песочные часы» одновременно проста и насыщенна смыслами и вариациями настроения. Упорядоченность смен времен года, течения часов и минут успокаивает, но гнетет предсказуемостью и однообразием, бесконечность пространства и времени вдохновляет, но пугает неизведанностью. И лишь постоянно балансируя на этой серебряно-золотой, черно-белой, четкой и прозрачной, неуловимой обыденными чувствами грани, можно удержаться и познать самого себя.
В более практическом смысле идея соединения воспоминаний о прошлом и надежды на будущее воплощена в проектах, выполненных специально для Музея В. В. Набокова сотрудниками и студентами кафедры реставрации СПбГУ. Как рассказал заведующий кафедрой Владимир Сергеевич Торбик, сотрудничество с музеем длится уже пять лет, и этот срок позволил увидеть наглядный результат приложенных усилий. Здесь реставраторов, выполняющих свою магистерскую работу, ожидал весьма интересный материал — Зеленая гостиная (о которой не раз вспоминал в своих произведениях В. В. Набоков) и предметы мебели и интерьера. «Мы сами удивляемся тому, какой неожиданный облик приобретает гостиная, и тем, как постепенно пространство музея заполняется вещами, аутентичными его эпохе и атмосфере», — заметил Владимир Сергеевич. Важно, что все реставрационные работы проходят на очень высоком, профессиональном уровне и получают отличную оценку от инспекции по охране памятников.
С 11 по 25 мая в Музее В. В. Набокова пройдет вторая часть экспозиции «Весна графического дизайна» — свои работы представят дизайнеры-графики первого курса магистратуры СПбГУ.