Научиться понимать язык эмоций
В Санкт-Петербургском университете проходит международный симпозиум «Неделя языка всякого и якого». В рамках первого дня конференции состоялась открытая лекция Сета Поллака, заслуженного профессора психологии, педиатрии, антропологии и нейронаук Висконсинского университета Мэдисона (США).
Представила лектора и обратилась с вводным словом к присутствующим актриса театра и кино Мария Машкова. «До того как слова — искусственные обозначения вещей и понятий, занимают свое место, мы общаемся на самом чистом и точном языке, выражающем наши чувства, — сказала она. — Нас с детства учат языку и правилам поведения, но на самом деле нас учат скрывать свои эмоции. И наше самое правдивое, естественное выражение наших чувств уходит навсегда, маскируясь за дипломатией».
Эмоции — это крайне важная для людей система коммуникации. Она существует у нас с рождения, а ее неправильное функционирование приводит к появлению у ребенка постепенно нарастающих проблем.
Профессор Сет Поллак и его лаборатория занимаются не только изучением развития языка, эмоций, но и тем, как оно происходит в разных группах детей — например, обычных и переживших в эмоциональное и физическое насилие. В рамках симпозиума он представил доклад на тему «Исследование влияния эффектов среды в раннем детстве на развитие эмоционального и разговорного языков».
К вопросу о том, откуда берутся эмоции, исследователи обратились относительно недавно. Так, в середине XX века ученые обнаружили, что эмоции одинаково распознаются в разных культурах. Люди выражают радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление с небольшим количеством вариаций, в зависимости от особенностей личности человека или культуры. Они понятны даже в странах, в языке которых нет обозначающих их слов. Другое исследование показало, что у детей с нарушениями зрения и слуха развивается такой же способ выражения эмоций, как и у других. В соответствии с ситуацией они принимают определенное выражение лица, хотя никогда его не видели у других людей. «Процесс развития эмоций похож на то, как появляются зубы: они вырастают у человека в нужном месте, примерно в одно и то же время развития, вне зависимости от того, чем он при этом питается, — привел пример профессор Поллак. — Это ведет нас к выводу, что существует некий генетический механизм, который заставляет нас придерживаться расписания».
Когда ребенок рождается, то в первые же минуты жизни видит среди окружающих разнообразные проявления эмоций. Но как измерить, сколько всего раз он встретил счастливое лицо или испытал на себе гнев? Чтобы решить этот вопрос, Сет Поллак предложил обратиться к методам из других научных областей. В частности, из языкознания было позаимствовано понятие категориального восприятия. Мир наполнен различными деталями, но мы не задумываемся об их значимости: наш мозг сам отбирает их, основываясь на своем понимании того, какие из них действительно важны. Например, когда мы начинаем водить автомобиль, то быстро понимаем, что необходимо различать на светофоре зеленый, желтый и красный сигналы, и при этом совершенно неважно, какие их оттенки используются.
Человек способен различать и категоризировать цвета и звуки, а значит, этот вывод можно экстраполировать на сферу эмоций. Профессор Поллак рассказал о ряде экспериментов по восприятию различных эмоций детьми из обычных и неблагополучных семей, где у них были не просто строгие, а крайне жестокие родители. Так, участникам одного из опытов было предложено посмотреть на серию фотографий, изображающих как выражение лица постепенно трансформируется из нейтрального в грустное, злое, испуганное или радостное. «Когда детям из второй группы давали задание на категориальное восприятие, они различали переход от одной эмоции к другой так же, как и другие. Но когда мы показывали им гнев, то их восприятие стало меняться — шкала восприятия стала гораздо шире, они стали различать даже отголоски эмоции, — сообщил Сет Поллак. — Это довольно практичный навык для этих детей, ведь в среде, где взрослый для них опасен, необходимо распознавать малейшие признаки нарастающего гнева. Таким образом, мы предполагаем, что наш опыт меняет категорию, которую мы используем для восприятия выражения лица».
Профессор Поллак пояснил, что для таких детей принципиально не пропустить момент зарождения эмоции, им нужна быстрая реакция — и мозг ее развивает. Также в ходе исследований выяснилось, что жестокие родители зачастую не умеют выражать свои эмоции: у них слабо работают мимические мышцы лица, а голосовой диапазон достаточно невнятен. Тем не менее их дети учатся корректно распознавать сигнал, хотя среда является достаточно сложной для обучения.
Подводя итоги, Сет Поллак отметил, что для достижения успехов в изучении механизмов научения необходимо обращаться к опыту других научных областей. «Я считаю, что ученые, которые изучают человека, часто фокусируются на одной области. Думаю, междисциплинарные исследования привели бы нас к новым открытиям, — сказал профессор. — Например, для изучения эмоций мы используем лингвистические методы, подобным образом можно обогатиться и от других дисциплин. Разные области знаний являются питательной средой для исследователей, а обмен знаниями позволит пролить свет на проблему нарушений и отставаний в развитии».
На международном симпозиуме «Неделя языка всякого и якого» в СПбГУ встретились ученые, специализирующиеся в самых разных вопросах языкознания. Первый день был посвящен теме «Эволюционные, биологические и средовые механизмы развития устной и письменной речи», а модераторами заседания выступили руководитель лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ профессор Елена Григоренко и руководитель лаборатории поведенческой нейродинамики Университета профессор Юрий Штыров. Симпозиум продлится до конца недели, свои доклады на нем представят ведущие исследователи — Марианна Гуллберг (Лундский университет, Швеция), Джулиан Эллиот (Университет Дарема, Великобритания), Станислас Дехан (Объединение когнитивных исследований нейроимиджинга, Франция), Робин Моррис (Университет штата Джорджия, США) и другие.