Николай Кропачев: «Единое образовательное пространство — это осознанная необходимость»
В Санкт-Петербурге состоялся XI съезд Российского союза ректоров. В нем приняли участие главы около 600 вузов России, а также более 50 ректоров университетов стран дальнего и ближнего зарубежья.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев был одним из модераторов секции «Российские университеты как фундамент единого образовательного пространства» и выступил с докладом на пленарном заседании. «Единое образовательное пространство, доступное каждому на протяжении всей жизни, ― это не лозунг, а осознанная необходимость, которая постепенно складывается в реалии современного российского общества, ― сказал Николай Михайлович. — Локомотивами формирования и расширения такого пространства должны выступать университеты. У них накоплен солидный потенциал, который необходимо использовать не только для собственного развития, но и в интересах российского образования всех уровней: начального, общего, профессионального и последипломного».
Ректор СПбГУ обозначил основные условия формирования единого образовательного пространства. Одним из них является информационная открытость. На сайте любой образовательной организации необходимо разместить полную и динамично обновляющуюся информацию о всех направлениях ее деятельности. Следующее условие — создание высокотехнологичной цифровой среды. Примером цифровых образовательных технологий являются онлайн-курсы, востребованные десятками тысяч пользователей. Они открывают возможность доступа обучающихся из любого образовательного учреждения к лекциям и семинарам лучших российских и зарубежных научно-педагогических работников. Актуальная задача развития единой образовательной среды — установление единых правил зачета онлайн-курсов и включения их в индивидуальные учебные планы обучающихся. СПбГУ уже заключил на официальном уровне договор с МГУ о взаимном обязательном признании результатов обучения своих студентов на онлайн-курсах партнеров. Но отпускать студентов «в онлайн» готовы еще не все ректоры, опасаясь возможных проблем с финансированием собственного учебного процесса и претензий со стороны контрольных органов.
Инструментом формирования единого образовательного пространства является цифровая исследовательская среда. Минобрнауки РФ позволило пользоваться электронными изданиями через централизованную подписку части вузов (в том числе СПбГУ и МГУ), ранее тративших на это значительные средства. Эти университеты, в свою очередь, должны открыть свои ресурсы для всех образовательных организаций страны. Обеспечить единство и высокий уровень учебного процесса позволит централизованный доступ к информационным ресурсам лучших библиотек России. Информационной открытости способствует развитие университетских репозиториев, обеспечивающих доступ к курсовым и дипломным работам студентов, научным публикациям ученых вуза.
Не менее важно обеспечение равного доступа ученых к современному научному оборудованию, сосредоточенному в центрах коллективного пользования. СПбГУ создал цифровую среду для использования ресурсов своего Научного парка всеми заинтересованными исследователями, вне зависимости от их статуса и ведомственной принадлежности.
Ректор СПбГУ отметил, что развитие единой образовательной среды создает новые условия для основного движителя прогресса — справедливой конкуренции. Конкуренции за гранты, предоставляемые научными фондами, за лучшие кадры в рамках конкурсов на замещение должностей, за лучших абитуриентов. Но справедливая конкуренция предполагает качественную экспертизу деятельности всех образовательных учреждений, в том числе вузов. Совету ректоров России, Ассоциации ведущих университетов России, профильным ассоциациям следует более активно принимать участие в проведении аккредитации и аттестации российских вузов.