Как подчинить стихию огня замыслу художника?
В здании Двенадцати коллегий открылась выставка «Искусство эмали. Уроки мастерства».
В экспозицию вошли выполненные в технике горячей эмали декоративные панно, портреты, пейзажи, абстракции, часы, зеркала и арт-объекты, созданные в разные годы старшим преподавателем СПбГУ, художником Иваном Дьяковым и его учениками — студентами программы «Декоративно-прикладное искусство».
Это выставка очень высокого уровня. Она сочетает в себе лучшие качества петербургского искусства: строгого и вместе с тем свободного. Глубокая и серьезная, где-то драматичная, но при этом оптимистичная, она демонстрирует нам, как творцу следует разговаривать со зрителем.
Заслуженный художник России, профессор Иван Уралов
Представленные на выставке работы обучающихся были выполнены в эмальерной мастерской, появившейся в Университете еще в 2007 году. «Если в вузе есть преподаватель, который занимается эмалями, он тут же вокруг себя формирует мастерскую, — рассказывает Иван Дьяков. — Как действующий художник, я постоянно нахожусь в творческом поиске, а будучи эмальером — еще и в поиске новых технологических решений. И обо всем, что я для себя открываю, всегда рассказываю на занятиях».
Очень здорово, что с появлением выставочного зала наши творческие достижения могут экспонироваться в старейшем здании Петербурга.
Преподаватель СПбГУ, художник Иван Дьяков
Как отмечает автор выставки, трудоемкая технология создания горячей эмали известна еще со времен Древнего Египта. На основу произведения — золотой, серебряный или, как правило, медный лист — наносится перетертое в пудру цветное стекло. Чтобы закрепить пигмент, требуется многоразовый обжиг в специальных муфельных печах: каждый красочный слой — а их может быть до сорока — запекается отдельно.
Обучение в мастерской начинается с выполнения копий раннехристианского эмальерного искусства. Воспроизводя образцы византийских, грузинских и лиможских эмалей, студенты знакомятся с технологией, изучают колористическую палитру и возможности стекловидных красок. Затем в техниках перегородчатой и живописной эмали они выполняют авторские произведения — натюрморты, портреты и пейзажи. Вершиной обучения становится создание художественного предмета — часов, зеркала или трехмерного арт-объекта. Наряду с ведением дисциплины «Современная горячая эмаль» Иван Дьяков преподает и курс живописи, что позволяет его ученикам воспринимать различные аспекты декоративного искусства комплексно. Дипломные проекты выпускников-эмальеров сегодня украшают интерьеры СПбГУ, Ленинградского зоопарка и Академической гимназии № 56.
Впервые выставка Ивана Дьякова «Искусство эмали. Уроки мастерства» состоялась в марте прошлого года в Русском музее, в Восточном павильоне Михайловского замка. На ней были представлены результаты десятилетней работы эмальерной мастерской СПбГУ.
Самым масштабным проектом, над которым довелось работать самому художнику, Иван Дьяков считает восстановление убранства Морского Никольского собора в Кронштадте. «В 2011 году меня пригласили в художественную группу по реставрации собора Святителя Николая Чудотворца, где я был единственным эмальером, — рассказал живописец. — Я организовал мастерскую, привлек студентов и выпускников, и за два года мы сделали двенадцать квадратных метров выемчатой и перегородчатой эмали. Это двухметровые иконы Иоанна Кронштадтского и Николая Чудотворца в главных западных дверях, а также более 360 икон различных святых, размещенных в хоросах (ярусах потолочных светильников — паникадил) по всему собору. Работа была колоссальная. Нам пришлось в сжатые сроки утверждать эскизы и налаживать технологию, ведь то, в каком виде эмали были представлены в храме изначально, до наших дней не дошло».
Десятилетний опыт обучения студентов программы «Декоративно-прикладное искусство» в эмальерной мастерской Иван Дьяков обобщил в учебно-методическом пособии «Художественная обработка материалов. Современная горячая эмаль», которое он презентовал на открытии выставки. В книге представлена программа учебной дисциплины, а также собраны фотографии лучших студенческих работ.