Джеймс Уотсон: «Очень полезно поступать в хорошие университеты. Это место, где можно встретить умных людей»
Первооткрыватель двойной спирали ДНК, нобелевский лауреат, почетный доктор СПбГУ Джеймс Уотсон рассказал универсантам о своей жизни в науке и дал немало полезных советов тем, кто еще только начинает строить свою академическую карьеру.
Далеко не каждому ученому выпадает шанс провести «Семьдесят нескучных лет в науке» — так назвал свою лекцию Джеймс Уотсон. В свои 89 лет он щедро делится и жизненной мудростью, и планами на будущее — дожить до того времени, когда благодаря в том числе и его исследованиям мы сможем победить рак поджелудочной железы, что, считает патриарх мировой науки, может произойти в ближайшие пять лет.
Джеймс Дьюи Уотсон родился 6 апреля 1925 года в Чикаго. В 1962 году вместе с Фрэнсисом Криком и Морисом Уилкинсом был удостоен Нобелевской премии по физиологии или медицине «за открытия в области молекулярной структуры нуклеиновых кислот и за определение их роли для передачи информации в живой материи». В 2004 году — присуждено звание почетного доктора СПбГУ. Торжественная церемония вручения мантии прошла в Санкт-Петербурге 24 июля 2017 года.
Свои «правила жизни» Уотсон изложил в книге «Избегайте занудства. Уроки жизни, прожитой в науке»: «В книге я перечислил правила, которые накопились у меня на протяжении всей моей жизни. Это похоже на 10 заповедей, которые я сам для себя создал, потому что родители меня таким правилам не учили. Они формировались на протяжении моей жизни. Я надеюсь, что вы последуете моим советам и изобретете свои правила жизни», — такими словами начал ученый свое выступление.
Следуйте только тем советам, которые продиктованы опытом, а не откровением
Я вырос без всякой опоры на религию. Хотя вели мы себя по-христиански, и основные идеи христианства я не отвергаю. Я только в бога не верю.
Лицемерие, попытки угодить общественному мнению подрывают ваше самоуважение
Никогда не говорите ничего, что является ложью, придерживайтесь правды. Это бывает непросто, особенно если политики или, как раньше, религиозные деятели навязывают вам определенные убеждения. Есть пример Галилея, которого подавляла католическая церковь, или генетики, которую пытался подавить Сталин, выдвигая своего ставленника Лысенко, извергавшего одну ложь за другой.
Не удивляйтесь тому, что молодых ученых все считают наглыми
Это не их вина. Когда Георгий Гамов сказал мне сказал, что я ему напоминаю Ландау, для меня в тот момент это был величайший комплимент в моей жизни. И конечно же, я стал немного наглым, но не мог ничего с этим поделать. Я стал говорить людям то, что я думаю, а в Америке нельзя говорить дураку, что ты считаешь его дураком. Даже в науке много дураков.
Идеи важнее, чем факты
Главное, чему я научился в университете, — это думать и выводить идеи из фактов. Менделеев занимался тем же самым — из фактов собирал систему. Именно это казалось мне самым важным — чтобы моя жизнь была посвящена идее. В молодом возрасте идеи появляются редко, потому что базы знаний недостаточно. Поэтому нужно знакомиться с идеями других людей. Одно из важных событий в моей университетской жизни — знакомство с книгой Эрвина Шредингера «Что такое жизнь?», в которой говорилось, что передача информации является важным элементом жизни. Когда я прочитал эту книгу, я понял, что это намного интереснее, чем миграции птиц, которыми я хотел заниматься ранее.
Выбирайте себе молодого научного руководителя, потому что, скорее всего, он будет заниматься какой-то новой темой, а не чем-то уже известным
Тогда вы будете заниматься новой темой с самого начала. Лучше стоять у истоков, чем подхватывать что-то позднее.
Никогда не занимайтесь неважными темами
Всегда пытайтесь выбрать себе какое-то важное, великое занятие. Ищите золото, боритесь за золото, а не за серебро. Когда я смотрел вперед и думал о том, что будет золотом, я понял, что это будут генетика и ДНК. Поэтому я решил, что после того, как я защищу диссертацию, я займусь ДНК.
Очень полезно поступать в хорошие университеты
Это место, где можно встретить умных людей. А если вы попадете в какой-нибудь другой университет, то вас ждут обычные люди.
Важно обсуждать свои идеи с другими людьми, когда вы развиваете свою идею
Розалинд Франклин должна была выиграть нашу гонку, должна была открыть структуру ДНК, но, к сожалению, она ни с кем не общалась. У нее была идея, что ДНК — это не спираль, и она думала, что она все знает. Величайший химик того времени Лайнус Полинг допустил ужасающую ошибку в химии. Он предложил такую структуру ДНК, которая не могла существовать. Проблема в том, что Полинг ни с кем не общался, кроме своей жены, а жена в химии не разбиралась. А мы общались друг с другом и — что важно — с другими людьми.
Макс Дельбрук сказал мне, что суть книжки нужно изложить в первом абзаце
Макс Дельбрук — американский биофизик, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1969 года.
Первый абзац должен зацепить читателя, что важнее даже, чем первое предложение. В первом предложении «Двойной спирали» все сразу узнавали Фрэнсиса Крика: «Я никогда не видел, чтобы Фрэнсис Крик держался скромно».
Если вам нужна помощь, старайтесь найти ее как можно скорее
Многие думают, что если ты где-то учился, то ты должен всего добиваться сам, но, если вы стоите на передовой, вам нужна помощь. Если вы занимаетесь передовыми исследованиями, ищите помощь как можно быстрее.