Санкт-Петербургские ведомости: Звезд с неба не хватаем. Специалисты обсуждают, реально ли вернуть астрономию в школу
От нового министра образования госпожи Васильевой ждали чего-то вроде внедрения в школах курса православия, а Ольга Юрьевна сделала ход конем — предложила вернуть предмет «Астрономия». Срок — чуть ли не 2017 год. Между тем эксперты называют это, скорее, фантастикой: кадров нет, старые учебники не годятся, и потом как втиснуть часы астрономии в учебную программу, не нарушая СанПин?
Предметный спор
Астрономия ушла из школьной программы в 1991 году. За это время в Солнечной системе из девяти планет осталось восемь (Плутон «понизили» до карликовой планеты); обнаружилось, что 96 % Вселенной — темная энергия и темная материя; поймали гравитационные волны и этим доказали существование черных дыр. И много другого, мимо чего просвистели уже несколько поколений российских старшеклассников.
Не будем преувеличивать: 25 лет назад астрономию не свергли с трона. «На самом деле и в те времена этот предмет преподавался в лучшем случае в половине школ, — вспоминает Борис Эскин, руководитель российской сборной на Международной школьной олимпиаде по астрономии. — Вели астрономию учителя физики, а поскольку в выпускном классе не хватало времени на физику, на нее отдавали часы астрономии.
Сейчас физику делиться не заставишь: самой кто бы подал — в последние годы часы на нее сокращались. Впрочем, не сказать, что астрономию совсем уж выбросили на задворки Вселенной. В Петербурге работают кружки (правда, в основном на энтузиазме преподавателей); в Планетарии проходят занятия; астрономы Пулковской обсерватории вытаскивают на улицы свои домашние телескопы и просвещают прохожих (так называемая тротуарная астрономия — движение, набирающее популярность во всем мире).
мнение эксперта
Ребята, которые занимаются в физических кружках, слыша новости, например, о гравитационных волнах, просят рассказать о них подробнее.
Инженер-исследователь кафедры физики высоких энергий СПбГУ Илья Пусенков
По его словам, из дополнительных курсов на физфаке СПбГУ курсы астрономии — одни из самых популярных. Наконец, «спорт высших достижений». На международных олимпиадах по астрономии Россия упорно держится в первой тройке. Наши ближайшие конкуренты — Иран, Южная Корея, Китай. Индия. Кстати, и Румыния — там сильны традиции советского образования. Ну и США тоже, но, как наши любят подчеркивать, в составе американских команд на «мозгоемких» олимпиадах какие-нибудь Ли, Кришна и то ли Иванов, то ли Рабинович.
Но астрономическая олимпиада и школьная астрономия — это как спортивная олимпиада и массовые пробежки по утрам. Здоровье/мозговитость нации измеряется не первым, а вторым. Молодежная общественная организация «Мир» за три года насобирала 10 тысяч подписей за возвращение уроков астрономии в школу — и что?
«Если вы задаете в поисковой системе вопрос: "Когда будет следующее полнолуние?", получаете ссылки не на астрономические сайты, а на астрологические, — негодует аспирант кафедры небесной механики СПбГУ Мария Боруха (преподавала в астрономических кружках). — Полный мрак в головах. И "новости" о якобы открытом 13-м созвездии Змееносца — это что вообще такое?!»
Научите, ученые
По информации комитета по образованию, в Петербурге сейчас 4 % школ так или иначе преподают астрономию. Как дополнительное образование, внеурочное и т. п.
Но организовать кружки по астрономии — это одно дело (и вполне подъемное). Разработать учебную программу — совсем другое, подчеркивает начальник отдела общего образования комитета Анна Грубская: «Мы должны понимать, что нам предстоит колоссальная работа».
Во-первых, придется вносить изменения в целом в образовательную программу (изыскивать часы). Во-вторых, разрабатывать программу по астрономии. В-третьих — писать учебники.
Учебники 25-летней давности, убежден Борис Эскин, не подойдут. Конкуренции с интернет-ресурсами по астрономии они не выдержат, поскольку в Интернете все красивее. А разбираться по старинке с формулами — кого заставишь? Заставить можно, если есть выгода, а выгода сейчас одна: предмет должен числиться в ЕГЭ, чтобы служить пропуском в вуз. Как было с обществознанием: поначалу прозябало в тени истории, а как сделали ЕГЭ по обществознанию, так, пожалуйста: предмет «по сдаче» на первом месте после обязательных русского и математики. Положим, хороший коллектив авторов сможет за год создать толковый учебник. Но главный вопрос: где брать учителей?
Педагогов учат пять лет. Даже просто курсы повышения квалификации для учителей физики займут время. И это мы тут в Петербурге озабоченно насупились, хотя у нас роскошные условия: Пулковская обсерватория — раз; Институт прикладной астрономии — два; Астрономический институт имени Соболева СПбГУ — три; в Герцена кафедра до сих пор называется «теоретической физики и астрономии» — четыре.
«В Петербурге есть ядро, которое может составить научно-методический совет по преподаванию астрономии», — уверен старший научный сотрудник Пулковской обсерватории Сергей Смирнов. А что делать школам Зазаборинска?
Попытка номер два
«Если введут астрономию в школах как обязательный компонент, единственное, чем я могу помочь в этой ситуации, это пойти работать в школу, — констатирует Мария Боруха. — Но очень важно создать в школах такие условия, чтобы астрономам было интересно там работать.
Олег Мухин, вице-президент Федерации космонавтики России, успокаивает: «Министерство, если взялось, будет вынуждено выделить средства». «Я думаю, что найдутся школы, которые захотят включить в учебный план предмет "Астрономия", — считает Анна Грубская. Сотрудник комитета не исключает, что в свое время будет и ЕГЭ по этому предмету (пока неизвестно даже, в каком порядке астрономию хотят вводить — в обязательном или просто рекомендовать).
Между тем Борис Эскин предлагает не ждать, пока Москва соберется с мыслями, а внедрять астрономию в Петербурге. В конце концов именно из Петербурга курируются тренировки российской олимпийской сборной по астрономии (руководство прочих предметных сборных — в Москве). Но тот же Борис Эскин напоминает: в Петербурге уже был неудачный опыт возвращения астрономии. Лет пятнадцать назад было решено включить этот предмет в так называемый региональный компонент школьной программы. «Я тогда сразу сказал, что ничего не получится. И оказался прав», — говорит Борис Эскин.
Не получилось, по его словам, потому, что не подключили профессионалов. Притом что тогда их было всяко больше, чем сейчас. Так что реплику Олега Мухина о том, что министерство денег даст, надо дополнить пожеланием: даст кому следует.
...Вообще решение министра вернуть астрономию можно расценивать двояко. Либо как контрудар по тем, кто обвинял Ольгу Юрьевну черт знает в чем (а так без астрономии еще сто лет перетоптались бы). Либо действительно назрело. Чтобы развивать космическое направление, астрономы ой как нужны, а как привлечь абитуриентов, если у вчерашних школьников в оперативной памяти вообще такого предмета нет? К тому же астрономия, помимо того что самоценна, — превосходный тренажер для многих групп «мышц»: тут и математика, и физика, и химия, и биология.
Как доказательство универсальности астрономии Борис Эскин приводит пример. Боливия. Страна симпатичная, но назвать ее космической державой было бы некоторым преувеличением. К тому же каждый второй там живет за чертой бедности. А в национальной олимпиаде по астрономии участвуют 30 тысяч человек. При населении 11 миллионов.
У нас на 140 миллионов в российской олимпиаде участвуют 10–15 тысяч школьников.