ТАСС: Арктика не стала безопаснее благодаря техническому прогрессу
Любое путешествие в Арктику по-прежнему связано с серьезным риском, а любая небрежность обходится дорого, несмотря на хорошую техническую оснащенность арктических экспедиций. Такое мнение высказал в беседе с корр. ТАСС вице-президент Русского географического общества (РГО), директор Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета Кирилл Чистяков, говоря об итогах международного сотрудничества в Арктике в рамках Арктического совета.
«Арктика, как и 100–200 лет назад, требует обращения на "вы". Арктика по-прежнему остается местом экстремальным, требующим тщательного просчитывания всех ходов в организации экспедиционных исследований и реализации хозяйственных проектов. Любая небрежность будет оплачена потом, кровью, а может быть, и человеческими жизнями. Природа намного мощнее и хитрее всего того, что на сегодняшний день напридумывал человек», — отметил Чистяков.
По его словам, низкие температуры воздуха, высокие скорости ветра, полярная ночь влияют на безопасность и здоровье, но этим экстремальные условия Арктики не ограничиваются. «Потеряться в Арктике легче легкого. В Арктике все намного сложнее: даже определять координаты намного сложнее, чем в низких и умеренных широтах, поэтому риски остаются очень высокими», — пояснил эксперт.
Вместе с тем, отметил Чистяков, характер экспедиционной деятельности в Арктике сегодня уже совсем иной, нежели в прошлом-позапрошлом веках.
мнение эксперта
«Массовые экспедиции — дело прошлое. Сейчас осуществляются точечные заброски специалистов на судах или авиационным транспортом, причем они хорошо оснащены как в бытовом отношении, так и аппаратурой, предназначенной для измерений и фиксации изменений окружающей среды. Эта аппаратура постоянно совершенствуется и зачастую уже может работать в автоматическом режиме, передавая результаты на большую землю».
Директор Института наук о Земле СПбГУ Алексей Чистяков
Арктика ждет военных и студентов Суровый характер арктической природы предрасполагает к отправке в арктические экспедиции военных, отметил эксперт. «Важно и то, что военные люди по определению готовы к испытаниям, готовы рисковать, в том числе и жизнью», — пояснил Чистяков.
Он также добавил, что военная авиация и военная группировка на арктических островах имеют больше возможностей, чем любые гражданские службы. «Армия и флот были всегда теми структурами, где опробовались разные технические новинки, в том числе и в судоходстве, и в оснащении. Эти возможности можно использовать, в том числе и в научных исследованиях», — пояснил вице-президент РГО.
Новым словом в экспедиционной арктической активности РГО в последние несколько лет стало вовлечение в работу студентов. «Сегодня есть большая потребность в экспедициях, которые стимулировали бы интерес молодых исследователей к Арктике, привлекли бы их к изучению арктической проблематики. Поэтому уже много лет Русское географическое общество вкладывается в проекты плавучих университетов», — рассказал собеседник агентства, пояснив, что «это практика для молодых людей, которые пытаются встать на путь полярных исследователей».
Плавучих университетов сегодня в России два — в Архангельске и на Дальнем Востоке. Они представляют собой научно-исследовательские суда, на борту которых начинающие моряки и ученые могут попробовать свои силы в решении фундаментальных и прикладных научных задач в Арктических морях.