Жители Петербурга и Ленинградской области назвали выдающихся учителей в истории России — соцопрос СПбГУ
2023 год объявлен Годом педагога и наставника по указу президента России Владимира Путина. Центр прикладной социологии СПбГУ провел исследование среди жителей Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, чтобы определить, какую роль играют педагоги и наставники в современном российском обществе.
В опросе приняли участие 1200 человек. Как оказалось, около половины жителей (42,2 %) знают о том, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Более информированы представители старшего поколения (57,7 % в возрасте 66‑79 лет, 34,3 % в возрасте 18‑25 лет).
Одним из крупнейших исследований Центра прикладной социологии, в котором принимали участие педагоги и специалисты, работающие с подростками, является «Подростки 360».
«Респонденты охотно участвовали в опросе, рассказывали о своих учителях и делились личными воспоминаниями. Для дальнейшей популяризации деятельности педагогов и учителей необходимо более подробно исследовать факторы, влияющие на восприятие этих профессий в российском обществе. Важно узнать, как люди оценивают наличие социальных гарантий в этих профессиях, уровень доходов для специалистов в данной области, рабочую нагрузку и социальную значимость. Также важно повысить информированность молодежи о доступных карьерных возможностях в сфере педагогики и наставничества», — сказала директор Центра прикладной социологии СПбГУ Майя Русакова.
В чем отличие педагога от наставника?
Большинство участников опроса определили педагога как человека, который передает знания. 26,2 % считают, что педагог — это учитель, 22,2 % сказали, что это тот, кто дает знания.
Ответы на вопрос о наставнике были более разнообразными и содержательными. На их основе удалось сформировать облако слов, которые чаще всего упоминали респонденты:
Респонденты описывали наставника как человека, который делится своим жизненным опытом, ценностями и является проводником по жизни (25,1 %). В ответах звучало, что наставник указывает на истинный путь и помогает разобраться, что хорошо, а что плохо. Вторым по популярности определением было то, что наставник передает знания в определенной профессиональной области (22,4 %). Респонденты часто приводили примеры наставников на рабочем месте, которые вводят молодых специалистов в курс дела, передавая им профессиональные навыки и информацию об организации и ее правилах.
Каждый шестой респондент считал термины наставник, педагог и учитель синонимичными и не различал между ними существенной разницы. Более трети опрошенных (39,5 %) считали, что термин наставник включает в себя других специалистов, таких как коуч, тьютор и ментор.
Участники опроса также отметили, что система наставничества является актуальной для современного российского общества. Хотя в настоящее время в России этот вид поддержки наиболее активно используется в работе с детьми, респонденты полагают, что наставничество имеет большой потенциал на рабочих местах (65,3 %).
Выдающиеся педагоги петербуржцев и жителей Ленинградской области
Большинство участников опроса (72,3 %) отметили, что в их жизни был педагог, который оказал значительное влияние. Большинство респондентов (73,6 %) вспомнили своих школьных преподавателей, 32,6 % упомянули таких людей из периода учебы в вузе, а 18,8 % назвали педагогов дополнительного образования. Еще 13,6 % респондентов упомянули преподавателей из техникумов или колледжей.
При обсуждении качеств, которые делают педагога успешным, респонденты отметили следующее:
- Компетенции, связанные со знанием преподаваемого предмета: 13,8 % респондентов назвали эрудицию и ум ключевыми качествами педагога, 11,9 % подчеркнули важность профессионализма и опыта в преподавании, а 10,9 % отметили умение ясно и доступно объяснять материал
- Личностные качества, такие как эмпатия и доброта, назвали 10,6 % респондентов, терпеливость упомянули 10 %, и 5,7 % выделили любовь к детям
- Другие важные качества педагога, отмеченные респондентами, включали честность (4,5 %), понимание (3,2 %), эмоциональную устойчивость (2,9 %), страсть к своей работе (2,6 %), лидерские качества (2,6 %), коммуникабельность (2 %), справедливость (1,8 %) и внимательность (1,5 %)
Осведомленность жителей Санкт‑Петербурга и Ленинградской области о выдающихся педагогах в мировой и российской истории
В ходе исследования, проведенного среди жителей Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, респондентам было предложено назвать известных российских и зарубежных педагогов из истории человечества. Однако результаты показали, что почти каждый третий респондент затруднился вспомнить хотя бы одного выдающегося педагога.
Чаще всего респонденты упоминали Антона Макаренко — его вспомнили более четверти опрошенных (25,8 %) — и Константина Ушинского, о котором вспомнил примерно каждый десятый респондент (9 %). Михаил Ломоносов был упомянут 4,5 % опрошенных, Василий Сухомлинский — 3,9 %, Януш Корчак — 1,9 %, а Мария Монтессори — 1,7 %.
Также была замечена категория «другое», в которую попало довольно большое количество ответов (13,2 %). Респонденты называли в качестве известных педагогов абсолютно разных людей — от своего школьного учителя до Владимира Путина.
Значительная разница в знаниях о выдающихся педагогах наблюдалась между разными возрастными группами. Респонденты старше 46 лет чаще называли Антона Макаренко и Константина Ушинского, что можно связать с тем, что их идеи и методы были широко распространены в прошлые времена.