Юристы СПбГУ: вызов такси через приложение может стать безопаснее, но дороже
Ученые Санкт-Петербургского университета в рамках Петербургского международного форума труда обсудили особенности правового регулирования работы интернет-агрегаторов на примере приложений для заказа такси.
«Поскольку средства коммуникации становятся цифровыми, происходит "транскодирование" — все привычные нам действия, начиная от чтения книги с планшета или телефона и заканчивая заказом такси через приложение, оказываются в сложной системе правоотношений между субъектами интернет-инфраструктуры», — рассказал доцент СПбГУ, советник практики по интеллектуальной собственности, информационным технологиям и телекоммуникациям международной юридической фирмы Dentons Владислав Архипов.
Сервисы по заказу такси, авиабилетов, товаров, бронированию гостиниц и квартир сегодня охватывают значительную часть рынка и в некоторых сферах почти вытеснили классические принципы общения покупатель-продавец. Работают интернет-агрегаторы по одному сценарию: собирают данные из разных информационных каналов, объединяют их в один источник и предоставляют доступ клиенту к нему.
Отношения в сфере «электронной коммерции» с участием потребителя и раньше регулировались Гражданским кодексом, но новые участники рынка не совсем подпадали под классическое определение продавца. Термин «товарный интернет-агрегатор» в российском законодательстве появился совсем недавно — изменения в закон РФ «О защите прав потребителей» вступили в силу с 1 января 2019 года. Интернет-агрегатор, согласно тексту нормы, дает возможность ознакомиться с предложением продавца (то есть исполнителя) о заключении договора купли-продажи или возмездного оказания услуг, заключить договор и провести предварительную оплату указанного товара — перевести деньги владельцу агрегатора.
Минтранс сообщил, что ФГИС «Такси» заработает вовремя
Как подчеркнула доцент СПбГУ Аза Губаева, поскольку такие сервисы аккумулируют информацию в одном месте и сами не оказывают услуги, то и юридическую ответственность они несут только за предоставление неполной или недостоверной информации (статья 12 закона РФ «О защите прав потребителей») и только тогда, когда агрегатор заведомо знал о ее недостоверности. Это значит, что в случае спора, например, о качестве оказанной услуги агрегатор не несет ответственности ни перед получателем услуги, ни перед продавцом. Кроме того, нерешенным остается вопрос о том, кто возмещает имущественный вред потребителю в случае некачественно оказанной услуги. Подобное положение устраивает далеко не всех.
Юристы обращают внимание: потребитель, пользуясь, например, сервисом заказа такси через интернет-агрегатор, доверяет именно конкретной программе и выбирает, по сути, не из водителей и таксопарков, а из приложений, загруженных в свой смартфон.
В Евросоюзе такую проблему частично решили в 2017 году. Решением Европейского суда Uber был признан транспортной компанией, а не технологическим сервисом. Произошло это после участившихся жалоб пассажиров, недовольных качеством перевозок. В ходе разбирательства выяснилось, что у многих водителей отсутствовала лицензия на оказание услуг такси.
«В настоящее время в Государственной думе РФ находится на рассмотрении проект закона, который призван урегулировать отношения в области оказания услуг такси. Закон среди прочего вводит в оборот термин "служба заказа легкового такси", предусматривая при этом возможность использования "любых сетей связи и средств связи", включая сеть интернет», — рассказал доцент СПбГУ Анатолий Гребенщиков. Кроме того, положения законопроекта устанавливают ответственность службы заказа такси перед пассажирами «за передачу заказа легкового такси (обеспечение доступа к информации о заказе легкового такси) лицу, не владеющему разрешением на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей».
Все водители, осуществляющие перевозки, должны будут пройти определенную процедуру (получить статус индивидуального предпринимателя или, как возможный вариант, пройти процедуру лицензирования). Эксперты отмечают: такие законодательные изменения должны повлечь за собой повышение качества и безопасности услуг перевозчика, однако результатом станет и значительный рост их стоимости по очевидным причинам.