Вышел специальный номер журнала «Санкт-Петербургский университет»
Когда в Ленинграде начали проводить первые восстановительные работы? Как власти решали проблему дефицита строительных материалов и квалифицированных кадров? Какие объекты решили восстанавливать в первую очередь? Об этом и не только читайте в специальном выпуске журнала «Санкт-Петербургский университет».
В это сложно поверить, но первые восстановительные работы в Ленинграде начали проводить еще до снятия блокады. Конечно, в первую очередь власти города старались отремонтировать жилые дома, но внимание также уделялось и восстановлению работы социально-бытовых организаций — бань, столовых, отделений почты, детских садов и школ. Чего удалось достичь еще до Дня Победы и как власти решали вопрос скудности ресурсов, рассказывает Алиса Анатольевна Амосова, историк, доцент СПбГУ (кафедра музеологии) в статье «...Сделать Ленинград еще лучше...».
Не обошли вниманием и пригороды Ленинграда — Пушкин и Петродворец. Здесь власти не остановились только на задаче скорейшего обеспечения людей жильем и налаживания коммунально-бытового обслуживания. Несмотря на то что оба города очень сильно пострадали за годы войны (например, из 1557 домов в Пушкине к моменту освобождения осталось только 20), было принято решение возвращать им статус духовно-культурных комплексов, которые всегда были предметом особой гордости ленинградцев. Насколько важным оказалось такое решение, подробнее читайте в статье доцента СПбГУ (кафедра международных отношений на постсоветском пространстве) Анастасии Валерьевны Зотовой «Перекусить, помыться — и во дворец: как возвращали вкус мирной жизни».
Как воспринимал жизнь в послевоенном Ленинграде четырех-пятилетний ребенок? Своими воспоминаниями с читателями журнала делится Александр Александрович Рогожин, выпускник ЛГУ 1965 года (восточный факультет), ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН. Проводя читателей по знакомым улицам центра города, он как будто переносит их на десятки лет назад, в дни, когда город еще пугал прохожих обнажившимся нутром полуразрушенных домов. Однако этого нельзя сказать о сердцах ленинградцев. Все, кто хочет совершить путешествие во времени, читайте статью «Мы выжили, и жизнь продолжилась».
После победы в Великой Отечественной войне не только советские скульпторы в своих работах прибегали к образу Родины-матери, стремясь почтить память павших. Многие из этих монументов были изображены на марках. Об этом в статье «И в граните, и на почтовой марке» рассказывают Евгений Николаевич Метелкин, доцент СПбГУ (кафедра музеологии) и Татьяна Евгеньевна Сохор, аспирант СПбГУ (кафедра истории искусства).