В СПбГУ состоялась первая защита докторской диссертации по теологии
Диссертацию на соискание ученой степени по специальности 26.00.01 «Теология» на тему «Исламское обновленческое движение конца XX — начала XXI века: идеи и перспективы» успешно защитил руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов. Члены диссертационного совета единогласно проголосовали за присуждение соискателю степени доктора теологии.
Защита проходила по собственным правилам СПбГУ. Научным консультантом диссертационного исследования выступил руководитель Института востоковедения РАН академик РАН Виталий Вячеславович Наумкин.
В состав диссертационного совета вошли почетный профессор СПбГУ, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока Николай Николаевич Дьяков, руководитель научного направления Музея антропологии и этнографии РАН Ефим Анатольевич Резван, профессор Университета имени Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге (Германия) Матиас Роэ (Mathias Rohe) и ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, профессор НИУ ВШЭ Леонид Рудольфович Сюкияйнен. Председателем диссертационного совета стал директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ Михаил Борисович Пиотровский.
Диссертация Дамира Мухетдинова состоит из двух частей. Первая из них посвящена идеям крупнейших представителей неомодернистской школы ислама первой волны (конца XX — начала XXI века): Фазлура Рахмана, Мухаммада Аркуна, Мухаммада Шахрура и Насра Хамида Абу Зайда. Вторая часть представляет собой собственную авторскую методологическую программу обновленческого движения в российском исламе с опорой на труды ведущих мыслителей школы исламского неомодернизма. Центральным понятием диссертации стала идея обновления в исламе — тадждид, которую исследователь рассматривает как укорененную в мусульманской мысли.
В своем выступлении Дамир Ваисович упомянул о важности трансформации религиозной мысли в современном мире. «Российская школа обновленческого движения прекратила свое существование со смертью великого богослова и мыслителя Мусы Ярулловича Бигеева, который последние 25 лет своей жизни жил в разных странах за рубежом и почил в Каире в 1949 году. Так, на 70 лет обрывается линия знакомства с обновленческой традицией тадждида в России», — отметил соискатель. По его словам, исламские неомодернисты не выступали против традиционного подхода, а относились к нему как к источнику собственной идейной свободы и духовной независимости, видя в нем диалектику преемственности и разрыва, условного и безусловного.
«Пандемия в очередной раз убедила меня как практика-богослова, что те проблемы, которые ставили неомодернисты в начале XX века, оказались актуальными. На наших глазах потерпели крах многие традиции, в частности связанные с закрытием всех мечетей во всем мире. Ничего подобного мусульманская умма никогда не видела за 1400 лет существования. Жизнь в иных реалиях, когда невозможно выполнить, в частности, одно из самых главных предписаний ислама — пятничную молитву, наталкивает на мысль, что идеи неомодернистов как никогда важны», — поделился Дамир Ваисович.
Кроме того, Дамир Мухетдинов также упомянул о фигуре Хусаина Фаизханова — выдающегося исламского мыслителя, востоковеда, родоначальника обновленческого движения в России, который работал в стенах Петербургского университета на восточном факультете с момента его основания. Сочетание религиозной и светской мысли сделало Фаизханова одной из ключевых фигур в российской исламской модернистской и неомодернистской мысли, убежден диссертант.
Я надеюсь, что фаизхановский путь — путь богослова, посвятившего свою жизнь науке и религии, поможет нам подготовить достойную плеяду российских богословов и активистов, которые, соединяя религиозную и научную составляющие, смогут возродить российскую богословскую школу.
Руководитель Центра исламских исследований СПбГУ Дамир Мухетдинов
«Считаю, что представленная диссертация — значительный шаг вперед в развитии и отечественного богословия, и отечественного исламоведения. Работа посвящена чрезвычайно важному периоду и истории мирового и российского ислама», — отметил в своем отзыве профессор Николай Николаевич Дьяков.
Ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, профессор НИУ ВШЭ Леонид Рудольфович Сюкияйнен в своем отзыве отметил, что без рассмотрения теоретических, фундаментальных вопросов ислама невозможно подойти к решению самых сложных проблем современного мира, которые в той или иной степени связаны с религией, в том числе проблем терроризма и экстремизма, прав человека, глобализации, политического будущего исламского мира и диалога культур.
Профессор Университета имени Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге Матиас Роэ особо отметил новаторство представленной к защите работы: «Для меня было настоящим удовольствием прочитать эту работу. Она отличается крайней степенью инновационности: объединяет в себе глубоко укорененное исламское знание во всем его богатстве, различные тенденции его развития в сочетании с универсальной исследовательской методологией». Он добавил, что публикация монографии обогатит знания мирового научного сообщества. «Работа позволяет выйти за рамки арабского мира, не только в географическом смысле. Я считаю, что исламская мысль гораздо богаче, она открыта, если сравнивать ее с исламской мыслью какой-то одной арабской страны», — подчеркнул член диссертационного совета.
Это по-настоящему яркая и смелая и при этом невероятно актуальная работа. Из тех диссертационных исследований, которые мне приходилось читать, я редко видел работы, которые бы имели столь же большое практическое значение. Речь идет о восстановлении российской мусульманской богословской школы: чтобы написать об этом, автор должен обладать целым рядом особых, специальных компетенций. Можно говорить о том, что автор доказал, что он ими обладает. При этом я в высшей степени убежден, что не только в нашей стране, но и в мире совсем таких специалистов немного.
Член диссертационного совета, руководитель научного направления МАЭ РАН Ефим Анатольевич Резван
Декан восточного факультета СПбГУ Михаил Борисович Пиотровский также дал высокую оценку представленной к защите диссертации: «Это очень важный вклад в наше дело, эта работа создает картину неообновленческого движения, никогда прежде не создававшуюся. Дан анализ самых характерных явлений целого набора терминов шариатско ориентированной парадигмы, хорошо описан принцип обновления, а именно — уделено более пристальное внимание этической стороне Корана, нежели его юридической стороне. Программа, предложенная автором, — это синтез, который в риторической манере позволяет показать видение автора, и, по сути, это продолжение идей неомодернистов».
«Хотелось бы отметить то, что Дамир Ваисович — это человек, сочетающий в себе две ипостаси — практик ислама, богослов и ученый, в роли которого он выступает в этой работе. Он загорелся идеей тадждида и очень достойно несет ее в мир», — прокомментировал состоявшуюся защиту научный консультант соискателя, академик РАН Виталий Вячеславович Наумкин.
В завершение защиты Дамир Мухетдинов поблагодарил членов диссертационного совета за высокую оценку диссертационного исследования, а также научного консультанта, академика Виталия Вячеславовича Наумкина и председателя Российского общества исламоведов Тауфика Кемаля Ибрагима, оказавших содействие при подготовке текста к защите. «Я бы особо хотел поблагодарить ректора Санкт-Петербургского университета Николая Михайловича Кропачева. Именно Николай Михайлович инициировал и поддержал мою защиту в стенах Университета. Моя признательность шейху муфтию Равилю Гайнутдину, который все эти годы, когда шла подготовка диссертации, помогал мне наставлениями, замечаниями и советами», — добавил он.