В СПбГУ прошла IV Межрегиональная конференция ректоров вузов Российской Федерации и Республики Узбекистан
В Санкт‑Петербургском университете при поддержке Администрации президента Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения Российской Федерации и правительства Санкт‑Петербурга состоялась IV Межрегиональная конференция ректоров вузов Российской Федерации и Республики Узбекистан. В ходе мероприятия представители профильных министерств и ректоры ведущих образовательных учреждений двух стран обсудили актуальные вопросы сотрудничества в области высшего образования и науки и обменялись опытом подготовки высококвалифицированных кадров на базе филиалов российских вузов в Республике Узбекистан.
Сотрудничество Российской Федерации с Республикой Узбекистан стремительно развивается и охватывает все сферы образования — от дошкольного и школьного до высшего профессионального. Выступая с приветственным словом, заместитель начальника Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Антон Рыбаков обозначил, что повышение квалификации учителей‑русистов и популяризация русского языка в партнерских странах являются одними из важных задач, стоящих перед образовательными ведомствами.
Кроме того, Антон Рыбаков поблагодарил СПбГУ за значительный вклад в образовательную жизнь страны и отметил особую роль старейшего вуза в формировании научно-технического потенциала. Он определил Санкт-Петербургский университет не только в качестве хранителя традиции российской высшей школы, но и как динамично развивающийся центр науки и образования мирового класса. Антон Рыбаков отдельно поздравил ректора СПбГУ члена‑корреспондента РАН Николая Кропачева и весь коллектив Университета с началом работы филиала Санкт-Петербургского государственного университета в Ташкенте.
О важности следования государственным интересам в практической работе над совместным развитием с коллегами из Узбекистана рассказал заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев. Он подчеркнул, что современное сотрудничество стран‑партнеров должно быть направлено на создание общих образовательных программ и проектов, ориентированных на реализацию стратегических приоритетов в области научно‑технологического развития и усовершенствования систем образования как России, так и Республики Узбекистан.
Заместитель министра также отметил, что для Министерства науки и высшего образования России общее образовательное пространство — это более 1,5 тысячи соглашений, заключенных между вузами России и Узбекистана, которые охватывают широкий спектр социальных проектов, образовательных программ, научных исследований.
Нашими странами накоплен значительный опыт организации совместной научно‑образовательной деятельности, что способствует культурной интеграции, экономическому развитию и взаимопониманию между партнерами.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев
Обращаясь к лицам профессионального научного сообщества, представительным органам и другим почетным гостям из России и Узбекистана, вице‑губернатор Санкт‑Петербурга Борис Пиотровский выразил уверенность в том, что конференция станет хорошей площадкой для эффективных деловых контактов, и зачитал приветственное слово губернатора города Александра Беглова.
«Для правительства Санкт‑Петербурга сотрудничество с иностранными партнерами в области науки и образования является одним из несомненных приоритетов. Фундаментальная и прикладная наука — это опора общества и государства в создании сильной экономики и формировании гуманитарного пространства, основанного на преемственности духовных нравственных ценностей. Сегодня мы продолжаем плодотворный диалог с Узбекистаном, основанный на взаимном доверии и уважении», — подчеркнул в своем обращении глава города.
На конференции было отмечено, что одним из стратегических направлений развития российско‑узбекистанских отношений выступает создание отделений отечественных вузов на территории Узбекистана и повышение качества обучения в соответствии с высокими образовательными стандартами. По данным Министерства образования РФ, сегодня востребованных специалистов готовят в 14 филиалах российских университетов. В числе высших учебных заведений, которые уже открыли свои подразделения в Узбекистане: Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова, Московский государственный университет имени M. B. Ломоносова, МГИМО и другие. В прошлом году в филиале Санкт‑петербургского университета прошел первый набор обучающихся на магистерскую программу двух дипломов «Международные отношения на постсоветском пространстве».
По словам ректора СПбГУ Николая Кропачева, открытие подразделения Университета в Ташкенте является важным этапом двустороннего сотрудничества старейшего российского вуза и дружественной республики. «Мы долго шли к созданию филиала в Узбекистане и открыли его, когда стали уверенными, что Санкт‑Петербургский университет для своего филиала сможет обеспечить такой же качественный уровень образования, как и на основной территории вуза», — рассказал Николай Михайлович.
Он также отметил, что это первое самостоятельное отделение СПбГУ, открытое на постсоветском пространстве. Такой выбор обеспечен многими обстоятельствами: давней дружбой Санкт‑Петербургского университета с коллегами из Узбекистана, личными отношениями, которые сложились в результате дипломатических поездок.
Университеты России становятся одними из приоритетных мест получения высшего образования среди жителей Узбекистана. На сегодняшний день свыше 63 тысяч граждан республики обучается в ведущих российских вузах, из них около 8 тысяч — в филиалах на территории страны‑партнера. В Санкт‑Петербургском университете в этом году количество обучающихся из дружественной страны составило 442 человека.
По словам первого заместителя министра высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан Комилжона Каримова, взаимоотношения между двумя странами сегодня вышли на уровень стратегического союзничества. Он рассказал, что республика заинтересована не только в подготовке квалифицированных специалистов в разных областях — от медицины и экономики до юриспруденции и нефтегазовой промышленности, но и в развитии науки, участии в исследовательских проектах и содействии в проведении конференций.
Кроме того, Комилжон Каримов подчеркнул важность поддержания активных академических обменов и реализации профессионально‑технического сектора для совершенствования совместного образовательного пространства, что позволит студентам обеих стран учиться и развивать личный карьерный путь в более широкой и разнообразной учебной среде. Он добавил, что абсолютным приоритетом для Узбекистана в сотрудничестве с российскими вузами является подготовка инженерно‑технических кадров и специалистов в области медицины.
Как заметил ректор Санкт‑Петербургского университета, реальное доказательство единого научно‑образовательного пространства двух стран — это успешная работа над совместными научными проектами и совместимость реализуемых образовательных программ. «Выпускники узбекистанских вузов, которые поступают в магистратуру СПбГУ, лучше понимают нас и структуру нашего образования. Большее количество студентов предпочитают проходить обучение в Университете, прежде всего в области медицины, математики и программирования», — поделился с коллегами опытом Санкт‑Петербургского университета Николай Кропачев.
Санкт‑Петербургский государственный университет укрепляет академические связи с вузами Узбекистана и развивает общее пространство для образовательного процесса. На сегодняшний день СПбГУ подписал 25 действующих соглашений о сотрудничестве с 12 вузами Республики Узбекистан, включая договоры об академическом обмене. Среди университетов‑партнеров — Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, Бухарский инженерно‑технологический институт, Ферганский университет, Бухарский медицинский университет и другие.
Открывая пленарное заседание, ректор Санкт Петербургского университета Николай Кропачев поделился с присутствующими опытом СПбГУ в организации международной работы, представив различные варианты образовательного и научного сотрудничества, которые Университет реализует совместно с партнерами. Так, в 2022 году было открыто собственное представительство вуза в свободной экономической зоне «Навои» (Республика Узбекистан).
По итогам дискуссии профессионального сообщества ректорами Санкт‑Петербургского и Национального университета Узбекистана было предложено создать единую ассоциацию филиалов российских вузов на территории страны‑партнера, организовать целевой прием с обязательной отработкой в соответствующих компаниях и учреждениях, открыть представительства узбекских учебных заведений в России. «Санкт‑Петербургский университет готов выстроить работу по сетевому принципу сотрудничества и предоставить соответствующие помещения, а также открыть филиал, дающий возможность получить узбекистанский диплом об образовании с изучением российских предметов», — выступил с инициативой Николай Кропачев.
Ректор Национального университета Узбекистана Ином Маджидов также отметил необходимость оценки качества образования путем проведения единого мониторинга рейтингования университетов, работающих в Узбекистане, и проведения подготовки молодых преподавателей профильных предметов по обучению на русском языке.
Одной из ключевых тем, поднятых в ходе мероприятия, стал обмен лучшими практиками по эффективному обучению и воспитанию будущих педагогов. Участники панельной дискуссии рассмотрели новые методики, инновационные подходы и передовые технологии, которые могут быть применены в образовательных учреждениях для подготовки востребованных педагогических кадров.
По мнению директора Института педагогики СПбГУ, научного руководителя Центра развития педагогического образования Российской академии образования Елены Казаковой, для выявления и развития специалистов в области преподавания вузам Республики Узбекистан и Российской Федерации необходимо создать совместную серию профориентационных мероприятий, способствующих раскрытию потенциала студентов.
Я убеждена, что подобный обмен знаниями, кадрами и календарем наиболее значимых событий повлиял бы на успех обеих стран и способствовал бы развитию науки как современной и востребованной общественной сферы.
Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова
Она также определила три ключевых тезиса по расширению взаимодействия между российскими и узбекистанскими университетами, в их числе — выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи, обмен каникулярными школами и проведение бинарных исследований.
В завершение конференции были определены пути укрепления взаимоотношений между университетами России и Республики Узбекистан и заключены договоры, направленные на повышение образовательного и научного уровня.
Санкт‑Петербургский университет заключил меморандум о взаимопонимании в сфере обмена опытом и совершенствования квалификации учителей математики, физики, химии, биологии и русского языка с Министерством дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан. Также СПбГУ официально подтвердил партнерство с Джизакским государственным педагогическим институтом имени Абдуллы Кадыри и Каракалпакским государственным университетом имени Бердаха, подписав соглашения о сотрудничестве.