В Санкт‑Петербургском университете прошли II Баязитовские чтения
В этом году это академическая часть программы I Петербургского межрелигиозного саммита и одно из мероприятий II Международного межрелигиозного молодежного форума. Участники чтений обсудили вопросы изучения исламской теологии в России.
Межрелигиозный саммит собрал в Петербурге более 300 участников из Саудовской Аравии, Катара, Ирана, Кувейта, Сирии, ОАЭ, Египта, Пакистана и Алжира. Санкт‑Петербургский университет выбран для проведения Баязитовских чтений неслучайно. В СПбГУ большое внимание уделяется исламским исследованиям — истории, политики, культуры, религии исламских государств. Реализуются программы по исламской теологии.
«Много десятилетий в Санкт‑Петербургском университете работают кафедры, исторические, философские, религиоведческие, культурологические, которые занимаются проблемами культуры, истории, религии и искусства ислама», — рассказала на открытии Баязитовских чтений первый проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Сергеевна Ярмош.
В 2020 году при поддержке ректора СПбГУ Николая Михайловича Кропачева в Университете был открыт Центр исламских исследований. Ученые и эксперты центра принимали участие в экспертизе образовательных и исследовательских проектов, реализуемых в рамках федеральной целевой программы поддержки исламского и исламоведческого образования. В этом году в Университете было принято решение о создании кафедры теологии и культуры ислама в составе Института теологии.
Баязитовские чтения проходят в СПбГУ второй раз при поддержке Духовного управления мусульман Санкт‑Петербурга и Северо‑Западного региона России.
«В этом году Санкт‑Петербургский университет празднует 300‑летие, и в такие юбилейные даты принято вспоминать великие имена, которые составили славную историю различных направлений исследования и образования. Таким был профессиональный путь известного арабского филолога, востоковеда Шейха Мухаммеда Айяда Тантави. Отдав много лет служению Университету, он внес неоценимый вклад в развитие арабской филологии в российской академической традиции», — напомнила Анастасия Сергеевна.
Заложенные традиции богословского образования, изучения религии могут и сегодня быть частью университетского образования, подчеркнул епископ Егорьевский Мефодий — ректор Православного Свято‑Тихоновского гуманитарного университета, председатель Синодальной библейско‑богословской комиссии, член попечительского совета и профессор Института теологии СПбГУ. Он отметил: «Очень радостно видеть развитие здоровых традиций, которые поддерживаются и нашим государством, и церковью. Богословское знание было частью университетского образования, и сегодня мы на пути возрождения этих классических представлений о высшем образовании».
Шейх Мухаммед Айяд Тантави работал в Университете с 1846 года — сначала в должности экстраординарного профессора возглавил кафедру арабского языка и словесности в Петербургском университете, а затем получил звание ординарного профессора. Тантави преподавал грамматику, перевод с русского на арабский, разговорный язык, восточную каллиграфию и чтение рукописей.
Председатель Духовного управления мусульман Санкт‑Петербурга и Северо‑Западного региона России, муфтий Соборной мечети Санкт‑Петербурга Равиль Джафярович Панчеев заявил: «Наша главная миссия — возрождение школы богословия. Уже сегодня приняты подходы и совершенствуются программы подготовки, расширяется спектр направлений аспирантуры, докторантуры, научных исследований. Появляются программы дополнительного образования для имамов, специалистов по работе с молодежью по конфессиональным отношениям».
Муфтий рассказал, что сегодня в разработке находится федеральный проект по созданию российского исламского совета по фетвам и научным исследованиям. «Проект нацелен на сохранение межконфессиональных отношений в стране», — заметил Равиль Джафярович.
Эксперты совета смогут участвовать в оценке норм и законов мусульманской жизни в стране. Для работы такого совета нам нужны высокопрофессиональные специалисты. «Это должны быть ученые, ищущие и интересующиеся исследованиями первоисточников. Это очень кропотливая работа», — сказал муфтий. Однако, по его словам, таких специалистов пока мало, и это одна из целей сегодняшнего образования — воспитать специалиста, который будет интересоваться этой деятельностью и сможет работать в системе религиозных управлений.
Председатель Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России Аширов Нафигулла Хучатович заметил, что мусульманские богословы оставили огромное наследие будущим поколениям и важно пользоваться этим наследием — учить, открывать для себя эти труды, переводить на современный язык и руководствоваться духовным наследием.
Как рассказали участники встречи, сегодня один из важнейших аспектов изучения исламской теологии — необходимость отделить так называемую политическую теологию от религии.
Для этого необходимо иметь научное понимания природы власти и политики в современном контексте. Вячеслав Сергеевич Полосин, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки, образования, заметил, что политические учения приходят и уходят, меняясь сообразно социально‑экономическим обстоятельствам, религия же вечна, а изменяться может ее восприятие людьми, но не ее изначальный смысл.
Как подчеркнули участники: нельзя допустить подмены вероучения религиозно‑политическими утопиями. Российские мусульмане на базисе собственных традиций должны научно взглянуть на политические учения, распространенные сегодня в исламском мире, выработать сравнительную политологию традиционного ислама и сформулировать свой, российский взгляд на происходящее.
Ученые привели в качестве примера понятие панисламизм, которое означает исламскую солидарность, духовное братство с другими мусульманами. Однако все чаще панисламизм понимается не как религиозная связь, а как партийное братство.
Сегодня Санкт‑Петербургский университет выступает координатором работы над проектом Концепции развития теологии в Российской Федерации по поручению Комиссии по развитию теологического, религиозного и духовно‑нравственного образования Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации и поручению заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко.
В проекте концепции реализован принцип соблюдения конфессионального подхода к теологии, а также отражена важность совместного государственно‑конфессионального регулирования реализации теологических программ и необходимость согласования проекта Концепции развития теологии с централизованными религиозными организациями, рассказал директор Института теологии СПбГУ Дмитрий Викторович Шмонин.
Участники чтений выслушали научные доклады и сообщения: ректора Российского исламского института (Казань), председателя совета по исламскому образованию академика АН РТ, профессора Рафика Мухаметшовича Мухаметшина; профессоров кафедры истории стран Ближнего Востока восточного факультета СПбГУ Игоря Вячеславовича Герасимова и Тиграна Гургеновича Туманяна; профессора кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета Романа Анатольевича Силантьева; заведующей кафедрой систематической теологии Российского исламского института доцента Татьяны Евгеньевны Седанкиной; доцента Института истории СПбГУ Дмитрия Владиславовича Овсянникова; директора Центра изучения Исламской Республики Иран СПбГУ доцента Артема Алексеевича Андреева; старшего преподавателя восточного факультета СПбГУ Анны Игоревны Маточкиной и др.
В работе чтений приняли участие аспиранты, магистранты и студенты различных факультетов и институтов Университета.
Также в ходе чтений первый проректор по стратегическому развитию СПбГУ Анастасия Сергеевна Ярмош и проректор по академической политике и инновационному развитию Пятигорского государственного университета Юрий Юрьевич Гранкин подписали соглашение о сотрудничестве между университетами. Документ предполагает сотрудничество в научно‑образовательной, экспертной, культурно‑просветительской и общественной деятельности, нацеленной на сохранение и развитие традиционных российских духовно‑нравственных ценностей в системе высшего образования и молодежной среде, включая развитие теологии и теологического образования.