В Петербурге обсудили перспективы развития российского образования

Ежегодно в дни весенних школьных каникул Санкт-Петербург становится центром российского просвещения и открытой площадкой для встреч представителей сферы образования. В этом году свыше 20 тысяч специалистов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в более чем 200 конференциях, семинарах и круглых столах IX Петербургского международного образовательного форума.

С тематическим сообщением перед участниками заседания выступила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Она рассказала, что сегодня система образования в России представляет собой огромное многообразие возможностей. В общей сумме она охватывает почти 30 млн детей и молодых людей. «Система как по численности, так и по потенциалу — ресурс умной силы и культурного лидерства России. Немногие это будут оспаривать», — сказала Ольга Юрьевна.

Понятно, что одно из главных приоритетных направлений образования — это обеспечение доступности, обеспечение качества, необходимого для развития регионов и страны в целом.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева

В своем докладе министр обратила внимание на то, что формирование необходимой структуры образования и качественная подготовка специалистов являются одними из важнейших задач на сегодняшний день. Развитие системы образования невозможно без квалифицированных кадров, и в последние годы по направлению модернизации педагогического образования была проделана большая работа.

Центральное мероприятие — пленарное заседание «Современное образование: новая реальность» — открыла председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга заслуженный учитель России Жанна Воробьева. Она отметила, что в этом году форум посетило рекордное за всю историю его проведения количество иностранных гостей из 29 государств — Австрии, Венгрии, Белоруссии, Великобритании, Германии, Кипра, Швейцарии, Японии и других. «Вместе мы обсуждаем самые важные и актуальные проблемы современной школы и определяем пути их решения, — сказала Жанна Владимировна. — В стремительно меняющемся мире чрезвычайно важно искать и находить общие интересы, и здесь, на многочисленных мероприятиях форума, мы их обозначили. Наша общая задача — забота о детях, их образовании и о нашем будущем. Эти фундаментальные интересы, которые разделяют все участники без исключения, сегодня становятся надежной платформой для конструктивного международного сотрудничества».

Модератором пленарного заседания форума выступила профессор СПбГУ Елена Казакова. Возвращаясь к его главной теме, она заметила, что будущее теперь уже не наступает повсюду одновременно, — новая реальность характеризуется тем, что время утратило свою простоту и линейный характер. «Мы никогда еще не работали в режиме, который наука сегодня характеризует как полисубъектность: к естественному взаимодействию учителя и ученика добавились активные родители, Интернет и другие общественные силы, — сообщила Елена Ивановна. — Это сложное взаимодействие заставляет нас еще более активно договариваться о том, как мы понимаем день сегодняшний и видим завтрашний». Она выделила несколько важных направлений, которые необходимо учитывать руководителям системы образования. Одним из них является единство образовательного пространства нашей страны, которое требуется создать, сохранить и развивать в интересах каждого ребенка, семьи и региона. Не менее значимым представляется воспитание социальной ответственности каждого его участника, а также наличие мотивированных, увлеченных учеников, воспринимающих систему образования не только как обязанность и ответственность, но и величайшее благо.

Участники международного образовательного форума отметили, что его проведение позволяет не только повысить интерес к российскому образованию и, в частности, петербургской школе, но и путем интернационального диалога определить основные направления развития просвещения в мире.