Узнать, как устроена Вселенная
Сегодня во всем мире отмечается День астрономии — праздник всех, кто профессионально занимается изучением Вселенной или просто интересуется этой сложной, но увлекательной и красивой наукой. Он проводится дважды в год, осенью дата приходится на субботу вблизи фазы первой четверти Луны или перед ней, с середины сентября до середины октября. В этом году праздник выпал на 1 октября.
Современная астрономия ищет ответы не только на фундаментальные, далекие от повседневной жизни вопросы, такие как изучение строения галактик, эволюции звезд и поиск экзопланет. Например, когда мы включаем смартфон, чтобы определить свое местоположение или построить маршрут, то пользуемся спутниковыми системами навигации, которые были созданы в результате астрономических исследований. Чтобы зайти в интернет, мы подключаемся к Wi-Fi, а ведь изначально эта технология появилась в связи с необходимостью передавать данные с радиотелескопа на приемник.
Астрономы решают и другие важные прикладные задачи: выявляют астероиды, представляющие потенциальную угрозу для Земли и других планет, и рассчитывают возможные траектории их движения. Подробнее прочитать о том, какие объекты признаются опасными, вы можете в июльском номере журнала «Санкт-Петербургский университет».
«Астрономия — это самая древняя наука, она позволяет нам понять, как устроен мир. Любому любознательному человеку интересно узнать, с чего все началось, как зародилась и из чего состоит Солнечная система, какое место занимает во Вселенной Земля, какие условия были созданы для появления жизни на нашей планете? Есть ли во Вселенной жизнь и какова вероятность этого? Как выяснилось, Земля — это уникальная планета в масштабе не только Солнечной системы, но и других звездных систем и всех открытых планет. Для того чтобы понять это, интересно изучать астрономию или хотя бы читать научно-популярную литературу, — рассказал заведующий кафедрой астрономии СПбГУ доцент Сергей Петров. — Впоследствии интерес может перейти в более серьезное увлечение наукой, и таких примеров очень много как в старой, так и современной истории. Если человек любит дело, которым занимается, то, безусловно, в нем преуспеет, даже если изначально не планировал себя этому посвящать или ему не хватает образования. Все трудности преодолимы, главное — это интерес и любовь».
Для того чтобы внести свой вклад в изучение мира, не обязательно быть профессиональным исследователем. Множество небесных тел — малых планет, комет и даже новых звезд — было обнаружено именно благодаря любителям, которые занимаются их поисками на протяжении долгих лет.
Ретроспектива выставки «Звездные странники: история изучения космоса астрономами и геологами Санкт-Петербургского университета»
Стать немного ближе к космосу позволит экскурсия в музеи Университета. Увидеть вблизи метеориты, а также породы, образовавшиеся при их падении (импактиты), можно в Петрографическом музее СПбГУ. Большая часть этих экспонатов попала на Землю из пояса астероидов, некоторые — с Луны и Марса. На онлайн-выставке «Космос и геология» представлены как сами «звездные странники», так и земные аналоги лунных пород. Богатой коллекцией железных, железокаменных и каменных метеоритов, насчитывающей более 75 образцов, также обладает Минералогический музей СПбГУ. Среди них есть и поистине уникальные экспонаты, в том числе осколки метеорита «Бородино», упавшего около одноименного села 5 сентября 1812 года — накануне знаменитого сражения.
По международному соглашению метеоритам присваивается название ближайшего к месту находки или падения географического пункта, почтового отделения или административно-территориальной единицы, которую можно легко нанести на детальную карту района, если приведены долгота и широта места.
Роскосмос: Ученые получили первые данные с приборов станции «Луна-25»
«К сожалению, российское астрономическое образование сейчас находится не в очень хорошем состоянии, — добавил Сергей Петров. — Больше всего оно пострадало из-за того, что урок астрономии в свое время был исключен из школьной программы. После того, как его вернули, прошло много лет, и теперь школам непросто найти преподавателей, готовых вести эти занятия. Время уже упущено, поэтому, несмотря на то, что астрономия формально вернулась в программу, на самом деле она преподается в очень малом количестве школ. Компенсировать удар, который был нанесен по школьной астрономии, удастся нескоро, но мы будем надеяться на лучшее».