Ученые СПбГУ определили, какую еду любят в Петербурге и Ленобласти

Петербуржцам больше нравится тушить и запекать, а людям, живущим в Ленинградской области, — жарить. Чем еще отличаются пищевые привычки городских и областных жителей, а также как изменились практики питания из-за пандемии COVID-19, выяснили исследователи СПбГУ. Подробными результатами работы они поделились на страницах нового выпуска журнала «Санкт-Петербургский университет».

Журнал «Санкт-Петербургский университет»

Вопросы потребления еды интересуют не только врачей, но и социологов. По их мнению, питание уже давно не только способ утоления голода, но и социальная и культурная практика. Так, например, люди издавна отмечают значимые события приготовлением специальных блюд, в частности готовят салат оливье и сельдь под шубой для празднования Нового года.

Питание — это ритуал. Для нас большое значение имеют обстоятельства: из чего мы едим, с кем и в какое время. На торжество мы стелем скатерть, сервируем стол красивой посудой и приборами, готовим традиционные, зачастую сложные блюда. Тогда как в обычный день мы так не делаем».

Ольга Никифорова, кандидат социологических наук, доцент СПбГУ (кафедра экономической социологии)

По словам исследовательницы, для ученых важно, с какими аспектами связано потребление пищи. Поэтому исследователи СПбГУ решили выяснить, как место, в котором живет человек, влияет на его питание. Для этого специалисты проанализировали данные статистических служб, а также спросили у жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, какую еду они любят, где ее покупают и как часто, а также какие заведения общественного питания посещают или же едят только дома.

В результате исследования ученые не обнаружили большой разницы между потребительской корзиной жителей Петербурга и Ленинградской области. Но выяснилось, что петербуржцы едят больше молочных продуктов. Скорее всего, потому что, как правило, они больше предпочитают еду, которую не нужно долго готовить, — например, творог.

По словам Ольги Никифоровой, существенной разница оказалась в способах закупки продуктов. Так, люди в маленьких городах Ленинградской области не покупают их на длительный период, а приобретают всего понемногу каждый день, потому что считают, что так продукты будут более свежими, а значит, полезными. К тому же во многих городах области сохранились рынки, а также популярны маленькие магазинчики. Поэтому мясо, рыбу, овощи и фрукты жители небольших городов предпочитают приобретать в разных местах. В то время как петербуржцам легче купить все в одном гипермаркете на всю неделю. Объезжать несколько магазинов, а также ходить за продуктами каждый день они не могут из-за ограниченного запаса времени.

По этой же причине петербуржцы готовят пищу реже, чем областные жители. Причем в Петербурге предпочитают варить, тушить и запекать, а в Ленинградской области — жарить. По словам Ольги Никифоровой, так происходит потому, что во время жарки необходимо находиться рядом с плитой, а варка или запекание не требуют особого контроля и позволяют параллельно заниматься другими делами.

Еще один способ сэкономить время в большом городе — поход в кафе или ресторан. В Ленинградской области, поясняет Ольга Никифорова, люди не часто посещают заведения общественного питания. Во многом потому, что в области их представлено гораздо меньше. Кроме того, часто в большом городе люди работают далеко от дома и просто вынуждены обедать в кафе или столовой. Жители небольших городов и сел почти всегда живут рядом с работой и ходят на обед домой.

В ходе исследования ученые также изучили вкусовые предпочтения жителей Петербурга и Ленинградской области. Оказалось, что людей, которые любят кислое, больше в мегаполисе, а тех, кто любит горькое, — в сельской местности. Острую еду везде любят примерно одинаково.

Интересно, что 11 % петербуржцев предпочитают сладкое, тогда как в сельской местности сладкоежек только 9 %. Но по количеству потребления кондитерских изделий жители деревни опережают мегаполис.

Ольга Никифорова, кандидат социологических наук, доцент СПбГУ (кафедра экономической социологии)

Как рассказала ученый, социальное дистанцирование с началом пандемии COVID-19 вынудило людей больше есть дома и заказывать продукты онлайн. Тогда как до пандемии это было не очень популярно, сейчас почти у каждого есть любимый сервис доставки еды и сформирована виртуальная продуктовая корзина. Люди стали больше ценить выходы в ресторан или кафе и одновременно начали чаще собираться по особенным случаям дома.

Интересно, что вместе с модификацией практик питания изменились запросы на рынке недвижимости. «Сегодня жители городов хотят приобретать квартиры с большими кухнями. Для людей перестали быть важными размеры комнат, в приоритете площадь кухни, — подчеркивает Ольга Никифорова. — С чередой карантинов люди поняли, что теперь дом, в частности кухня, выполняет не только функцию помещения для приема пищи. Теперь это место, где можно собрать друзей или родных. Таким образом, изменения в повседневных социальных практиках определили развитие рынков и сформировали новые правила в обществе».

Читать новый выпуск журнала «Санкт-Петербургский университет»