Ученые СПбГУ: низкая самооценка и перфекционизм повышают риск развития расстройств пищевого поведения
Психологи Санкт-Петербургского университета установили, что низкая самооценка и перфекционизм увеличивают риск развития расстройств пищевого поведения у российских и зарубежных студенток. По данным ученых, нездоровые привычки в питании также появляются у девушек из-за давления общества. Подробнее об исследовании читайте в журнале «Санкт-Петербургский университет».
Журнал «Санкт-Петербургский университет»
Расстройства пищевого поведения (РПП) — заболевания, при которых у человека нарушается система питания и искажается восприятие собственного тела. Как рассказала кандидат психологических наук доцент СПбГУ Ирина Грандилевская, с подобными проблемами сегодня сталкиваются примерно 13 % населения. Еще от 4 % до 16 % людей, по данным разных источников, относятся к группе риска развития РПП.
Исследователи СПбГУ выяснили, какие психологические факторы повышают уязвимость студенток для расстройств пищевого поведения. Для этого ученые опросили две группы по 30 человек. В первую вошли девушки из России — обучающиеся петербургских вузов. Вторую группу составили респондентки из европейских стран: Дании, Германии, Норвегии, Франции, Исландии и Италии. На момент исследования они учились в Копенгагенском университете.
«При этом все участницы являлись условно здоровыми, то есть не имели установленного клинического диагноза "расстройство пищевого поведения". Такая выборка позволила изучить менее освещенный в литературе аспект проблемы: то, какие личностные особенности определяют девушек в группу риска развития РПП. Обычно исследования проводят среди лиц, уже имеющих клинические проявления заболеваний», — рассказала Ирина Грандилевская.
Опрос показал, что отечественные и зарубежные студентки одинаково уязвимы для расстройств пищевого поведения.
В каждой группе 10 % участниц имели повышенный риск развития РПП. Примерно в равной степени у девушек проявились и отклонения в питании: эмоциогенное пищевое поведение («заедание» негативных эмоций), экстернальное переедание (питание, мотивированное не голодом, а внешними стимулами), а также ограничительное пищевое поведение (тщательный контроль приемов пищи и соблюдение слишком строгих диет).
Психологи СПбГУ определили, что большую роль в появлении таких нарушений и в их дальнейшем перерастании в РПП играет перфекционизм, а точнее два его компонента: Я-ориентированный перфекционизм и социально предписанный перфекционизм. Первый заставляет девушек устанавливать для себя чересчур высокие требования, в том числе по отношению к внешности и фигуре. Под влиянием второго студентки стремятся соответствовать идеалам окружающих и опасаются, что их осудят, если они не достигнут стандартов, принятых в социуме.
Низкая и искаженная самооценка оказалась еще одним фактором, увеличивающим вероятность появления расстройств пищевого поведения. По данным ученых, девушки, находящиеся в группе риска, часто оценивают себя исключительно по весу, фигуре и способности контролировать привычки в еде. При этом студентки игнорируют любые другие собственные достижения.
Девушкам с нарушениями пищевого поведения также свойственны ощущение собственной неэффективности, тревожность, неспособность менять представления об окружающем мире, то есть когнитивная ригидность. Кроме того, студентки с отклонениями в питании склонны к алекситимии: иными словами, они не способны открыто выражать свои чувства.
Кандидат психологических наук доцент СПбГУ Ирина Грандилевская
В ходе исследования ученые СПбГУ подтвердили, что давление общества тоже повышает риск развития РПП. «Мы установили, что эмоциогенное пищевое поведение напрямую связано с воздействием, которое на девушек оказывает социум, транслируя идеалы худобы, — подчеркивает Ирина Грандилевская. — При несоответствии предъявляемым стандартам девушки испытывают негативные эмоции и пытаются отвлечься от них с помощью эпизодов переедания».
Результат опроса показал, что на представления россиянок об идеальной женской фигуре сильнее всего влияют средства массовой информации. Около 73 % российских студенток указали СМИ как самый мощный источник давления. Еще 15 % респонденток выбрали ответ «семья». Иностранные студентки также посчитали, что средства массовой информации оказывают наибольшее давление. На второе место девушки из-за рубежа поставили не семью, а сверстников.
В перспективе выводы исследователей СПбГУ могут быть полезны для успешного лечения и предупреждения расстройств пищевого поведения. Психологи Санкт-Петербургского университета подтвердили, что при лечении РПП необходимо уделять особое внимание работе с такими психологическими характеристиками, как перфекционизм и низкая самооценка. Также ученые показали, что в обществе необходимо разрабатывать меры профилактики РПП. В том числе организовывать информационные кампании в СМИ и социальных сетях.
Читать новый выпуск журнала «Санкт-Петербургский университет»