Студенты в ученом совете — «регулировщики» или «пешеходы»?

Ректор Н. М. Кропачев пригласил на встречу студентов, являющихся членами ученых советов факультетов и институтов СПбГУ.

Участники совещания поделились с Николаем Михайловичем своим опытом участия в обсуждении ключевых для жизни университета решений и теми вопросами, которые считают наиболее значимыми или сложными. Это и конкурсы на должности научно-педагогических работников СПбГУ, и критерии назначения повышенной академической стипендии, и содержание образовательных программ, и организация мероприятий. В свою очередь, ректор акцентировал внимание собравшихся на том, что круг возможностей повлиять на развитие университета в СПбГУ широк, как ни в одном другом вузе страны. Николай Михайлович коснулся истории внедрения принципа открытости во все управленческие процессы в университете, а затем подробно остановился на правах, которые есть у всех универсантов и тех возможностях, которыми обладают представители студенчества СПбГУ в ученых советах научно-педагогических коллективов.

«Вы — не простые пешеходы или водители на той дороге, которой идет университет, вы — регулировщики этого движения, лидеры студенческих коллективов, вы представляете интересы не только свои и своих коллег, но в значительной мере — тех, кто придет в университет после вас. Поэтому вы должны в совершенстве знать свои права и те правила, которые действуют в университете, уметь объяснить их другим и использовать «по полной программе», — подчеркнул Н. М. Кропачев.

Так, если студент, входящий в состав ученого совета факультета, не согласен с мнением большинства старших коллег при голосовании по тому или иному вопросу, он может не только проголосовать иначе (сам Николай Михайлович, еще не будучи ректором, часто был единственным голосующим не так, как большинство), но и выступить с обоснованием своего мнения, а также представить его председателю ученого совета в письменном виде.

Если студентов не устраивает качество работы того или иного преподавателя, они вправе инициировать проведение аттестации.

С таким предложением необходимо письменно обратиться к проректору по учебной работе Екатерине Геннадьевне Бабелюк. По результатам аттестации, если решение о ее проведении будет принято проректором, преподаватель может быть направлен на повышение квалификации, к нему могут быть предъявлены конкретные требования, а, возможно, поставлен и вопрос о расторжении с ним трудового договора.

Николай Михайлович обратил внимание молодых коллег на то, что основная задача ученого совета — определить чему и как будут учить следующие поколения универсантов. Участие в обсуждении образовательных стандартов и учебных программ, вовлечение в их обсуждение заинтересованных коллег — ключевая ответственность студентов, включенных в состав ученых советов и учебно-методических комиссий, подчеркнул ректор. Тем временем, по вопросу об организации включенного обучения в зарубежных вузах, обсуждение которого открыто на сайте СПбГУ, высказались к моменту проведения встречи лишь несколько деканов, но ни одного студента.

«Не надо думать, что только тот или иной представитель администрации могут изменить что-то, что вам не нравится. Вы сами — администрация, вы входите в ученый совет и обладаете равными правами со всеми остальными его участниками», — уверил ректор участников встречи.

«И выбирать лучших преподавателей — это тоже ваше право. Лучших, а не "своих"», — продолжил он. За каждую десятую позицию в том или ином научно-педагогическом коллективе СПбГУ конкурируют 2 или больше претендентов. Важно, что каждый из участников конкурсной процедуры имеет право провести пробную лекцию, будет сделана ее видеозапись, и, по требованию — также видеозапись процесса обсуждения кандидатур. СПбГУ публикует информацию обо всех конкурсах на своем сайте, там же размещается информация и о средних зарплатах научно-педагогических работников, которые вполне способны заинтересовать сильных специалистов. Кандидатуры претендентов на место преподавателя может обсуждать не только ученый совет того факультета или института, в состав которого войдет победитель конкурса, но и любого другого, поскольку каждая образовательная программа реализуется разными подразделениями Университета, который (а не факультет или институт) и несет ответственность за ее качество. Студент — член ученого совета вправе инициировать такое обсуждение.

Завершая встречу, ректор спросил коллег о том, как выполняется распоряжение о публикации повестки заседаний ученых советов и учебно-методических комиссий, отчетов о них на сайтах подразделений. «Любой универсант должен иметь возможность принять участие в обсуждении того вопроса, который для него важен, узнать, как и почему было принято то или иное решение».

К сожалению, пока далеко не все универсанты активно используют свои права, поэтому для сотрудников университета организованы специальные курсы. Пока на них записались всего семь человек. «Мы будем учить и семь, пусть это будет началом», — сказал ректор. А для студентов-членов ученых советов в ближайшее время с этой же целью будет организована встреча с проректором по учебно-методической работе Мариной Юрьевной Лавриковой.