СПбГУ укрепляет российско-китайское сотрудничество в сфере образования
Санкт-Петербургский университет продолжает развивать отношения с вузами Китайкой Народной Республики. В стенах СПбГУ состоялись две встречи с представителями вузов провинции Цзянсу: Нанкинского университета — одного из старейших и наиболее престижных высших учебных заведений Китая, а также Нанкинского технологического университета.
Ректор СПбГУ член-корреспондент Российской академии наук Николай Кропачев отметил, что Санкт-Петербургский университет заинтересован в развитии отношений с китайскими партнерами.
Еще десять лет назад, когда президент России произнес слова о повороте на Восток, я, как ректор, начал стимулировать создание образовательных программ с китайским компонентом. Сегодня их насчитывается более 80, и мы продолжим открывать новые.
Ректор СПбГУ член-корреспондент Российской академии наук Николай Кропачев
«На сегодняшний день такие программы в России есть в немногих вузах, за исключением Университета. Мы были бы рады найти в Китае партнера, который бы принял нашу методологию работы», ― отметил ректор СПбГУ.
Николай Кропачев предложил Нанкинскому университету стать первым вузом Китая, который начнет открывать совместные образовательные программы с российским компонентом, выпускники которых получат двойные дипломы. Он также рассказал, что планируется организовать преподавание китайского языка в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ, и пригласил преподавателей вуза-партнера проводить занятия для российских школьников. Ректор Университета сообщил, что в октябре этот вопрос обсуждался с руководителем Фонда Международной китайской инвестиционной корпорации по управлению имуществом (CITIC Foundation). Он пригласил ученых Нанкинского университета войти в состав совета одной из многочисленных образовательных программ Университета, которые включают в себя китайский компонент, что позволит наладить контакты между исследователями двух стран и в последующем создать новые по модели двойных дипломов.
Также в ходе встречи рассматривалась возможность совместного создания онлайн-курсов и программ аспирантуры в различных научных областях, включая геологию, химию, математику и исследования в сфере искусственного интеллекта.
Товарищ Тан Теню поддержал предложения Николая Кропачева и отметил, что его взгляды на развитие межвузовского сотрудничества во многом совпадают. Глава делегации поблагодарил ректора СПбГУ за поддержку многолетнего партнерства между университетами, установившегося в 2005 году. Он рассказал, что Нанкинский университет является одним из старейших вузов Китая и в 2022 году отметил свое 120-летие. Вуз внес большой вклад в развитие высшего образования в КНР, сегодня он занимает 73-е место по данным мирового рейтинга Times Higher Education. Товарищ Тан отметил, что международное сотрудничество является одним из приоритетных направлений работы Нанкинского университета, и высказал несколько предложений по его укреплению.
В частности, он выступил с инициативой расширить академическую и студенческую мобильность, а также организовать для студентов и преподавателей стажировки при поддержке стипендиальной программы, которую планируется запустить в ближайшее время. Наладить связи между исследователями, по мнению товарища Тан поможет участие в конференциях и совместных научных проектах. Одним из перспективных направлений в настоящее время представляется математика, в связи с чем было предложено открыть в Нанкинском университете совместный исследовательский центр при участии СПбГУ. Он также сообщил, что в Нанкинском университете есть собственная гимназия и начальная школа и их учителя смогут приезжать в Санкт-Петербург, чтобы преподавать китайский язык гимназистам Университета. В свою очередь, преподавателей Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ пригласили вести занятия по русскому языку для китайских школьников.
Китай и Россия установили всеобъемлющее стратегическое партнерство и продолжают его развивать. Особо следует отметить, что лидеры наших стран имеют общее мнение о научно-техническом развитии в различных областях и этим указали путь развития для нашего будущего сотрудничества. Надеюсь, что под их руководством мы сможем на основе взаимовыгодного сотрудничества укрепить и продолжить активное сотрудничество между нашими университетами.
Глава делегации Нанкинского университета товарищ Тан Теню
По итогам встречи было принято решение направить письменные предложения.
Отметим, что днем ранее Санкт-Петербургский университет заключил соглашение о сотрудничестве с Нанкинским технологическим университетом. В ходе переговоров стороны обсудили развитие академической и студенческой мобильности, а также возможность совместной подготовки аспирантов по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».
Одной из ключевых тем стал обмен студентами, учеными и преподавателями между двумя университетами. Как рассказала начальник отдела международного образовательного сотрудничества СПбГУ Вероника Койтова, Университет интенсивно сотрудничает в этом направлении с вузами Китая и Министерством образования КНР. Так, в этом году около 40 универсантов, обучающихся по самым разным образовательным программам — от экономики и юриспруденции до туризма и журналистики, отправились на годовую стажировку для повышения уровня владения китайским языком. Особенно активными в сфере мобильности традиционно являются студенты-менеджеры СПбГУ.
По словам преподавателя Университета, проектного эксперта платформы «ВТБ Образование» Сергея Комарова, ВШМ СПбГУ является лидером в России по созданию гибридных аудиторий, и использование этой технологии может помочь университетам в продвижении международных отношений. Эксперт также рассказал о действующем в Университете Центре преподавательского мастерства в бизнес-образовании (Teaching excellence lab). Данная программа повышения квалификации направлена на молодых преподавателей и состоит из семи модулей, в процессе освоения которых они приобретут новые знания по психологии, работе с ИИ, а также в других областях. Сергей Комаров добавил, что СПбГУ готов делиться своими наработками по внедрению педагогических инноваций с китайскими коллегами.
По итогам встречи было принято решение провести видеоконференцию с участием экспертов СПбГУ и Нанкинского технологического университета, чтобы продолжить обсуждение перечисленных инициатив и рассмотреть возможность заключения протокола по научному обмену, который позволит усилить мобильность ученых и преподавателей.