Психологи СПбГУ рассказали о результатах научных исследований, финансируемых Правительством России, СПбГУ, отечественными и зарубежными фондами
В Петербургском университете состоялась двухдневная отчетная конференция о результатах научных исследований, финансируемых Правительством Российской Федерации, отечественными и зарубежными фондами по направлению психология.
В Петербургском университете состоялась двухдневная отчетная конференция о результатах научных исследований, финансируемых Правительством Российской Федерации, отечественными и зарубежными фондами по направлению психология.
Наши коллеги получают все больше грантов, в том числе и внешних, и это означает, что ученые СПбГУ признаются российским и международным профессиональным сообществом. Совсем недавно у нас появилось еще одно важное достижение — впервые психологи СПбГУ получили мегагрант Правительства России в размере 90 млн. рублей. На эти деньги будет закуплено оборудование, в том числе для ресурсных центров Университета, — приборы и аппаратуру смогут свободно использовать все ученые
Проректор СПбГУ Лариса Александровна Цветкова
Победителем стал проект команды сотрудников кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Impact of early deprivation on bio-behavioral indicators of child development («Влияние ранней депривации на психобиологические показатели развития ребенка»). Исследование будет проводиться в СПбГУ три года под руководством Елены Григоренко (Йельский университет, Yale Child Study Center).
На отчетной конференции психологи рассказали о своих проектах, реализованных в 2011–2013 годах. На пленарном заседании выступили с сообщениями о проведении фундаментальных исследований представители более полусотни научных групп. Например, с докладом «Эндокринные и психологические детерминанты поведения человека в стрессе» выступил профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии Валентин Анатольевич Абабков. Полученные в результате работы данные, рассказал он, не поддерживают представление о том, что стресс-реактивность является достаточно устойчивой характеристикой индивида и проявляется сходным образом в различных стрессовых ситуациях. Важно также подтверждение того, что неблагоприятный детский опыт и рискованные поведенческие практики связаны с уровнем стресс-реактивности взрослых.
В исследовании создавалась особая стрессовая экспериментальная ситуация публичного выступления или интервью, которое брали обязательно представители противоположного участнику пола. Для оценки стресс-реакции использовался тест уровня кортизола в слюне (это редко применяющийся, но очень важный индикатор), анкеты для самонаблюдения за стрессом, самооценка психического состояния, некоторые другие методы. Удалось выяснить, что эмоциональная устойчивость женщин в исследовании ниже, чем у мужчин. Также женщины с большей вероятностью демонстрируют стресс-реакцию во время интервью, мужчины — во время публичного выступления. Кофеин в стандартных дозировках не оказывал заметного в статистических масштабах влияния на стресс-реакцию. Пока что ученым не удалось ответить на все вопросы и даже обработать огромное количество данных, которые были получены в ходе исследования, но научная группа планирует продолжить работу над проектом, отметил В. А. Абабков.
В докладе профессора Марины Александровны Холодной, посвященном итогам проекта «Информационно-энергетические аспекты когнитивной деятельности», были продемонстрированы данные о неоднозначности отношений между понятиями «энергетические затраты» и «ментальные усилия», которые сопровождают процесс решения задач различной сложности.
Если у человека хорошо работают высшие формы мышления (в результате умственной тренированности и богатого когнитивного опыта — например, чтения книг или регулярного решения сложных мыслительных задач), то при столкновении со сложным заданием его мозг в целом тратит меньше энергии. Это можно сравнить с тем, как тренированные спортсмены легче справляются со сложными нагрузками. Исследование позволило сделать такой вывод: чем более умен человек, тем более экономно работает его мозг как сложная система, стремящаяся к упорядоченности (эту ситуацию описывает известная в мировой психологической науке гипотеза нейроэффективности — Neural Efficiency Hypothesis).
В докладе младшего научного сотрудника А. А. Четверикова «Эмоциональная оценка как имплицитная память о сделанном выборе» говорилось о том, что люди позитивно оценивают те ситуации, где удалось ответить правильно, и негативно — те, где была совершена ошибка. По результатам работы он опубликовал статью в высокорейтинговом журнале Cognition and Emotion.
Большой интерес у участников конференции вызвали стендовые доклады о еще продолжающихся научных проектах: здесь спектр исследований был очень широк. Были представлены доклады о социобиологических факторах распространения и превенции ВИЧ-инфекции среди женщин (руководитель — доцент, декан факультета психологии А. В. Шаболтас), о психофизиологических механизмах умственного утомления в норме и патологии (руководитель — профессор М. В. Зотов), о механизмах формирования, функционирования и осознания интуитивных (имплицитных) знаний (руководитель — доцент Н. В. Морошкина), об изучении потенциалов и ресурсов личности в разные периоды взрослости (руководитель — доцент М. Д. Петраш), о психофизиологических коррелятах феномена «слепоты по невниманию» (известного по ролику о «невидимой горилле») (руководитель — старший преподаватель М. Б. Кувалдина ), о психологических аспектах проблемного поведения в сфере интернет-коммуникации у студенческой молодежи (руководитель — старший преподаватель Н. А. Антонова), роли осознаваемого и неосознаваемого в когнитивной деятельности (руководитель — профессор В. М. Аллахвердов), и многие другие.

Программа конференции и резюме всех докладов были сделаны на двух языках — русском и английском, в том числе для того, чтобы основные идеи и результаты исследований были понятны профессору кафедры общей психологии Брайану Роджерсу, который также является профессором Оксфордского университета и недавно присоединился к коллективу психологов СПбГУ. Профессор Роджерс высоко оценил и поддержал многие проекты, особенно он обратил внимание на исследования, проводящиеся в рамках фундаментальной проблематики работы познавательных процессов. Он сам, являясь одним из редакторов журнала Nature, международным экспертом в области психологии зрительного восприятия, иллюзий, работы 3Д эффектов, с 2013 года руководит работой первого постдока по направлению психология — О. В. Науменко. Их исследование будет посвящено фундаментальным механизмам восприятия зрительных иллюзий; об этом также был сделан совместный доклад, вызвавший заинтересованное обсуждение.
Кроме того, отдельно был проведен круглый стол по результатам исследований, выполненных молодыми учеными — аспирантами и студентами: финансировались эти проекты за счет внебюджетных средств факультета психологии.
Во второй день коллеги рассказали друг другу и о поездках на российские и международные конференции, которые финансировались за счет СПбГУ.
Для справки: Гранты Правительства Российской Федерации выделяются в размере до 90 млн рублей каждый на проведение научных исследований в течение 3-х лет (2014–2016 годы) с возможным продлением надва года. Обязательным условием является привлечение вузами и научными организациями внебюджетных средств в размере не менее 25% от размера гранта.