Министр юстиции России Константин Чуйченко: «Юридический факультет СПбГУ — одна из самых сильных школ права»
Верховенство права должно способствовать укреплению государственности и защите прав и свобод граждан, заявил министр юстиции Российской Федерации, член попечительского совета СПбГУ, выпускник Университета Константин Анатольевич Чуйченко в ходе научно‑практической конференции «Судебно‑правовая реформа в России 1864 года: история и современность», прошедшей в СПбГУ.
В конференции приняли участие более 150 человек: ученые и преподаватели высших юридических школ, представители Минюста России, Федеральной и адвокатских палат Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, Конституционного суда России, Совета судей России, Верховного суда.
Мероприятие организовано совместно с журналом «Российская юстиция».
Судебная реформа в корне изменила судоустройство и процессуальное право Российской империи: вводились принципы независимости судей и всесословности суда, учреждались суды с участием присяжных заседателей и реально действующая адвокатура.
Министр юстиции Константин Анатольевич Чуйченко, говоря о реформе, представил новый взгляд на дело Веры Засулич — самый громкий судебный процесс России XIX века. Тогда присяжные оправдали 28‑летнюю Веру Засулич, выстрелившую в 1878 году в градоначальника Санкт‑Петербурга Федора Трепова. В результате покушения Трепов получил тяжелые ранения. Засулич говорила: она встала на защиту народника Боголюбова, который был осужден за участие в демонстрации молодежи, а градоначальник отдал незаконный приказ о наказании его розгами.
Веру Засулич судили с участием присяжных заседателей. «Сама возможность подобного открытого процесса — это безусловное следствие судебной реформы 1864 года», — заметил министр юстиции. Именно тогда возникло особенное уголовное судопроизводство, появилось понятие состязательности процесса, декларировалось право обвиняемого на защиту, появились присяжные поверенные. «При всех этих безусловно прогрессивных новшествах отмечались и существенные недостатки, которые впоследствии сыграли важную роль в деле Веры Засулич и повлекли за собой череду уголовных террористических преступлений против российских государственных деятелей», — сказал Константин Анатольевич.
Вере Засулич грозило от 15 до 20 лет тюремного заключения, однако она была оправдана. Как рассказал министр, присяжные оценили действия Веры Засулич как благородный порыв, опирались на эмоциональное выступление ее защитника, а постановка вопросов судьей подразумевала ответы, ведущие к снисхождению к подсудимой. Они закрыли глаза на ее членство в революционных кружках, семимесячную подготовку к покушению, а главное — что она была готова убить человека.
Оправдательный приговор, отсутствие наказания свидетельствовали о слабости власти и правовой системы в то время. Процесс высветил дуализм права и морали. «Рассматривая это дело, мы можем увидеть, насколько важно умение государства защищать не только себя, но и все общество, свои ценности и традиции. Одна из задач права — охрана духовно‑нравственных ценностей и создание правового регулирования, которое позволит это сделать», — заявил министр.
Участники напомнили, что итог издания Указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей» — встраивание традиционных ценностей в систему правовых норм.
«Санкт‑Петербургский университет сейчас занимается огромной работой по анализу соответствия указу Президента всего российского законодательства. Мы начали работу с локальных актов: например, в Университете мы уже внесли изменения в Этический кодекс универсанта, в учебные программы и планы, в планы научно‑исследовательской работы. Объединенные в консорциум вузы и научные организации, задействованные в этой работе, уже выделили более 400 положений и нормативных актов, требующих внесения изменений», — отметил ректор СПбГУ член‑корреспондент РАН Николай Михайлович Кропачев.
Как рассказал Николай Михайлович, судебная реформа 1864 года была направлена на то, чтобы законодательство, система права соответствовали эпохе, тем задачам, которые стояли тогда перед государством. Сегодняшние изменения также направлены на то, чтобы право соответствовало вызовам времени.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Александрович Белов напомнил, как судья, выпускник Университета Анатолий Кони отзывался о произошедших в середине ХIХ века изменениях в книге «Отцы и дети судебной реформы».
Эти Уставы были плодом возвышенного труда, проникнутого осознанием ответственности составителей их перед Россией, жаждавшей правосудия в его действительном значении и проявлении. Это был труд сложный, самостоятельный и многосторонний, в одно и то же время критический и созидательный, — труд, исполненный доверия к духовным силам русского народа и его способности принять новые учреждения с живым сочувствием и непосредственным в них участием. В этом смысле работа отцов Судебных уставов — настоящий памятник их любви к Родине.
Судья, выпускник СПбГУ Анатолий Кони
Декан заметил, что судебная реформа 1864 года и для сегодняшних юристов остается идеалом духовного, правового и нравственного развития страны. «Реформа была направлена на защиту человека, его свобод как основной ценности права, — подчеркнул Сергей Белов. — Именно суд, судебная система цементирует все право, всю правовую систему и объединяет представителей самых разных юридических специальностей в реализации главных принципов и ценностей права».
Участие в конференции приняли также Президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Светлана Игоревна Володина, заведующий центром судебного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Николай Семенович Бондарь, заместитель главного редактора журнала «Российская юстиция» Елена Александровна Поворова, заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ Владислав Владимирович Архипов и другие.
Также в ходе визита министра юстиции в Университет состоялась его встреча со студентами‑юристами. Константин Анатольевич ответил на вопросы и поделился своими воспоминаниями о годах учебы на юридическом факультете СПбГУ. «Здесь нас научили думать, сомневаться. Нас научили, как знание получить, где его найти, как оценить это знание. Конечно, настоящий юрист должен знать право, нормы, но это не главное. Главная задача юриста — предлагать ходы в рамках этих норм, по правилам этой игры. Где бы я потом ни работал, где бы ни учился, я всегда чувствовал влияние юрфака, потому что уровень образования здесь очень высокий. У нас были великие преподаватели, это то, что сохранилось и у вас. Юридический факультет СПбГУ — одна из самых сильных школ права», — подчеркнул Константин Чуйченко.