Малая пресса — большие возможности. СПбГУ провел VIII Фестиваль малой прессы
В Доме журналиста прошел VIII Фестиваль малой прессы, организатором которого выступает СПбГУ. В рамках мероприятия состоялся круглый стол о перспективах развития отрасли, а также награждение победителей традиционного конкурса районных, муниципальных и корпоративных СМИ. Всего было подано 128 заявок от 50 организаций из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В этом году фестиваль прошел при поддержке Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга, Комитета по печати Ленинградской области и Центра управления регионом (ЦУР) Ленинградской области.
На круглом столе, участие в котором приняли ведущие эксперты отрасли и преподаватели Университета, обсуждались вопросы трансформации ландшафта социальных сетей, «миграции» аудитории и инструменты ее вовлечения, а также основные итоги прошедшего года и прогнозы. Как отметил председатель Комитета по печати Ленинградской области Константин Визирякин, локальная пресса столкнулась с множеством вызовов — в частности, связанных с финансовой сферой. Это привело в том числе к оптимизации объема печатных изданий и использованию QR-кодов, ведущих на электронные версии публикаций и мультимедийные материалы по теме статьи.
Год был непростой не только с экономической точки зрения, но и с той, что нам впервые за десятилетия пришлось работать в условиях проведения специальной военной операции. Муниципальная и районная пресса как никогда много работала по этой тематике.
Председатель Комитета по печати Ленинградской области Константин Визирякин
Руководитель ЦУР Ленинградской области Тимур Зайнуллин обратил внимание и на новые перспективы, которые для медиа открыл прошлый год. «Опыт 2022 года, сложного, турбулентного, показал, что малая пресса открывает большие возможности, — сказал он. — Многие из наших коллег вышли из зоны своего комфорта: для этого они стали более открыты для диалога с молодыми сотрудниками и практикантами, легче отзывались на новые идеи и во многом выиграли от этого». Он отметил, что у аудитории сформировался запрос на «лицо» автора: люди стремятся доверять конкретному журналисту. Кроме того, он упомянул 8-ФЗ — так называемый закон о госпабликах: этот шаг, подразумевающий обязательное присутствие государственных органов в соцсетях, направлен на повышение открытости и доступности власти для населения. По словам Тимура Зайнуллина, новшество является точкой роста для сфер PR и GR. С этим согласилась модератор заседания, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ профессор Камилла Нигматуллина. Она отметила, что, по данным исследований, благодаря 8-ФЗ люди начали чаще обращаться к власти, также увеличилась динамика вовлеченности аудитории в официальных аккаунтах госструктур.
Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дмитрий Шерих поделился мнением о том, что фактически кризис начался с пандемии, когда медиа пришлось работать в условиях новой реальности. «Интерес вырос не только к соцсетям, но и к СМИ: ощущался дефицит достоверных данных о том, что происходит. Этот опыт нам очень помог и сегодня. Спустя три года мы с коллегами смотрим на будущее малой прессы даже более оптимистично, чем тогда», — сообщил он, добавив, что за пандемический период многие СМИ успешно адаптировались к новым условиям посредством внутренней реорганизации и оптимизации, а также выхода на новые площадки. Актуальной задачей становится повышение экспертного уровня как всего СМИ, так и его сотрудников, считает Дмитрий Юрьевич.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую пригласил представителей медиа к сотрудничеству с Университетом: СПбГУ имеет обширный опыт организации практик как в локальных, так и в корпоративных медиа. Тему привлечения молодых специалистов поддержал руководитель SMM-отдела издания «Деловой Петербург» Искандер Нуруллин: по его словам, сегодня ощущается дефицит квалифицированных кадров в области работы с соцсетями. В этом смысле большие надежды «Деловой Петербург» возлагает на Санкт-Петербургский университет как на одну из ведущих школ России по подготовке медиаспециалистов.
У малой прессы есть дополнительная миссия: формирование и поддержание атмосферы социального оптимизма.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую
О тенденции к глокализации (усилению локального, регионального компонента) в контексте конкурсных заявок упомянула и старший преподаватель СПбГУ Анастасия Максим (кафедра телерадиожурналистики). «Преимущество сильных работ заключалось в том, что корреспонденты эмоционально связаны с местом, о котором они рассказывают. Такой рассказ "с душой" подкупал», — прокомментировала Анастасия Андреевна. Также комментарии жюри конкурса обобщила доцент СПбГУ Наталья Павлушкина (кафедра цифровых медиакоммуникаций). Она подчеркнула, что авторы часто не только обращаются к традициям классической публицистики, но и активно внедряют использование новых технологий (например, съемки через коптеры).
Кроме того, состоялась презентация проекта «Новая редакция "Вестника ЛАЭС"». Участие в ней приняли студенты СПбГУ, присоединившие в рамках практики к совместному проекту Ленинградской атомной электростанции (АО «Концерн Росэнергоатом») и Клиники коммуникационных проектов СПбГУ. Они поделились опытом работы студенческой редакции над номером «Вестника ЛАЭС»: стажерам предстояло подготовить выпуск полностью — от разработки концепции и написания текстов до верстки. «Семья» стала центральной темой номера. «Сложность задачи заключалась в том, что в этом году Ленинградская атомная электростанция, крупнейшая в России, отмечает 50 лет с момента основания. Перед ребятами стояла задача так начать, чтобы мы на этом настроении провели весь юбилейный год», — поделилась куратор проекта, заместитель начальника Управления информации и общественных связей ЛАЭС Татьяна Корнышева, высоко оценив результаты работы.
В завершение фестиваля прошла церемония награждения победителей конкурса районных, муниципальных и корпоративных СМИ по четырем номинациям: «Лучший тематический спецпроект», «Лучшее видео в социальных сетях», «Регион диалога. За лучшее освещение реализации национальных проектов в Ленинградской области (на территории района)» (специальная номинация ЦУР ЛО) и «Ленинградский волонтер. Лучший материал/сюжет о неравнодушных, активных, инициативных людях Ленинградской области» (специальная номинация Комитета по печати ЛО).