«Конституция — связь между прошлым, настоящим и будущим». В СПбГУ встретились ведущие конституционалисты мира
В Санкт-Петербургском университете состоялся международный круглый стол, посвященный концепции конституционной идентичности. Участники обсудили, как национальная культура государства, его особенности, традиции, ценности влияют на формирование конституционного правопорядка.
Ассоциация объединяет теоретиков и практиков из нескольких десятков государств, представляющих различные культуры и правовые системы.
Встреча ученых-конституционалистов со всего мира — из Европы, США, Японии, Австралии, Аргентины, Бразилии, Сингапура, Турции, КНР, юристов-практиков, судей конституционных судов — стала первым в России мероприятием, проведенным под эгидой Международной ассоциации конституционного права.
Традиции, выраженные в правовом измерении, в текстах конституций, могут стать связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим даже в государствах, переживших политические, социальные трансформации, революции, исторические сломы. Но поскольку понятие идентичности пришло в юриспруденцию из социальных наук сравнительно недавно, среди юристов существуют диаметральные мнения о концепции конституционной идентичности — от скептицизма и критики до оптимистических ожиданий. Части ученых концепция представляется универсальным консенсусом. Другие же обращают внимание на ее сложное и ситуативное применение.
При этом, по словам ученых, вопросы конституционной идентичности напрямую связаны с острыми социальными проблемами — защитой интересов меньшинств, задачами национальной консолидации и инклюзии в глобальное сообщество, исполнения положений международных договоров.
Возникающее между правовыми сообществами государств недопонимание в отношении основных принципов и идей конституционализма, по словам декана юридического факультета СПбГУ Сергея Белова, может быть связано с недостаточной вовлеченностью российских ученых в международные исследовательские проекты.
Надеюсь, этот круглый стол создаст обстановку, благоприятную для развития коммуникации и более активного участия российского правового сообщества в диалоге с международными учеными.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов
Заместитель председателя Конституционного суда РФ Сергей Маврин заметил, что появление понятия «конституционной идентичности» в российской конституционной правовой практике связано с осознанием необходимости защиты от распространения крайних форм наднационального регулирования: «Всеобщие правовые принципы не должны создавать опасности для конституционной идентичности государств. Разумное сочетание уникального и универсального должно обогащать, а не приводить к раздору». При этом, по словам судьи, проблема вторжения наднациональных стандартов в правовые системы стран не является исключительно российской: «Она начала осознаваться многими национальными органами конституционной юстиции помимо нашей страны».
В то же время сегодня существует и проблема злоупотребления идеей конституционной идентичности. Некоторые страны ссылаются на эту концепцию, чтобы обойти исполнение положений международных договоров. Это приводит к резко негативным оценкам концепции среди стран — представительниц ЕС. Так было в случае с решениями по вопросам миграционной политики Венгрии и судебной реформы в Польше. Международный суд обосновал противоречащую положениям соглашений ЕС позицию, ссылаясь на конституционную идентичность этих стран.
Отношение научного сообщества к концепции конституционной идентичности, по словам ученых, быстро трансформировалось. В 90-е годы идентичность казалась приемлемой оговоркой о безопасности, применявшейся, чтобы успокоить государства — члены ЕС в процессе европейской интеграции. Сейчас же многие юристы отстаивают ее опасность. Однако, как напомнил Пьетро Фарагуна из Университета Триеста (Италия), конституционная идентичность является предметом Соглашения ЕС, а значит должна быть признана юридическим понятием и не может быть исключена из правовой практики. Задача юристов, по его мнению, — распознать злоупотребления и создать инструменты защиты от них.
По мнению ряда исследователей, национальные конституционные ценности должны толковаться в соответствии с европейскими ценностями, общими принципами, отраженными в Договоре ЕС. Концепция идентичности, объясняют юристы, содержит потенциальный конфликт между внутренним публичным законом и международным законом. Хотя конституция не отрицает, что международное право может применяться на территории страны, но обозначает рамки, допустимые внутренним законодательством.
В ходе круглого стола ученые рассказали также об особенностях реализации концепции идентичности в мультикультурном обществе, возможностях защиты многообразия, поддержки религиозных, этнических меньшинств. Важно помнить, что конституция обладает трансформирующей силой: она может изменять способ взаимодействия правительственных институтов с населением и в конечном итоге укреплять общество.
Мы всегда должны быть открыты, готовы услышать разные голоса и мнения. Это очень важно для всех участников.
Хелен Крунке, первый вице-президент Международной ассоциации конституционного права, профессор университета Копенгагена
«Разговор о конституционной идентичности — прежде всего разговор об отличиях», — сказал Сергей Белов. Права человека или принцип верховенства права и разделения властей — это объединяющие основы конституционализма и конституционных систем в разных регионах, в разных культурах, которые не могут определять это понятие.
«Нам нужно больше дебатов, обсуждений как в плане понимания концепта, так и в плане осознания того, что он значит для отдельных конституционных систем», — подчеркнул декан. «Надеюсь, этот вопрос станет поводом для диалога как на международной арене, так и на национальном уровне. И считаю, что наш круглый стол стал определенным вкладом в развитие этого диалога. Он даст выводы для развития теории конституционной идентичности», — заключил Сергей Белов.