Гибридный формат обучения стал главной темой Пашкусовских чтений ВШМ СПбГУ

В СПбГУ при поддержке Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) прошли XXV Ежегодные Пашкусовские чтения. В этом году обсуждались аспекты современной методологии преподавания в высшем образовании — какие уроки можно извлечь из дистанта, что такое гибридное обучение, как будут преподавать в российских вузах в будущем.

Сегодня многие эксперты в области образования считают, что гибридное обучение способно вырасти в полноценное направление с собственным техническим и педагогическим дизайном, которое останется актуальным и после пандемии.

Ключевое отличие «гибрида» от других форм обучения — многомерность пространства: студент может обучаться в аудитории университета, через онлайн-подключение или асинхронно, работая самостоятельно. Причем решение о форме обучения он может принять сам, взяв на себя ответственность за результаты.

Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) совместно с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) и банком «ВТБ» представили результаты масштабного исследования, посвященного особенностям гибридного формата в учебных заведениях России и мира. Эксперты подробно изучили более 30 практик гибридного обучения в российских и зарубежных университетах, среди них СПбГУ, Уральский федеральный, Томский и Тюменский государственные университеты, МШУ «Сколково», Гарвардская школа бизнеса (Harvard Business School), Университет IE в Мадриде (IE University).

О роли ВШМ СПбГУ в разработке и исследованиях гибридного формата обучения рассказала заместитель президента — председателя правления банка «ВТБ», директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова: «В рамках стратегии развития Высшая школа менеджмента ставит перед собой цель — стать бизнес-школой № 1 в России, бизнес-школой с уникальной образовательной средой и непрерывно совершенствующимся коллективом. Один из важных шагов на этом пути — использование возможностей цифровых инструментов для повышения качества образовательного процесса и, как итог, повышения конкурентоспособности выпускников бизнес-школы на глобальном рынке труда. Гибридное обучение — один из примеров успешной работы команды ВШМ СПбГУ на стыке методологии преподавания и современных технологий. Наши разработки прежде всего ориентированы на сегмент основных образовательных программ, однако находят свое применение и в сегменте ДПО. Растущий спрос корпоративных заказчиков подтверждает востребованность и актуальность методики ВШМ СПбГУ. Уверена, наш опыт и исследования в этой области могут оказаться полезными и вузам, и корпоративным университетам».

Результаты исследования гибридного обучения в университетах мира

Исследование ВШМ СПбГУ, МГПУ и банка «ВТБ» показало, что массовый переход к онлайн-обучению привел к появлению многообразия форматов, которые стали именоваться гибридным обучением. Например, наиболее острым и обсуждаемым вопросом является различие между понятиями гибридного и смешанного обучения. Исследователи утверждают, что ключевое различие — в роли студента. При смешанном обучении содержание учебного курса, технологии, график, каналы коммуникации и формат участия задают преподаватели. В гибридной модели студент, наоборот, занимает индивидуальную позицию при выборе траектории обучения.

Пашкусовские чтения ВШМ СПбГУ — это площадка для обсуждения насущных учебно-методических проблем преподавания в области менеджмента и экономики, обмена опытом, знакомства с лучшими практиками в российском экономическом и бизнес-образовании.

Модель реализации гибридного обучения описал проректор по развитию МГПУ Кирилл Баранников: «В рамках исследования мы обнаружили, что ядром такого подхода становится фокусировка на субъектности студента. Анализируя кейсы и практики университетов в России и мире, мы увидели, что есть три типа педагогических ситуаций, образовательного опыта, который проживает студент, и попробовали их описать. Все это привело к одному из ключевых выводов нашего исследования: гибрид — это самостоятельная, не комплементарная модель обучения, существующая наравне с привычным полностью аудиторным и полностью онлайн-обучением. Гибридная модель требует обновления не только учебного, но и других базовых процессов работы университетов».

Доля студентов, отдающих предпочтение гибридному или смешанному формату, выросла с 25 % в 2020 году до 50 % в 2021 году

В рамках анализа деятельности более 30 университетов мира и их подходов к технической реализации гибридного формата исследователи также установили необходимые составляющие цифровой образовательной среды: гибридная аудитория — специальное пространство для работы преподавателя и совмещения онлайн- и офлайн-студентов; цифровая среда для асинхронного участия студентов; техническая поддержка и обучение.

Будущее методологии преподавания в российских вузах

Эксперты СПбГУ разработали методику, которая позволяет совместить педагогические задачи с возможностями цифровых инструментов. Цель — получить цифровую среду для преподавания в вузе, которая будет помогать улучшать образовательный опыт и результаты студентов. Методика основана на лучших практиках дизайн-мышления, адаптированных под образовательный контекст.

Юрий Васильевич Пашкус — декан — организатор факультета менеджмента (с 2007 года — Высшая школа менеджмента) СПбГУ, известный российский ученый в области финансового менеджмента. С 1996 года в ВШМ СПбГУ проводятся традиционные Пашкусовские чтения. Этим преподаватели и исследователи отдают свою дань памяти вкладу Юрия Пашкуса в создание бизнес-школы.

«Цифровые решения создаются и строятся естественным образом под образовательные задачи преподавателей. Основной фокус нашего внимания — на методологии преподавания и задачах, решение которых должна обеспечивать цифровая среда. Например, если просто создавать гибридную аудиторию без учета специфики образовательного процесса, можно получить пространство, которое будет ограничивать возможности достижения образовательного результата. Кроме того, наша методика позволяет обнаружить незначительные на первый взгляд детали, позволяющие преподавателю отказаться от ненужных действий и сосредоточиться на ведении занятия», — рассказывает Ольга Алканова, старший преподаватель (кафедра маркетинга ВШМ СПбГУ), руководитель по методологии преподавания ВШМ СПбГУ.