Фонетист СПбГУ рассказала о голосовых помощниках с точки зрения языка в подкасте СПбГУ
Гостем девятого выпуска научно‑популярного подкаста Санкт‑Петербургского государственного университета «Генрих Терагерц» стала доцент кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков СПбГУ Ульяна Кочеткова. Она рассказала о том, как голосовые помощники воспринимают нашу речь, почему они не распознают вопросы и иронию и нужно ли их этому учить.
Голосовые помощники сегодня — важная часть работы множества компаний. Они могут записать нас к врачу, обработать заказ, проконсультировать по какому‑либо вопросу, рассказать о погоде, включить музыку и многое другое. Однако в отличие от людей у искусственного интеллекта нет чувства речи. Как объяснила Ульяна Кочеткова, все технологии искусственного интеллекта ориентированы в первую очередь на текст. Любое голосовое сообщение они переводят в набор символов и анализируют его.
«Гораздо важнее, что в языке существуют акценты. Одну и ту же фразу можно сказать снисходительно или иронично. Если написать эту фразу текстом, смысловой посыл не будет понятен. А вот языковые указания, причем характерные для каждого языка, помогут точно понять его», — сказала она.
Среди таких языковых акцентов можно выделить: интонационные выражения, жесты и мимику, порядок слов в предложении. Последний акцент также помогает алгоритмам понимать, что человек задает вопрос. Однако языковые нормы таковы, что вопросительное предложение не обязательно имеет определенный порядок слов. Вопросительные слова в таком предложении также не обязательны.
Ранее лингвисты Санкт‑Петербургского университета, проведя исследование речи, выявили жестовые, интонационные и мимические особенности человека, использующего в своей речи ироничные выражения. Определение ключевых отличий ироничного разговора от нейтрального позволит усовершенствовать системы автоматического распознавания речи и аудиовизуального синтеза на основе искусственного интеллекта.
Поэтому искусственный интеллект и не может точно считать определенный эмоциональный посыл. Ученые работают над тем, чтобы научить алгоритмы распознавать некоторые языковые приемы. Однако в профессиональном сообществе существует вопрос, должен ли ИИ точно понимать людей.
«Искусственный интеллект — большое подспорье в нашей жизни, облегчающее множество задач. Вопрос в том, точно ли мы хотим, чтобы голосовой ассистент знал, что нам, например, страшно или мы в состоянии стресса. Это открывает огромное количество возможностей, не все из них безопасны», — сказала Ульяна Кочеткова.