Эксперты СПбГУ на Форуме труда рассказали о системе менеджмента качества образования
В рамках Петербургского международного форума труда эксперты Санкт‑Петербургского университета рассказали о формировании системы менеджмента качества образования и взаимодействии с участниками образовательного процесса для принятия обоснованных решений при создании и развитии образовательных программ.
Система менеджмента качества образования сегодня создается во многих вузах и, как правило, включает несколько обязательных элементов: исследовательское структурное подразделение, осуществляющее постоянный мониторинг, и комиссии по вопросам качества образования, включающие представителей студенческих сообществ и партнерских организаций. Взаимодействие всех интересантов оказывает влияние на уровень качества образования в вузах.
Как отметила и. о. проректора по учебно‑методической работе, начальник Управления образовательных программ СПбГУ Мария Соловьева, за последние 5‑6 лет в Санкт‑Петербургском университете была разработана система менеджмента качества образования. Сегодня в Университете насчитывается 506 образовательных программ, а также около 800 дополнительных образовательных программ. Мониторинг качества образования по образовательным программам позволяет выявлять успешные стороны и аспекты, требующие доработки, и своевременно актуализировать содержание программ.
В Университете разработано положение о системе менеджмента качества образования. В его создании большую рекомендательную поддержку оказали международные общественные, институциональные и профессионально‑общественные аккредитации в области тех аспектов, которые не затрагивает государственная аккредитация.
И. о. проректора по учебно‑методической работе, начальник Управления образовательных программ СПбГУ Мария Соловьева
«Стремление к соответствию большому количеству требований по формальному и содержательному признакам позволило Санкт‑Петербургскому университету прийти к той системе менеджмента качества образования, которая действует в нем сегодня. Кроме того, Университет участвует в государственных мониторинговых процедурах. Так, например, осенью 2023 года СПбГУ принял участие в аккредитационном мониторинге Рособрнадзора, который в новом формате проводился в вузах впервые», — рассказала Мария Соловьева.
Система менеджмента качества образования включает процедуру оценки качества образования по образовательным программам. Процедура в Университете проводится с точки зрения разных интересантов — абитуриентов, родителей абитуриентов, обучающихся, научно‑педагогических работников, административных сотрудников, выпускников, работодателей. Неизменной частью всей системы менеджмента образования являются опросы участников образовательного процесса. Внешние интересанты, то есть партнеры СПбГУ и работодатели, активно вовлекаются в образовательный процесс. Так, в Санкт‑Петербургском университете развиваются советы образовательных программ, которые вносят предложения в содержание образовательных программ, предлагают площадки для практической подготовки обучающихся. С 2016 года в информационных системах Университета ведется учет партнеров, который отражает все виды взаимодействия: от заказанных работодателями выпускных квалификационных работ до учета самих работодателей, членов советов образовательных программ, составов государственных экзаменационных комиссий, представителей компаний, в том числе предоставляющих места для прохождения стажировок и практик. В Университете также налажена система взаимодействия с работодателями на этапах открытия образовательных программ и их обсуждения, в которое вовлекаются студенческая молодежь, партнеры, взаимодействующие с Университетом на регулярной основе.
Работа в области оценки качества образования в Санкт‑Петербургском университете координируется проректором по учебно‑методической работе, Управлением образовательных программ и специально созданным подразделением — Центром мониторинга качества образования СПбГУ.
Центр мониторинга качества образования (ЦМКО) — исследовательское подразделение Университета, которое было создано в 2020 году. Работа центра включена в систему обеспечения и менеджмента качества образования СПбГУ. Основная задача ЦМКО СПбГУ — ежегодные мониторинговые исследования в виде количественных опросов обучающихся, выпускников, абитуриентов, преподавателей, административных сотрудников и работодателей. Результаты этих исследований помогают принимать управленческие решения. Отдельные результаты могут рассматриваться руководителями структурных подразделений и учебно‑методическими объединениями. Регулярный сбор данных позволяет получать информацию о качестве образования и факторах, которые на него влияют, а также проводить системный анализ изменений.
Социолог Центра мониторинга качества образования СПбГУ Владлена Авдеева рассказала о работе ЦМКО, возможностях использования результатов и подходах к привлечению участников. Одним из ключевых вопросов при проведении исследований становится привлечение к опросам большого количества участников. Статистические инструменты помогают оценить возможность обобщения полученных результатов, однако в социальных науках определение возможностей обобщения результатов исследований является более сложным. Часто считается, что малый охват исследования может значительно снизить возможность обобщения результатов, так как данные и ответы участников могут значительно отличаться от потенциальных ответов тех, кто не принял участия в исследовании. Однако результаты исследований, посвященных теме качества образования, не позволяют однозначно судить о том, как влияет отказ от участия обучающихся на результаты. Различия в характеристиках участников исследования и тех, кто от него отказался, могут не влиять на результаты мониторинга и оценки.
Эксперты отмечают, что максимальное количество участников не всегда гарантирует высокое качество итоговых данных. В то же время важно, чтобы у каждого универсанта и партнера Университета была возможность выразить свое мнение.
«В Санкт‑Петербургском университете опросы являются добровольными, мы ведем масштабную систематическую работу по информированию всех обучающихся и сотрудников о возможности и важности участия в исследованиях, о том, как используются результаты опросов. Наша первостепенная задача заключается в том, чтобы у каждого участника образовательного процесса была информация о проводимых исследованиях и, главное, возможность выразить свое мнение», — отметила Владлена Авдеева.
Международный форум труда проходит в Санкт‑Петербурге восьмой раз. Основная тема форума в этом году — «Труд, занятость, человеческий капитал: новые сложности и новые решения». Мероприятие организовано правительством Санкт‑Петербурга, Санкт‑Петербургским государственным университетом, Межпарламентской ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств и КВЦ «Экспофорум» при поддержке Министерства труда и социальной защиты России.
Эксперты СПбГУ обсудили вопросы менеджмента качества образования на VIII Санкт‑Петербургском международном форуме труда в рамках круглого стола «Система менеджмента качества образовательных программ: лучшие практики университетов». В мероприятии также приняли участие директор Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) Эрика Соболева, ректор Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова Василий Фивейский, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес‑образовании ВШМ СПбГУ Ольга Алканова, профессор Белорусского государственного университета Лариса Титаренко и директор Центра качества организации учебного процесса ИТМО Кристина Тишкина. Модератором круглого стола выступила доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ Ольга Никифорова. Круглый стол, посвященный вопросам системы менеджмента качества образования, стал продолжением обсуждения на VII Санкт‑Петербургском международном форуме труда.