Нейросети не замена художнику, а его новый инструмент
В Санкт-Петербургском университете в рамках второго молодежного форума «Культурный код — 2023» состоялась дискуссия на тему «Является ли генеративная культура культурой?». Эксперты СПбГУ обсудили концепцию использования искусственного интеллекта и компьютерных систем для создания новых идей, арт-объектов, продуктов и услуг.
Старший преподаватель СПбГУ Анна Никитина (кафедры дизайна) и студентка СПбГУ Анастасия-Владимира Виттив продемонстрировали на примере нейросети Midjourney, как дизайнеры сегодня используют возможности искусственного интеллекта в своей работе: создавая с помощью нейросети fashion-фотосессии, картины в стилистике конкретного известного художника или собственные произведения искусства.
Генеративное искусство — это направление современного искусства, которое использует для создания произведений алгоритмы, искусственный интеллект и компьютерные программы. Медиахудожник, в отличие от традиционного искусства, создает произведение при помощи определения набора правил и алгоритмов, которые приводят к автоматическому генерированию изображений, звуков, анимации или текстов.
Отвечая на вопрос, победит ли нейросеть художника, эксперт назвала современные технологии по генерации картинок инструментом. «Мы его еще плохо знаем и пока не совсем осознаем его нюансы и особенности, но уже им пользуемся. Нейросеть — это прежде всего медиа», — отметила Анна Никитина.
Анна Никитина рассказала, что сегодня новый медиаинструмент уже используют для визуализации идей, а также для экономии средств на создании с помощью нейросетей большого количества фирменного контента.
Сегодня художникам в очередной раз приходится осваивать новую технику воплощения своих творческих задач. Какие из множества образов, текстов и музыкальных композиций, созданных с помощью искусственного интеллекта или нейросетей, станут частью культурного наследия? Это зависит от того, что из этих произведений человечество сохранит и передаст следующим поколениям.
Участник дискуссии, директор Центра по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия СПбГУ Николай Курганов
Директор Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ, доцент СПбГУ Ованес Петросян (кафедра математического моделирования энергетических систем), выступая на дискуссии, подчеркнул, что цифровое искусство — это пример автоматизации. «Но это не делает его более простым. За счет генеративного искусственного интеллекта можно быстрее находить то, что ты хочешь. Художник может гораздо быстрее раскрыть в себе потенциал, ему не обязательно долго учиться писать кистью», — пояснил Ованес Леонович. Он также подчеркнул, что благодаря развитию нейросетей больше людей получат возможность созидать и реализовывать себя в искусстве.
Несмотря на то, что технологии искусственного интеллекта получили широкое распространение относительно недавно, сегодня возникает немало споров на тему авторских прав. Директор Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ, заведующий кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ Владислав Архипов объяснил, что это связано с тем, что нейросеть в отличие от других инструментов художника имеет возможность как бы запоминать и хранить в себе образы, картины, визуальный концепции. «Microsoft Word — программа, в которой было написано большое количество документов, статей, книг и заметок. Но Microsoft не претендует на авторские права в отношении этих документов. Даже постановка такого вопроса будет абсурдной. Midjourney, в отличие от Word, по сути, содержит в себе тот интуитивный материал, из которого рождается творчество. То есть нейросеть заменяет нам память и художественный опыт. И поэтому возникают вопросы с авторским правом», — отметил Владислав Архипов.