Эксперт СПбГУ на ПМЮФ: «Пандемия требует солидарности вузов»
Представители вузов и образовательных онлайн-платформ в ходе Петербургского международного юридического форума 9½ искали ответ на вопрос, что поможет студентам и преподавателям преодолеть дистанцию в эпоху дистанционного образования.
Еще до пандемии вузы могли реализовывать свои образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов. Такое положение было утверждено Министерством образования и науки в 2017 году. Как отмечают эксперты, раньше такое положение рассматривалось как возможность, как конкурентное преимущество. Теперь, весной 2020 года, эффективные дистанционные образовательные технологии — это вопрос качества жизни и работы вуза.
Ситуация из ряда вон выходящая, но мы должны были быть готовы к этому вызову.
Профессор СПбГУ Нелли Дивеева
15 марта Министерство науки и высшего образования России рекомендовало вузам перейти на дистанционное обучение в целях профилактики коронавируса COVID-19. В СПбГУ приказы о переводе обучения по образовательным программам юристов и менеджеров были изданы 14 марта. Обучение по всем образовательным программам переведено на дистантную форму с 16 марта. Уже почти месяц занятия, прием экзаменов и защита диссертаций проходят в режиме онлайн (Материалы ректорского совещания от 16.03.2020). Эта мера позволила не просто минимизировать, а полностью избежать очных контактов между студентами, преподавателями и сотрудниками факультетов и институтов.
Мы сохранили классические форматы образования, но адаптировали их под требования пандемии.
Профессор СПбГУ Нелли Дивеева
«У нас и раньше работала система Blackboard, она уже показала себя как работающий механизм. Там мы может давать задания, получать ответы, тестировать студентов», — рассказала Нелли Дивеева.
Помимо этого, университетские преподаватели активно интегрируют в образовательные программы онлайн-курсы. Центр развития электронных образовательных ресурсов появился в Университете в 2017 году, и, по словам профессора, в непростых условиях изоляции и дистанционного обучения именно эта площадка сильно облегчила переход на «цифру». Сейчас у СПбГУ более 100 собственных онлайн-курсов, размещенных на платформе «Отрытое образование», и 80 курсов на платформе Coursera, кроме того, Университет —первый и единственный из российских вузов — разместил свои курсы на крупнейшей образовательной платформе КНР XuetangX. Суммарная аудитория внешних слушателей онлайн-курсов СПбГУ приблизилась к 1,5 млн человек.
Нелли Дивеева рассказала, что еще 14 марта Университет первым из российских вузов открыл бесплатный доступ к своим курсам. С 16 марта в Санкт-Петербургский университет обратились более 500 студентов российских вузов, которые хотели зачесть успешно пройденные университетские онлайн-курсы в качестве обязательных дисциплин. Если раньше после освоения курса студент должен был оплатить сертификат, то с 17 марта такие сертификаты стали выдаваться всем российским студентам бесплатно в случае, если студент перезачитывает дисциплину в своем вузе. Сотрудники СПбГУ связывались с вузами, в которых проходят обучение студенты, оказывая методическую и консультативную помощь по вопросам перезачета и встраивания онлайн-курсов в учебный процесс.
Это вопрос солидарности вузов и объединения наших усилий.
Профессор СПбГУ Нелли Дивеева
К сожалению, не все вузы проявляют инициативу в данном вопросе, и студентам зачастую приходится обращаться в СПбГУ напрямую в индивидуальном порядке с просьбой о помощи, хотя еще в середине марта СПбГУ открыл бесплатный доступ к онлайн-курсам СПбГУ обучающимся всех вузов страны и за подобной возможностью обратились уже 55 вузов, направив заявки на обучение более чем 10 000 своих студентов (За две недели на онлайн-курсы СПбГУ записались более 10 000 студентов со всей России). Многие региональные вузы с благодарностью воспользовались предоставленной возможностью, поскольку их студенты теперь имеют возможность не просто смотреть записи лекций для самостоятельной подготовки, а получили доступ к полноценному комплексному образовательному продукту.
Более того, СПбГУ поддержал инициативу платформы Coursera в рамках борьбы с коронавирусом и предоставил все свои курсы на платформе Coursera для открытого доступа для вузов РФ и мира, подключенных к программе Coursera for Сampus (Онлайн-курсы СПбГУ стали доступными на сервисе Coursera for Campus). Теперь студенты любого вуза, подключившегося к программе, могут без ограничений проходить курсы СПбГУ и получат в случае успешного освоения сертификат.
Чтобы помочь своим научно-педагогическим работникам, а также всем преподавателям и коллегам из РФ и стран ближайшего зарубежья безболезненно перейти на дистанционный формат, ЦРЭОР СПбГУ подготовил цикл бесплатных обучающих вебинаров и видеопособий для преподавателей, не имеющих опыта работы с инструментами, позволяющими осуществлять дистанционную работу со студентами, а также по подбору и использованию онлайн-курсов. Обучающие материалы по использованию Discord, Zoom, Microsoft Teams и других сервисов, которые можно использовать для коллективной и групповой работы в дистанционном формате, оказались полезными и для школьных учителей, поскольку перед ними столь же остро стоит проблема организации учебного процесса в условиях самоизоляции. Все инструкции публикуются в специальном разделе на сайте и доступны любому желающему.
Для проведения классических форм занятий — семинаров и лекций —преподаватели СПбГУ используют приложения Discord, Skype и Microsoft Teams — сервис, в котором можно создавать целую учебную среду, только в сети, включив в нее общие чаты, обучающий контент и тестирование (Гибкость, взаимопомощь и комфортная среда: доцент Виктор Титов об онлайн-обучении во время пандемии).
По словам преподавателей, эффективность общения на онлайн-занятиях в большей степени, чем в аудитории, зависит от личных особенностей студента. Кто-то менее уверен в себе и замыкается на виду у всех или плохо владеет техникой, а другие не хотят плохо выглядеть «на камеру». Однако профессор Ноттингемского университета Оршойя Тот отметила, что дистанционное обучение положительно влияет на атмосферу во время занятия: общение между преподавателем и студентами стало более дружелюбным и открытым: «Возможно, это происходит потому, что студенты видят своих преподавателей в неформальной обстановке, не совсем такими, как на лекциях, более человечными».
Нелли Дивеева рассказала, что при переходе в онлайн увеличилась посещаемость занятий, а доцент МГУ Александр Молотников добавил, что снизилось и количество опозданий на пары. Правда, вопросы подготовленности к занятиям остались, эту проблему «дистанция» пока решить не смогла.
Профессор СПбГУ отметила, что в Университете используется балльно-рейтинговая система, от которой, по ее мнению, нет смысла отказываться при проведении занятий в удаленном режиме. Это может стать эффективным механизмом стимулирования студентов: «Можно начислять баллы за ответы, решенные задачи и успешное освоение материала, которые учитываются при подведении итогов и выставлении оценки».
Обсудили спикеры ПМЮФ и то, насколько комфортно преподавателю записывать лекции или общаться с аудиторией без зрительного контакта и незамедлительной обратной связи, а студентам воспринимать такой формат. Илья Мотенко, директор по развитию «LF Академии», рассказал о своем опыте решения этой проблемы. По его словам, большая часть материалов для сайта академии — это именно запись. Илья подчеркнул: чтобы правильно донести информацию, которая будет усвоена, важно говорить на одном языке с аудиторией, а среди лекторов есть те, чья харизма пробивается и через камеры, и через стены.
Эксперт из СПбГУ добавила, что многие преподаватели Университета, получив опыт в создании онлайн-курсов, поменяли свое отношение к этому продукту, осознав, что запись лекций — это всего лишь вершина айсберга. На самом деле онлайн-курс куда более сложный учебно-методический комплекс, в составе которого обучающие материалы, проверочные задания и форумы, на которых авторы оказывают всестороннюю содержательную поддержку всем слушателям курсов. Даже в такое непростое время, с учетом в десятки раз возросшего трафика преподаватели СПбГУ, участвующие в сопровождении онлайн-курсов, по-прежнему несут свою службу, стараясь ответить на все вопросы и оказать помощь любому слушателю.
По мнению экспертов, единого рецепта настройки эффективного удаленного обучения нет, но в условиях разобщенности и изоляции очень важно искать новые способы коммуникации, не переставать общаться и осознавать себя единым сообществом.