Археологи СПбГУ нашли на Митрофаньевском кладбище предполагаемое место часовни странника Александра Крайнева
Сотрудники лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия имени Г. С. Лебедева СПбГУ совместно с настоятелем прихода храма в память святителя Митрофана (Макария) Воронежского иереем Илиёй Петровым обнаружили предполагаемое место часовни, построенной над могилой странника Александра Крайнева на заброшенном Митрофаньевском кладбище. Более полувека здесь находилась свалка строительного мусора, и определить точное местоположение часовни было почти невозможно.
Митрофаньевское кладбище было открыто в Санкт-Петербурге в 1831 году во время эпидемии холеры. Первое время там хоронили только умерших от этой болезни, поэтому в народе погост называли «холерным». В 1835 году на кладбище возвели храм Святого Митрофана Воронежского — почитаемого Петром I старца, которого называют покровителем российского флота. Будучи воронежским епископом, он благословил основанные в городе Петром I первые российские корабельные верфи. Император высоко ценил старца и часто с ним советовался, а тот, в свою очередь, был одним из немногих, кому дозволялось спорить с государем. По храму было названо и само кладбище.
Археологические исследования проводятся на кладбище по заказу прихода храма в память святителя Митрофана (Макария) Воронежского.
Митрофан Воронежский — не самый известный святой, но, на мой взгляд, о нем надо говорить больше. В Петербурге он никогда не был, однако Петр его очень ценил. Говорят, царь, узнав, что Митрофан при смерти, отложив дела, поехал в Воронеж, и царь лично нес гроб святителя.
Руководитель раскопок, заведующая лабораторией археологии, исторической социологии и культурного наследия имени Г. С. Лебедева СПбГУ кандидат исторических наук Елена Михайлова
Помимо храма Митрофана Воронежского, на кладбище находилась небольшая часовня в память об Александре Михайловиче Крайневе. Сам он называл себя Александрушко и был юродивым с Вологодчины, странствовавшим по миру 28 лет в пудовых веригах. По сохранившимся свидетельствам очевидцев, будучи странником, Александрушко собирал пожертвования на восстановление бедных церквей и помогал обездоленным. В 1889 году юродивый скончался в Петербурге. За гробом странника от Сенной площади до Митрофаньевского кладбища шли около 20 тысяч человек, а могила почти никогда не пустовала — верующие приходили к ней помолиться. В начале XX века на пожертвования почитателей Александрушки над его могилой была возведена часовня.
Странника Александра Крайнева почитали в Петербурге практически так же, как и Ксению Блаженную. До революции его собирались канонизировать, но не успели. Известно, что часовню очень долго посещали и разобрана она была уже после войны.
Руководитель раскопок, заведующая лабораторией археологии, исторической социологии и культурного наследия имени Г. С. Лебедева СПбГУ кандидат исторических наук Елена Михайлова
К моменту своего закрытия в 1927 году кладбище занимало огромную территорию между Балтийской и Варшавской железными дорогами и считалось одним из крупнейших в Петербурге, фактически объединяя несколько более мелких кладбищ. Здесь имелись участки для погребения православных, лютеран, старообрядцев. Однако в конце 1920-х, после закрытия, кладбище официально стало источником материала для советских строек. «Как и на большинстве советских кладбищ, здесь добывался строительный материал. Известно, что по личному распоряжению Кирова отсюда брали гранит, щебень и мрамор для постройки Нарвского дворца советов, который сегодня мы можем лицезреть у Нарвских ворот», — рассказывает археолог.
Всего на кладбище насчитывалось около 400 тысяч захоронений, последние происходили в блокаду.
С 1950-х территория постепенно стала приходить в запустение, храмы, часовня и склепы были разобраны, а на самом кладбище организовали промзону и свалку. Из-за более чем двухметрового слоя мусора археологам было очень трудно определить точные координаты часовни.
«На предполагаемом месте часовни несколько лет назад поставили крест, однако впоследствии оказалось, что с местом немного промахнулись. По Митрофаньевскому кладбищу сохранилось на удивление мало документальных материалов. Сам Митрофаньевский собор отмечен на большинстве старых топографических карт, но вот о планировке кладбища мы можем судить только по двум общим схемам. Внешний облик крайневской часовни и вовсе запечатлен на единственном рисунке, фотографий или чертежей часовни до сих пор обнаружить не удалось. Огромную помощь оказали нам историки Митрофаньевского кладбища, предоставив копии немецких аэрофотоснимков 1942–1943 годов. На них просматриваются некоторые дорожки и — предположительно — даже сама часовня. В ходе археологической разведки мы нашли фрагмент основания стены из известняковых плит, который, по нашему мнению, относится к часовне. Нашли бетонные отливки, на которых устанавливались решетки соседних склепов, нашли предполагаемый вход», — рассказывает Елена Михайлова.
Благодаря археологам приход храма Митрофана Воронежского сможет приступить к восстановлению часовни. «Радует, что археологи Санкт-Петербургского государственного университета помогают восстановить историческую память», — добавляет Елена Михайлова.