Ансамблю старинной музыки СПбГУ Musica universalis 15 лет
Художественный руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств РФ Александр Кискачи рассказал об уникальном репертуаре коллектива, о программе юбилейного концерта, в которую вошли редко исполняющиеся композиции эпохи барокко, и о новых работах, созданных в период пандемии.
Ансамбль старинной музыки СПбГУ появился благодаря инициативе группы обучающихся на разных направлениях Университета и его художественного руководителя Александра Кискачи. Искренне любящие инструментальную музыку эпохи Ренессанса и эпохи барокко участники Musica universalis используют исключительно аутентичные инструменты: флейты, фаготы, скрипки, виолончели, клавесин, орган и другие.
Музыканты решили сразу, что не будут играть шлягеры классической музыки, их больше интересовали ранее неизвестные широкому кругу слушателей произведения.
В Университете люди хотят узнавать что-то новое, а не просто повторять старое. В ансамбле собрались как раз такие музыканты, которые всегда в поиске чего-то ранее неизученного. Они для меня не студенты или ученики, а соратники: мы вместе работаем на равных.
Художественный руководитель ансамбля старинной музыки СПбГУ Александр Кискачи
Для юбилейного концерта исполнители выбрали произведения, которые стали для них самыми запоминающимися. «Занятие музыкой — это дело эмоциональное. Музыка оставляет след в душе музыканта. И именно те произведения, которые на нас как-то эмоционально повлияли, прозвучали на концерте», — поделился художественный руководитель ансамбля. Среди них арии из кантаты итальянского композитора Алессандро Скарлатти и ричеркар [жанр западноевропейской инструментальной музыки с множеством пассажей и импровизацией — прим.] испанского композитора Диего Ортиса.
За годы существования коллектива в нем приняли участие более 60 студентов, но по разным причинам не все из них продолжили заниматься музыкой: кто-то не смог сочетать репетиции с учебой или работой. Сегодня в составе ансамбля около десяти человек. «Я не могу их назвать любителями, все участники ансамбля — профессионалы не только по уровню игры и практическим навыкам, но и по знанию теории музыки», — отметил Александр Кискачи.
В основной состав ансамбля входят не только студенты Университета, но и его выпускники. Среди них — Мария Изотова. Получив в СПбГУ диплом историка, она продолжила обучение в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова по классу флейты. Сейчас ее концерты проходят на крупных площадках Санкт-Петербурга и Москвы. Другая участница ансамбля — историк Александра Веткина также окончила с отличием Университет, а затем поступила в магистратуру СПбГУ, продолжив обучение игре на органе. Имя Александры любители музыки часто встречают на афишах концертов в Анненкирхе. Ее блог о старинной музыке привлекает всех интересующихся этим направлением музыкального искусства. Еще одна участница Musica universalis — Полина Малышева по окончании Университета поступила в Музыкальную академию в Бремене на специализацию «Старинный фагот». Ради юбилейного концерта ансамбля она отложила начало учебного года в Германии и задержалась в Петербурге.
За время существования ансамбля музыканты выступали не только в стенах Университета, их встречали аплодисментами любители музыки в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, в Анненкирхе, в Петрикирхе, в протестантской церкви Святой Екатерины и в Музее театрального и музыкального искусства.
До начала пандемии музыкантами ансамбля стали Вера Чудинова, владеющая игрой на всех клавишных, и солистка Анна Виноградова, которая окончила СПбГУ и сейчас входит в состав Академии молодых певцов Мариинского театра.
Дистанционный режим, как отмечает Александр Кискачи, изменил репетиционные планы коллектива. Исполнять музыкальные произведения онлайн, находясь в разных помещениях, практически невозможно из-за запаздывания сигнала. Несмотря на это все участники ансамбля продолжили репетировать самостоятельно. А так как исполнителям необходима публика, музыканты стали выкладывать видео со своими небольшими концертами на странице ВКонтакте, таким образом не переставая работать даже в сложных условиях.
В ближайших планах ансамбля: совместно с вокальной студией СПбГУ исполнение духовного произведения итальянского композитора конца XVII — начала XVIII века Агостино Стеффани Stabat mater. Как рассказал Александр Кискачи, эта католическая секвенция [текстомузыкальная форма и литургический жанр — прим.] ни разу не ставилась в России и очень сложна для исполнения. «Все инструменты будут аутентичными, это желание самих музыкантов, — пояснил руководитель ансамбля. — Произведение действительно уникальное, и я уверен, что с ним нас будут ждать на многих концертных площадках».