Виталий Свидовский: «Знания, приобретенные в Университете, стали основой для многих достижений в моей жизни»
О том, как удалось достичь выдающихся результатов в бизнесе, секретах успеха, социальных проектах и отличающих универсантов качествах рассказал выпускник СПбГУ, сооснователь и генеральный директор сети ресторанов «Теремок» в Петербурге Виталий Свидовский.
Виталий Алексеевич, в 1994 году вы окончили факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета. В дальнейшем вам удалось достичь выдающихся результатов в бизнесе. Помогало ли вам полученное образование в профессиональной деятельности? Возможно, применяя социологический подход к анализу рынка, вы узнали гораздо больше и заглянули в суть экономических процессов?
Когда в детстве меня спрашивали «Кем ты хочешь стать?», я отвечал: «Не знаю. Но буду учиться в самом лучшем учебном заведении нашей страны, чтобы получить глубокие знания и развить навыки». Вспоминаю свои слова и сам удивляюсь. Ведь одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни — это именно учеба в Ленинградском государственном университете (в то время он был Ленинградским).
Я родился в городе Оренбурге, затем служил в рядах Советской армии. Не стал поступать в вуз сразу после школы, потому что хотел понять, чем именно хочу заниматься в жизни. Потом поставил перед собой цель, так и говорил всем, что хочу учиться в Университете, потому что это самое лучшее учебное заведение! Многие меня отговаривали, уверяли, что ничего не получится. Но за шесть месяцев до демобилизации я начал готовиться к поступлению, а когда приехал в Ленинград, сразу пошел на подготовительные курсы по математике и русскому языку. И поступил.
Знания, приобретенные в Университете, стали основой для многих достижений в моей жизни. Они открыли передо мной новые горизонты и позволили реализовать свои идеи. Навыки размышлять, думать, анализировать — они очень сильно мне помогли в работе. Интересный момент — мы ведь были самыми первыми студентами-социологами. У факультета тогда даже не было собственного здания, и мы учились на экономическом. Поэтому, по сути, я экономист-социолог и преподаватель, что тоже очень важно. Это очень помогает в организации работы. В нашей компании открыты три учебных центра, разработана собственная многоуровневая система обучения сотрудников.
Общественное питание — сложный бизнес. Есть ли в нем место для применения инноваций? И как вы думаете, что важнее — сохранить традиции или соответствовать духу времени?
Могу сразу сказать, я достаточно консервативный человек, придерживающийся традиций. Традиции для меня — это прежде всего преемственность. Но ведь мы живем в современном мире и инновации нам тоже нужны. Тут важно правильно ставить задачи. Инновации должны облегчать человеку рутинную работу, чтобы освобождать его для культурного и духовного обогащения. Поэтому мы за баланс. У нас даже есть такой проект — «Улучшения условий труда и производительности», в котором мы ищем возможности, чтобы сохранить и ручную подачу, но вот механические и повторяющиеся функции готовы отдавать автоматическим линиям.
Вообще наша цель — это возродить интерес и уважение к русской культуре. Ко мне приезжает много друзей и знакомых из Европы, и они, когда приходят в «Теремок», говорят, что у них ничего подобного нет. На самом деле сегодня мы уже не просто выдаем стандарт, а показываем более высокий уровень организации общественного питания. Мы говорим не только о «Теремке», но и о ресторанах Петербурга, которые сегодня гораздо выше и по концепции, и по качеству, и по оригинальности блюд. Этим мы точно можем гордиться.
Кто автор идеи вашего фирменного обращения «судари и сударыни»?
Еще до создания «Теремка» мы с партнером, Михаилом Гончаровым, занимались поставками техники. Однажды он вернулся из поездки во Францию с удивительными воспоминаниями об улице, где продавали только блины. Простой продукт, но очень там популярный. В России блины в таком исполнении не были востребованы, а тут целая концепция блинной. Это был май 1998 года. Тогда мы считали себя успешными бизнесменами, занимающимися техникой, а уже в августе 1998 года, после начала кризиса, у нас остались одни кредиты. Тогда мы продали всю технику, чтобы рассчитаться с банками. Остались без денег, но зато с хорошим опытом. После этого мы начали создавать «Теремок». Думали о том, как назовем нашу компанию, решили, что «Теремок» — это история, имеющая много хороших ассоциаций. И возник вопрос, а как же мы будем обращаться к нашим посетителям? Господин? Госпожа? Мужчина? Женщина? Мы рассуждали и искали варианты, вспоминали об исторической литературе, о классике, о произведениях Достоевского. Там как раз используется обращение «сударь и сударыня». Мы устроили мозговой штурм, искали разные варианты, придумывали названия, шрифты, концепцию. Так и появилось историческое обращение «сударь и сударыня». Больше ни одна сеть не имеет такого обращения, и мы этим гордимся.
Ваша компания работает уже более 25 лет. Какой момент развития бизнеса был самым сложным? Кто сейчас ваши конкуренты?
Самым серьезным испытанием была пандемия. Это период, когда мы проходили через экономический кризис, когда продажи резко упали. Как субъект экономической деятельности мы теряли ликвидность, но достаточно быстро научились восстанавливаться. Видимо, это одно из качеств «Теремка», которое мы выработали за 25 лет работы: научились быстро реагировать на внешние вызовы.
Но пандемия — это кризис вдвойне. Прекратилось поступление выручки, а обязательств у компании было много: заработная плата, аренда, оплата поставщикам. Это был очень серьезный вызов. Но все это только цементировало компанию, сформировало ее дух и характер. Мы все равно продавали только качественные продукты, которые использовали и раньше, никаких упрощений не произошло. Но нужно отдать должное — мы были в хорошей форме именно как команда. И огромное спасибо людям, которые поверили, держались и помогали компании выжить.
Кто наши основные конкуренты? Это такие же креативные компании, как и мы. Мы создаем ресторанный продукт, кормим большое количество гостей, в день до 50 тысяч человек. Это на самом деле очень сложно. Я не назову конкретные компании-конкуренты, но опишу их: они любят свое дело и фанатично ему преданы. Потому что только так можно создать некую уникальность, которую оценят гости.
За каждым успешным бизнесом стоят люди. Наверняка за столько лет у вас сформировалась отличная команда? В чем секрет вашего успеха?
Однажды я прочитал слова известного американского предпринимателя, которому задали аналогичный вопрос. Он ответил: «Мне 70 лет, моя компания входит в пятерку самых успешных компаний Америки. За это время я научился разбираться в людях примерно на 60 процентов. Раньше, когда я разбирался на 20 процентов, выбирал человека, а он меня потом подводил — и мы с ним расставались. Теперь я уверен на 60». Эти слова совпадают с моими мыслями. Безусловно, в любом бизнесе, где работает много сотрудников, самое сложное — найти баланс. Необходимо создать условия, чтобы сотрудники могли свободно творить, креативить. Но и не забывать про наши принципы, которые мы должны соблюдать. Такая синергия позволяет нам не останавливаться на достигнутом, везде находить точки роста.
На самом деле все мы можем развивать свои профессиональные навыки, но я убежден, что если у нас нет таланта в этом, то не будет и успеха, вершины. А лидер — это именно та компания, которая не только создает уникальный продукт или услугу, но и поддерживает заданный уровень. Вот в этом и нужны талантливые люди. И не всегда они знают, в чем заключается их талант. Важно создать условия для его раскрытия. Зачастую человек думает, что он бухгалтер, а на самом деле он, например, художник. И у нас много таких примеров. Даже я сам, когда поступал в Университет, проходил тестирование, разбирался в том, кто я. Талант в себе, думаю, нашел именно в том, чтобы что-то создавать самому и реализовывать с помощью команды.
Как вы считаете, какие корпоративные ценности сегодня нужно внедрять?
Мы всегда отмечаем, что в любой работе важны профессиональные навыки. Это тот круг рабочих вопросов, который человек должен понимать. Но в нашей компании есть еще два важных момента: умение работать в команде и личные качества.
Личные качества — это характер, целеустремленность, ответственность, инициативность. Еще мы сюда включаем принципы. Они есть у каждого. Например: «Мне не важно, где я буду работать, главное, что я буду получать». Этот жизненный принцип не про нас, потому что нам важно отношение к делу. В этом смысле наш принцип: «Я занимаюсь любимой работой, я получаю от этого удовольствие, и мне за это платят». Это слова нашего дизайнера. Она мне так и сказала: «Виталий, я счастливый человек, потому что я занимаюсь любимым делом, оно приносит мне удовольствие, радость. У меня нет усталости от работы. Я занимаюсь творчеством и за это получаю хорошие деньги». Думаю, что только такие люди могут по-настоящему раскрываться в работе. Только так и рождаются интересные идеи.
Вы инициируете и активно участвуете в социальных проектах, расскажите об их значимости для вас и для компании? Чем больше всего вы гордитесь?
В 2018 году мы готовились к 20-летию «Теремка» и думали о том, какой организовать праздник. Тогда и пришло осознание: когда компания становится успешной, возникает необходимость позаботиться и о других. О тех, кто по своей природе или после каких-то событий имеет ограничения в жизни и считает себя не совсем счастливыми, не совсем свободными людьми. И тогда появился проект «Блин добрых дел». Это когда мы не просто переводим деньги какой-то организации, а когда наши сотрудники сами участвуют в делах, имеющих социальную значимость, когда помогают другим. Например, у нас есть традиция — ежегодно в мае мы участвуем в уборке нашего города. И в этом году мы подумали: у нас есть два ресторана, а рядом — очень красивые, но неухоженные лужайки. Мы привели их в порядок, посадили там цветы и кустарники. Теперь они радуют не только гостей ресторана, но и других горожан.
Мы также работали с детскими хосписами. Это непросто — прийти туда, где дети тяжело болеют. Мы угощали их нашими кондитерскими изделиями, проводили мастер-классы, рассказывали о своей работе. Тогда мы поняли, что они очень нуждаются во внимании, доброте и заботе. Оказалось, что у нас в компании есть много людей с большой душой и теплым сердцем. Вообще участие в таких проектах помогает людям находить в себе такие качества, как сострадание, душевность, потому что их сейчас в нашем обществе очень не хватает.
Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями об учебе в Университете. Есть ли, на ваш взгляд, качества, которые отличают универсантов от выпускников других высших учебных заведений?
Думаю, что в Университет приходят особые люди. Попав сюда, ты оказываешься в свободной и творческой среде. Конечно, здесь всегда было много интересных и талантливых преподавателей, которые не просто учили нас, а побуждали стремиться к знаниям. Я очень старался, прикладывал большие усилия, но и требования были высокими, было сложно. Нам давали много знаний, ценность которых мне тогда была непонятна. Сначала я не понимал, зачем нам преподают философию, но потом мое отношение изменилось. Рассуждения великих людей, исторические факты и их переплетения, со временем это начинает иметь смысл. Потому что, когда начинаешь думать, все видишь иначе. И самая главная задача, которую решает Университет, — учит размышлять и анализировать. Вот этот университетский дух, он до сих пор во мне присутствует. Я очень люблю Университет и искренне рад, что мой сын тоже окончил СПбГУ.
В этом году нашему выпуску исполнилось 30 лет. И самое приятное — практически все преподаватели пришли на нашу встречу, получилась очень душевная беседа. Оказалось, что они помнят нас и живут этим. И наши достижения оказались самой большой благодарностью от нас. Они воспитали людей, которые развивают страну и достигают результатов.