Успехи студентов СПбГУ отражаются на их стипендии
Начальник Управления по работе с молодежью Санкт-Петербургского университета Владимир Савинов рассказал, каким образом начисляются баллы за учебные, научные, творческие и другие достижения обучающихся при назначении повышенной государственной академической стипендии и как универсанты могут убедиться в прозрачности процесса назначения повышенных выплат.
Расскажите, пожалуйста, про механизм распределения повышенных академических стипендий в СПбГУ. Какими документами он регламентируется и кто принимает участие в этой работе?
Повышенная государственная академическая стипендия (ПГАС) была учреждена в конце 2011 года, и в СПбГУ с самого начала огромную роль в ее назначении играли наши обучающиеся. Они придумывали критерии назначения ПГАС и порядок расчета ее размера. Каждый семестр ПГАС назначаются 10 % студентов, получающих академическую стипендию, а в конкурсе на ее получение участвуют еще больше человек. Сотрудники Управления по работе с молодежью СПбГУ не могут в одиночку выполнить весь объем работ, и к проверке анкет-заявлений привлекаются студенты, члены студсоветов и профсоюза. Ключевая роль отводится студенческим советам, которые работают для того, чтобы представлять мнение и интересы обучающихся.
Ежегодно издаются приказы об организации работы по назначению повышенных академических стипендий, о критериях и установлении порядка расчета. Эти документы регулярно обновляются и корректируются. В начале каждого семестра издается распоряжение первого проректора по учебной и методической работе, в котором прописывается, в какие сроки и кем осуществляются разные виды работы с целью назначения ПГАС и кто за это отвечает. Приказом ректора утверждается постановление Ученого совета, в котором на год прописывается алгоритм расчета размеров ПГАС — он также проходит предварительное обсуждение на заседании Студсовета СПбГУ. Отдельный приказ проректора по учебной и методической работе утверждает критерии назначения повышенной стипендии, которые лежат в основе формирования рейтингов обучающихся. Они полностью разрабатываются студенческими советами соответствующих учебно-научных подразделений, проверяются Студсоветом СПбГУ, а после проверки на соответствие требованиям Министерства образования и науки РФ утверждаются проректором.
Как происходит работа по рассмотрению анкет-заявлений?
Это многоступенчатый процесс, который длится несколько недель. На первом, самом главном и трудозатратном этапе изучаются документы, подтверждающие заслуги обучающихся. В этой работе активно принимают участие обучающиеся, рекомендованные для этой работы студсоветами и профбюро. После формирования списков претендентам на стипендию предоставляется несколько дней, чтобы они могли подать апелляцию на свою позицию в рейтинге. На третьем этапе стипендиальная комиссия, в которую входят преподаватели, сотрудники Учебного управления, Управления по работе с молодежью и представители студсоветов, рассматривает итоговые списки, утверждает их и формирует протокол, в котором для каждого стипендиата определяется сумма выплаты.
В распоряжении первого проректора по учебной и методической работе указывается, что в проверке анкет и составлении рейтингов могут принимать участие студенты, члены студсоветов и их представители. Возможно, эта формулировка могла толковаться по-разному, и в этом семестре, чтобы окончательно снять все вопросы, мы решили расширить и подробно расписать этот пункт. Но все-таки нашим главным партнером в этой работе являются студенческие советы, поскольку они были выбраны и наделены определенными полномочиями самими обучающимися. Они принимают решение, кого включить в комиссию по проверке заявлений-анкет на ПГАС, и отвечают перед другими универсантами за все свои действия.
Студентам важно, чтобы при решении таких вопросов соблюдалась прозрачность. Могут ли на заседании комиссий по распределению стипендий присутствовать общественные наблюдатели?
Институт наблюдателей всегда существовал на разных направлениях обучения в той или иной степени. Любой студент, в том числе и подававший заявление на получение стипендии, может понаблюдать за работой комиссии. Он не будет принимать участие в проверке анкет и просматривать другие документы, поскольку в них содержатся персональные данные, но сможет сверить действия проверяющих с установленными правилами. Сейчас мы сделали эту практику универсальной и внесли пункт об общественных наблюдателях в приказ, регламентирующий работу по назначению ПГАС. Кроме того, обучающиеся могут присутствовать на подобных заседаниях любых направлений. Например, если студенту-математику интересно посмотреть, как работает комиссия по проверке анкет у историков, он может свободно туда прийти. Студенты относятся к этому с пониманием. Мы все понимаем, что это способствует повышению прозрачности и уровня доверия к нашей работе и деятельности комиссий и студсоветов, поскольку речь идет о значительных суммах ежемесячных выплат.
Что нужно сделать студенту, чтобы стать общественным наблюдателем?
Для этого не существует специальных регламентов: каждый студент имеет право прийти и понаблюдать за действиями комиссии. Желательно заранее предупредить о своем желании посетить заседание, чтобы его участники заранее знали, сколько человек будет присутствовать, и могли выбрать достаточно просторный и удобный кабинет. Наблюдатели не должны отвлекать проверяющих и мешать их работе, поскольку она требует большого внимания и концентрации.
Почему за разные виды достижений, например публикацию научной статьи и волонтерство, может быть начислено одинаковое количество баллов?
Такое решение предложили нам студсоветы. На каждом направлении обучающиеся сами определяют, что будет ценнее для них — как будущих специалистов и ученых. Затем их планы по расчету баллов проходят согласование в Студсовете СПбГУ. Насколько мне известно, студентов объединяет мысль о том, что прежде всего необходимо стимулировать научно-исследовательскую и учебную деятельность обучающихся. Соответственно, именно за эти виды достижений начисляется больше всего баллов. Универсанты исходят из того, что студент поступает в Университет, чтобы учиться и получать знания, развивать свой научный проект, публиковать статьи, участвовать в конкурсах грантов и конференциях и представлять на них свои исследовательские наработки. Поэтому повышенная академическая стипендия, которую студент получит за эти достижения, с одной стороны, является поощрением этой деятельности, а с другой — может послужить источником расходов для поездок на крупные конференции. В то же время в СПбГУ существуют направления, где результатом учебной деятельности являются культурно-творческие проекты, поэтому у них происходит смещение в критериях и баллах именно в эту сторону. Кроме того, все студенты понимают, что без физических нагрузок сложно заниматься умственной деятельностью, и спортивные достижения также учитываются. Таким образом, мы стараемся поддерживать баланс в распределении баллов.
Поступало ли когда-либо предложение начислять на всех направлениях одинаковое количество баллов за каждый критерий?
Такая возможность обсуждалась, но, по мнению студентов, это пока невозможно. Будет сложно начислить равное количество баллов за одни и те же достижения, например, студентов — физиков и дизайнеров.
Некогда критерии действительно различались, и мы считаем большим достижением то, что несколько лет назад нам удалось привести их формулировки к единообразию. В перспективе планируется перевести работу по проверке анкет и составлению рейтингов в цифровой формат, чтобы обучающимся не приходилось столько работать с документами, а подсчет баллов осуществлялся автоматически. Таким образом, у нас получится снизить вероятность ошибок при оценке достижений студентов. Сейчас уже собрана рабочая группа по разработке специализированного электронного сервиса, в состав которой входят студенты направления «Прикладная математика и процессы управления». Думаю, что уже в сентябре мы сможем попробовать применить их наработки в тестовом режиме.