«Университет — это личности, события, открытия»: Татьяна Ласка — о проектах к юбилею СПбГУ
В рамках подготовки празднования 300-летия СПбГУ Университет проводит конкурс проектов скульптурного бюста Людмилы Алексеевны Вербицкой. Куратор конкурса, доцент СПбГУ Татьяна Ласка (кафедра изобразительного искусства) рассказала о своих ожиданиях от работ участников, а также о других проектах в сфере искусства, приуроченных к юбилею.
Почему для памятника был выбран именно такой формат, как бюст (а не, например, портрет или скульптура в полный рост)?
Конкурс проходит с 1 февраля по 30 мая 2023 года. Подробности о нем можно узнать по ссылке.
Бюст является более камерным и органично войдет в исторические интерьеры Университета. К тому же живописный портрет Людмилы Алексеевны Вербицкой уже есть в Университете, а для памятника нужно достаточно пространства, потому что такая скульптура требует особого масштаба как исполнения, так и восприятия.
В контексте нашей задачи классический бюст — это портрет в скульптуре, та форма, которая глубоко и полно отражает характер, хорошо вписывается в интерьерное убранство практически любой стилистики.
В конкурсе смогут принять участие как студенты творческих направлений, так и профессиональные деятели искусства. Не возникнет ли определенный «дисбаланс» среди участников?
Нередко молодые художники предлагают нестандартные и достойные творческие идеи, талантливо и профессионально их исполняют. Поэтому я не думаю, что нужно делать акцент на этом контрасте возрастов и поколений: проект молодого автора может оказаться ярким и убедительным. Кроме того, молодые скульпторы могут выступить в составе авторского коллектива под руководством опытных наставников, что станет важным шагом в их профессиональном становлении.
В произведении искусства творческий замысел и его воплощение неразделимо связаны между собой, в равной степени важны одна и другая составляющие. Не может быть плохо воплощенной идеи, она просто не будет читаться. Также трудно привести пример красиво выполненного произведения, не несущего в себе какого-то смысла.
По каким критериям жюри будет оценивать работы участников конкурса?
Основные критерии оценки скульптуры — это глубина раскрытия образа, характера личности. Также важны такие характеристики, как оригинальность творческого замысла, самостоятельность художественного решения, выразительность. И конечно, будет оцениваться портретное качество произведения, красота и уровень исполнения в материале.
Материал исполнения не оговорен в условиях конкурса, поэтому мы ждем от участников разных решений. Важным критерием будет соответствие предлагаемых материалов образу Людмилы Алексеевны Вербицкой. Стилистически скульптурный бюст должен стать органичным элементом исторических интерьеров Университета.
В состав жюри конкурса войдут ведущие художники, скульпторы, архитекторы, среди которых будут не только представители СПбГУ.
Вы ожидаете увидеть в конкурсных работах скорее классические бюсты или более современные варианты?
На мой взгляд, все-таки надо ориентироваться на классические решения. Памятник должен сохранить свою историческую и художественную ценность и актуальность в будущем, не быть «привязанным» к какому-то конкретному времени. С моей точки зрения, проект должен основываться на традиционных формах. Кроме того, архитектура самих зданий Университета и их интерьеров предполагает стилистику исполнения бюста в соответствии со сложившейся исторической средой.
Расскажите о других проектах в области искусства, которые реализуются к 300-летию СПбГУ.
В настоящее время мы работаем над двумя архитектурно-художественными проектами — аллеей нобелевских лауреатов и портретной галереей ректоров.
Всему миру известны имена наших соотечественников, лауреатов нобелевской премии, которые учились, работали или сотрудничали с СПбГУ. Это Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Николай Николаевич Семенов, Лев Давидович Ландау, Александр Михайлович Прохоров, Василий Васильевич Леонтьев, Леонид Витальевич Канторович, Иосиф Александрович Бродский. Памятником этим выдающимся деятелям науки и искусства станет аллея нобелевских лауреатов.
Монумент будет представлять собой единую композицию из медальонов с рельефными портретами нобелевских лауреатов и текстовой частью. Портреты выполняются в виде барельефных профилей в классических медальерных традициях.
Медальоны планируется разместить на полукруглой части университетской ограды со стороны главного фасада здания Двенадцати коллегий, по обе стороны от главного входа.
Галерея портретов ректоров — художественная экспозиция, состоящая из более чем 60 живописных портретов людей, которые возглавляли Университет за 300 лет с момента его основания.
Сам выбор экспозиционного приема в формате портретной галереи не случаен — это традиционная форма и для европейского, и для русского искусства. Портретные галереи существовали в составе императорских музеев, царских и великокняжеских дворцовых коллекций. Эти галереи, как правило, имели парадное исполнение и традиционно посвящались особо важным людям и величайшим историческим событиям.
Галерея ректоров будет располагаться на парадной лестнице здания Двенадцати коллегий рядом с Актовым залом, где проводятся заседания Ученого совета СПбГУ и другие торжественные мероприятия. Экспозиция галереи завершит главную лестницу и станет насыщенным смысловым акцентом в интерьере. Перед зрителем предстанет практически вся 300-летняя история Университета, неразрывно связанная с историей России.
В целом все эти проекты нужны как для молодого поколения студентов, так и для сотрудников и преподавателей Университета. Они помогут лучше понять историю, роль личностей в развитии города, российского государства и такого важного образовательного и научного учреждения, как Университет. Оценить масштабы и этапы пройденного пути, найти свое место в жизни и продолжать традиции.
Нам всем представится уникальная возможность быть свидетелями и участниками события такого уровня, как 300-летие СПбГУ — первого университета России. С момента основания и до наших дней Университет концентрирует выдающиеся личности, важнейшие события, великие открытия своей эпохи. Поэтому проекты, над которыми мы сейчас работаем, очень важны не только как часть нашей истории, но и как продолжение и развитие традиций Университета в стремлении к новым достижениям науки и искусства в будущем.
В рамках празднования 300‑летия Университет принимает участие в международной выставке‑форуме «Россия». На стенде Санкт‑Петербурга посетители смогут узнать о прорывных исследованиях, которые ведутся в стенах СПбГУ, и познакомиться с достижениями его ведущих ученых. Вы можете поддержать Петербург в голосовании за лучшую экспозицию. Для этого необходимо пройти по ссылке и отдать свой голос в одной из 11 предложенных номинаций. Одна из них — «Прогресс и инновации» — посвящается научным успехам регионов.