Почетный профессор СПбГУ Игорь Дмитриевич Осипов: «История философии как призвание и профессия»
26 апреля почетный профессор СПбГУ Игорь Дмитриевич Осипов отмечает юбилей. Накануне 75-летия мы побеседовали с известным ученым и преподавателем о выборе профессии, об учителях и учениках, о философии как способе понять свое место в мире. Летом у Игоря Дмитриевича еще один юбилей — 50 лет со дня выпуска и педагогического стажа в преподавании философии.
Как стать философом
Игорь Дмитриевич, как и почему Вы решили связать судьбу с философией?
Я родился во Львове. Потом семья переехала в Ставропольский край, в Пятигорск, там я окончил школу-восьмилетку и поступил в Невинномысский химико-механический техникум. Уже со школы, класса с четвертого, проявилась моя склонность к гуманитарным дисциплинам. Сначала это была история: мы с другими учениками оставались после уроков на дополнительные занятия, чтобы лучше понять некоторые сложные темы. Я часто бывал в городских музеях и изучал исторические экспонаты, зачитывался книгами об исторических личностях. Много читал из классики русской и мировой художественной литературы, особенно исторические романы и научную фантастику — от Пушкина и Чернышевского до Скотта и Ефремова. Любовь к чтению мне потом пригодилась, когда я серьезно занялся наукой и стал преподавателем.
В школе и техникуме философии как отдельного предмета не было, но ее проблематику изучали в курсе «Обществоведение», где были разделы, посвященные обществу, личности, культуре. В техникуме я по собственной инициативе прочитал труд Фридриха Энгельса «Диалектика природы», обратился к учебнику по марксистско-ленинской философии профессора ЛГУ Василия Павловича Рожина, чтобы лучше понять некоторые темы этого курса. На меня в то время огромное впечатление произвели и книги из серии «Над чем работают, о чем спорят философы», где публиковались известные философы страны и в том числе профессора ЛГУ. Так что мое решение поступать на философский факультет ЛГУ для меня неслучайно.
Поступил в Университет в 1968 году с первой попытки, у меня был диплом с отличием и поэтому сдавал только один экзамен — по истории России. Я его сдал на «отлично» и помню экзаменатора — профессора Светлану Николаевну Иконникову, мы потом с ней встречались и вспоминали этот исключительно важный эпизод моей биографии.
Страсть к истории сохранилась до сих пор, она повлияла на мои научные интересы: кандидатская и докторская диссертации у меня написаны по специальности «История философии», а ученое звание профессора я получил по кафедре истории русской философии.
Чем заинтересовала именно история философии?
При поступлении в Университет меня привлекала возможность изучить социально-философскую проблематику и поэтому во время собеседования на факультете мне посоветовали специализироваться по кафедре исторического материализма, заведующим в то время был профессор Владимир Григорьевич Марахов. В процессе обучения я писал курсовые работы по аксиологии и социальной философии, но выбрал (по совету моего научного руководителя доцента Бориса Владимировича Орнатского) тему диплома «Проблема обусловленности социального познания в работах К. Маркса 1840–1847 гг.». Диплом защитил в 1973 году на «отлично» на заседании кафедры истории философии, так как тема носила историко-философский характер. Кандидатскую диссертацию, «Критика В. И. Лениным веховской концепции культуры», я писал под руководством профессора Василия Павловича Федотова и защитил в 1978 году. В ходе работы мне пришлось детально изучить труды Бердяева, Струве, Франка, Кистяковского и другие, познакомиться с богатейшей литературой Серебряного века русской культуры. Все это пригодилось мне при написании докторской диссертации «Философские основания русского либерализма XIX—начала ХХ века», защищенной в 1999 году. Сейчас я занят исследованием философии русского консерватизма, русской философии права, истории конфликтологии. В этом году исполняется 50 лет с окончания мною философского факультета, и столько же времени я занят изучением истории философии.
Расскажите о Ваших учителях. Что более всего запомнилось из периода учебы в ЛГУ?
Учиться на философском факультете оказалось интересно, нас обучала блестящая плеяда прекрасных преподавателей — настоящих профессионалов своего дела. Особое внимание уделялось истории философии, логике, социальной философии, эстетике и этике, были, разумеется, и специальные курсы. В это время у нас работали известные ученые Василий Тугаринов, Моисей Каган, Вера Комарова, Василий Федотов, Зоя Протасенко, Иосиф Бродский, Михаил Шахнович... Проводились дискуссии по проблемам социологии и аксиологии, онтологии и теории познания, научно-технической революции и истории русской философии. Это был период развития отечественной философии, когда появилась возможность более свободного обсуждения различных теоретических проблем. Существовала продуманная методика изучения истории философии от эпохи античности до зарубежной философии ХХ века. С 1963 года стала выпускаться серия «Философское наследие», где были опубликованы сочинения Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Гельвеция, Лаврова, Ткачева, Соловьева и многие другие. Мы старались приобрести книги из этой серии, ведь они были нужны не только историкам философии, но и студентам других кафедр. Думаю, что серьезные изменения в советской философии во многом связаны с широкой публикацией работ философов, причем не только Европы, но и Китая, Индии. История философии серьезно повлияла на философское просвещение и воспитание духовной культуры.
На первокурсников огромное впечатление произвели занятия профессора Веры Яковлевны Комаровой, ее умение доходчиво излагать сложные теоретические проблемы. Она глубоко знала и понимала античную философию, относилась с любовью к культуре Древней Греции. Ее лекции в значительной степени повлияли на мой выбор истории философии как предмета и научной специальности, и в какой-то момент я даже хотел серьезно заняться античной философией.
Еще хотел бы назвать лекции по истории русской философии профессора Анатолия Андриановича Галактионова. В 1960-е годы в изучении русской философии произошла в определенном смысле революция, так как раньше во многом преобладали стремление обосновать прогрессивность революционно-материалистической традиции и критика религиозной и идеалистической философии. Совместно с Петром Федотовичем Никандровым в своем учебном пособии профессора знакомили студентов не только с материалистической и революционно-демократической традицией, но и с философией славянофилов, концепциями Соловьева и Чичерина, что позволяло лучше понять мир русской философии. Интересно читали философию марксизма профессора Зоя Михайловна Протасенко и Василий Павлович Федотов, марксистско-ленинскую эстетику — Моисей Самойлович Каган, современную зарубежную философию —Михаил Антонович Киссель, курс немецкой классической философии — доцент Евгений Семенович Линьков. Из тех, кто произвел на меня большое впечатление, назову также Юрия Валерьяновича Перова. Он проводил занятия в особой творческой и свободной атмосфере, велись дискуссии по сложным теоретическим вопросам, становилась ясной проблемная и объективная сторона философского знания.
Сохранить традиции
После учебы в Университете Вы не сразу пришли работать в ЛГУ. Чем занимались до 1985 года? Почему все-таки решили вернуться в alma mater?
После окончания Университета по распределению работал на кафедре философии завода-втуза при Ленинградском металлическом заводе. Была такая форма высшего образования, где получение теоретических знаний было тесно связано с длительной производственной практикой по специальности. Для меня это был важный период жизни, так как пришлось читать лекции по философии уже взрослым людям, обладающим большим жизненным опытом. Приходилось выступать с лекциями в рамках общества «Знание» на многих предприятиях Ленинграда и доказывать важность философии для формирования мировоззрения.
Когда меня пригласили работать на философский факультет, я согласился, чтобы получить возможность реализовать в педагогической деятельности знания в области истории философии. Работал сначала на кафедре истории марксистско-ленинской философии, а с 1992 года — на кафедре истории русской философии с профессорами Александром Замалеевым, Виталием Никоненко и Александром Ермичевым. Потом на кафедру пришли Александр Бродский, Алексей Малинов, Александр Рыбас, которые активно включились в общую работу. В процессе становления русской философии как научной и академической дисциплины в Петербургском университете появилась необходимость создания новой методологии историко-философской науки, и усилиями ученых кафедры данные задачи получили свое адекватное решение. Новые подходы исходили из целостного изучения истории русской философии в контексте развития духовной культуры России. В этой связи необходимы были новые учебные пособия и учебники, нужно было издать многие источники по русской философии, и они были в кратчайшие сроки изданы. Кафедра стала центром изучения русской философии и культуры в Петербурге, на ней были подготовлены кандидаты и доктора наук. Мне довелось на протяжении ряда лет читать курс по русской философии на факультете психологии, филологическом и восточном факультетах. И это было очень интересно!
Я начал читать на философском факультете новый для себя основной курс «Политическая мысль в России», потребовавший серьезного изменения существующей методологии, сложившихся идеологических оценок, включения в учебный процесс новых теоретических источников. В этом курсе был реализован комплексный подход, требующий рассмотрения всех наиболее интересных концепций, выявления в них актуальных проблем. В 1994 году в Издательстве СПбГУ было опубликовано наше совместное с Александром Замалеевым учебное пособие «Русская политология. Обзор основных направлений». Мной также были изданы необходимые источники по этому курсу: так в серии «Русская государственная мысль» (СПб, издательство «Наука») вышли сочинения Чичерина, Сперанского и Коркунова.
В 2014–2022 гг. Вы были заведующим кафедрой истории философии. Расскажите, пожалуйста, об этом.
В течение почти девяти лет я исполнял обязанности заведующего кафедрой истории философии, коллектив которой состоит из высококвалифицированных профессионалов, известных ученых. Работа пришлась на годы серьезной перестройки учебного процесса, появления более высоких требований к преподавателям при избрании по конкурсу. Пандемия также диктовала особые правила организации учебного процесса. Все преподаватели кафедры с честью справились с поставленными задачами, подготовили десятки новых учебных курсов.
Они выступали организаторами и участниками ряда престижных конференций, получали научные гранты и входят в состав редколлегий известных в научном мире журналов. Кафедра истории философии является одной из старейших на факультете, заведующими в разное время были известные ученые и деканы факультета — Юрий Перов и Сергей Дудник (и где я учился в аспирантуре). Она сохранила важные научно-педагогические традиции. До 2022 года я также руководил грантом РФФИ «Теоретическое наследие Ленинградской / Петербургской философии. Вторая половина ХХ века», и особое внимание уделялось изучению таких школ и направлений, как история философии, русская философия, логика, философия науки и культуры, аксиология и танатология, философии культуры.
Обучение в формате диспутов
Что Вас привлекает в преподавательской деятельности? Были ли яркие студенты-ученики?
Полагаю, что смысл преподавательской деятельности во многом состоит в том, чтобы помочь студенту овладеть не только суммой теоретических знаний, но и приобщиться к миру ценностей. Ведь философия — это важнейшая составляющая мировоззрения, имеющая различные исторические формы бытия, отсюда известное единство философии и истории философии, логического и исторического. В преподавательской деятельности меня всегда привлекала возможность сочетания интенсивной научной работы и творческого общения со студентами. Из своих учеников назову тех, кто успешно защитил докторские и кандидатские диссертации: Инессу Днепровскую, Бориса Васильева, Игоря Тяпина, Татьяну Кульсееву, Ивана Соболева. Некоторые мои аспиранты сейчас завершают кандидатские диссертации, у меня учатся и студенты, которые подают большие надежды. На протяжении пяти лет я был научным руководителем факультетской программы магистратуры «Философия политики и права», где читались историко-философские и общие курсы. Программу успешно закончили и защитили ВКР 26 студентов.
Встречаются такие студенческие группы, с которыми не хочется расставаться. До сих пор помню группу, где мы с доцентом Евгением Линьковым вели занятия. Я читал историю марксистской философии, а мой коллега — немецкую классическую философию. В ходе занятий возникали интересные дискуссии о теоретических и аксиологических основаниях марксизма и немецкой классической философии, философии права и государства. Откровенное обсуждение сложных вопросов всегда помогало лучше понять предмет.
Осмыслить свое место в мире
Чем русская философия отличается от других: можете ли популярным языком рассказать для не философов?
Русская философия — одно из оригинальных направлений мировой философии. Философия в России отражает существенные черты развития русской духовной культуры и менталитета российского народа. Будучи результатом взаимодействия разных культур, осмысления исторического и духовного опыта россиян, русская философия выявила свою специфику, теоретическое и мировоззренческое своеобразие. Среди ее особенностей следует прежде всего назвать онтологизм — пристальное внимание к исследованию основ бытия и существенных для человека сторон жизни. С онтологизмом связаны такие категории русской философии, как почвенничество, всеединство и соборность. Из онтологизма следует и такая особенность русской философии, как универсализм, стремление к синтезу разных сторон жизни, преодолению противостояния духовного и материального, личности и общества, власти и свободы.
Русская философия моральна, эстетична и религиозна. В ней уже с ранних пор получила развитие антропологическая и экзистенциальная проблематика. Это вовсе не значит, что в России не было мыслителей, которые бы исследовали рационально-научные проблемы философии, однако последние все же уступают в русской философии по глубине морально-антропологической проблематике в трудах русских философов. Отсюда и известный литературоцентризм отечественной философии. Многие философы в России были писателями и поэтами, как, например, Соловьев или Леонтьев, и в то же время известные писатели публиковали свои философские труды — Толстой и Достоевский. Художественный, символический стиль философского дискурса в русской философии сближает ее с сократовско-платоновской диалектикой античной философии, целью которой было развитие самосознания человека.
Следующее отличие русской философии состоит в историзме: стремлении дать историсофское, историологическое объяснение социальных проблем. Уже в Древней Руси мы находим труды, посвященные исследованию истории славянских племен: Нестор-летописец, Иларион Киевский (XI век) и другие писали о русской истории и обычаях славянских племен. Философско-исторический ракурс русской философии сохранился и в последующем. Желание изучить прошлое России в контексте европейской и мировой истории характерно для творчества многих отечественных философов.
Наконец, следует назвать такую черту русской философии, как ориентированность на социальную практику. Независимо от своих мировоззренческих принципов русские философы зачастую делали практические выводы из общих рассуждений о человеке и обществе, разрабатывали проекты переустройства общества и государства и улучшения жизни отдельного человека, его воспитания и духовного совершенствования. При этом абстрактные философские рассуждения конкретизировались русскими философами исходя из принципа правды-справедливости, что также подчеркивает особую роль и значение моральных принципов в социальных построениях русских мыслителей.
Отмеченные особенности русской философии вовсе не противоречат ее содержательному единству с мировой философией. Будучи составной частью мировой философии, русская философия имеет с ней общую категориальную основу и сходство в развитии основных течений философии, что позволяет оценивать русскую философию с позиции мировых философских стандартов.
От первого номера
Вы являетесь главным редактором журнала «Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология». Какие основные проблемы решает это издание?
Наш журнал в нынешнем виде существует уже десять лет («Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология»). За эти годы вышел 41 выпуск, опубликовано свыше 600 статей. Целью редакционной коллегии, членами которой являются известные российские и зарубежные ученые, является сохранение лучших традиций отечественной философской журналистики; в журнале публикуются результаты новейших исследований в области философии, культурологии, конфликтологии и религиоведения. У истоков создания этого журнала стоял профессор Сергей Иванович Дудник, в ту пору директор Института философии.
Следует отметить, что важное место в нашем журнале занимает публикация статей по истории философии; практически в каждом выпуске присутствуют статьи по русской и мировой философии и культуре.
Для меня, как главного редактора журнала, работа была новой и сложной, наш журнал прошел трудный путь самоопределения и теперь входит в международные базы данных Scopus и Web of Science, в первую категорию журналов Перечня ВАК. По Scopus у нас первый квартиль по религиоведению, два вторых квартиля по философии и культурологии и третий квартиль по социально-политическим наукам. Без активных усилий членов редколлегии эти результаты были бы невозможны.