Ольга Дергунова: «Управленец должен всегда быть готов к непредсказуемым ситуациям»

Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году ВШМ СПбГУ не только утвердила стратегию развития до 2025 года, но и значительно продвинулась в международных рейтингах. В откровенном разговоре директор бизнес-школы, заместитель президента — председателя правления «Банка ВТБ» Ольга Дергунова поделилась секретом успеха ВШМ СПбГУ, рассказала о компетенциях эффективного управленца и роли soft skills в бизнес-процессах. Также мы расспросили Ольгу Константиновну о ее любимых локациях в СПбГУ и музыкальных и литературных пристрастиях.

Ольга Константиновна, сегодня все говорят о необходимости soft skills для почти любого специалиста. Какие «мягкие навыки» важны, на ваш взгляд, для управленца?

Взгляд на управленцев очень изменился за последние пять лет. Если раньше мы привычно цитировали книги образца 1960-х годов и жили в более-менее предсказуемом мире, сегодня различного рода кризисы в совокупности с эволюцией организационных систем заставляют менеджеров сильно менять приобретенные ранее навыки.

Важнейшая тенденция в изменениях организационных моделей управления — переход от иерархических структур к плоским, а это требует навыка командной работы. Еще 10 лет назад больше ценилась индивидуальная работа, но это время прошло. Сейчас во главу угла встают такие способности, как командность, аналитическое мышление, критическое мышление, способность принимать решения в условиях неопределенности и на основе данных. Вот что требуется от современных лидеров. И именно этому мы обучаем наших студентов. Один из ярких примеров такого обучения — лаборатория 5G Dream Lab, созданная СПбГУ и ВШМ совместно с компанией «Мегафон». В рамках лаборатории формируются междисциплинарные команды, разрабатывающие проекты в области 5G. Под кураторством коллег из бизнеса студенты на базе инновационных технологий развивают навыки командной работы и вместе креативят.

Не секрет, что программы «Менеджмента» отличает высокая сложность. Как студенту найти время на успешную учебу, участие в проектах, исследовательскую деятельность?

Это вопрос планирования своего времени. Я убеждена, что навыки тайм-менеджмента в значительной степени закладываются в университетской среде. Это компетенция, которая формируется за годы обучения. Получив зачетную книжку, студент становится на путь дедлайнов. Контрольные, зачеты, экзамены, курсовые — чтобы успешно справиться со всем, ты должен учиться грамотно распределять свое время.

Вопрос в продолжение темы тайм-менеджмента. Поделитесь секретом: как вам удается совмещать роль директора ВШМ СПбГУ со своими обязанностями в ВТБ и другой деятельностью?

Для меня это вопрос ответственности и планирования. Когда ты являешься руководителем, когда у тебя несколько коллективов и много задач, ты в первую очередь начинаешь думать о том, чтобы не подвести людей, которые за тобой идут. Ты должен все спланировать таким образом, чтобы этапы реализации проекта были достижимы и понятны членам команды. Только тогда можно рассчитывать на результат.

Как вы могли бы сформулировать философию ВШМ СПбГУ? Какие ценности вы стараетесь передать студентам, помимо знаний?

Все традиции Университета — открытость, академизм, системность — это та база, на которую опираются ценности ВШМ. Тем не менее ВШМ — это бизнес-школа, и нам необходимы ценности, тесно связанные с бизнесом, — например, клиентоориентированность и ответственное лидерство. Это те ценности, с которыми выпускники приходят в компании на работу, и те, по которым они оценивают и выбирают будущих работодателей. Таким образом, для ВШМ СПбГУ важен синтез ценностей, характерных и для академического мира, и для бизнес-сообщества. И это помогает ВШМ СПбГУ достигать высоких результатов все эти годы.

ВШМ СПбГУ в 2020 году разработала основные направления стратегии развития до 2025 года, в декабре они были утверждены попечительским советом бизнес-школы. Требуют ли новые стратегические цели актуализации ценностей?

Они эволюционируют по мере развития требований со стороны общества, в котором мы находимся. Сегодняшние студенты и выпускники сильно отличаются от тех, кто 30 лет назад выходил из стен своих университетов. Значительно меняются и требования рынка труда. На протяжении 2020 года преподаватели, сотрудники Университета, студенты, выпускники и попечители ВШМ СПбГУ в тесном взаимодействии искали ответ на вопрос, как должна поменяться бизнес-школа. Совместно мы сформулировали основные этапы развития до 2025 года и стратегические цели ВШМ СПбГУ. Наша задача — к 2025 году войти в топ-30 европейских бизнес-школ в рейтинге Financial Times, стать для ведущих работодателей бизнес-школой первого выбора и увеличить количество студентов и слушателей до 30 тысяч ежегодно. В основе обновленной стратегии — концепция lifelong learning, принципы устойчивого развития и использование цифровых решений.

Формулируя обновленную миссию ВШМ СПбГУ — «Создаем знания. Развиваем лидеров. Меняем мир к лучшему», мы опирались на такие понятия, как непрерывное развитие, профессионализм, ответственное лидерство, открытость и мультикультурность. При этом, выбирая ключевые ценности, мы внимательно оценивали, как они используются на практике. Именно реальные примеры демонстрируют, что ценность действительно актуальна.

Когда мы говорим о непрерывном развитии, мы имеем в виду, что для этого необходимо постоянно учиться. Чтобы непрерывно развиваться, ты должен быть любознательным. Приведу в пример один из инструментов, работающих в ВШМ СПбГУ. Наши преподаватели создали так называемое интеллектуальное кафе, knowledge-кафе, где раз в месяц они встречаются и делятся опытом проведения занятий. Идейный лидер этой инициативы — Татьяна Николаевна Клемина, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, один из опытнейших преподавателей ВШМ СПбГУ. Кnowledge-кафе — это обсуждение, без слайдов, в формате модного Clubhouse. Темы обсуждений самые разные — и новинки ИТ-платформ, с которыми коллеги работают, и сложности преподавания в онлайн-формате, и радости и успехи в освоении студентами предметов в новой цифровой среде. Это открытый, профессиональный диалог коллег. Было очень интересно наблюдать, как в период пандемии knowledge-кафе «переехало» в виртуальную среду и при этом повысилась частота общения — от одного до трех раз в месяц. Это яркий пример того, как непрерывное образование для преподавателей самых разных возрастов очень помогало преодолевать сложности перехода в онлайн.

Как непрерывное развитие коллектива влияет на образовательные программы?

Современная академическая среда в СПбГУ побуждает к тому, чтобы постоянно совершенствовать реализуемые в Университете программы. Бизнес-среда заставляет двигаться быстрее и регулярно ставит новые вызовы. В качестве примера приведу магистерскую программу MiBА («Бизнес-аналитика и большие данные»): в 2019 году программа была запущена впервые, но уже в 2020-м мы начали ее пересмотр, поскольку технологические тренды и ИТ-платформы, появившиеся на рынке, требуют переосмысления и состава дисциплин, и способа их преподавания. Интересна и магистерская программа в области корпоративных финансов, MCF, которая тоже существенно переработана исходя из требований современного бизнеса. Аналогичная работа по пересмотру ведется и по магистратуре Master in Smart City Management. То есть непрерывное развитие при пересмотре образовательных программ — это то, что изначально заложено Университетом, и то, что бизнес-школа делает на регулярной основе.

Еще один пример — развитие программ образования Executive Education. В ВШМ СПбГУ существует портфель программ обучения для руководителей разных уровней: это и программы для топ-менеджеров, и для HR-блока, и для молодых управленцев с высоким потенциалом. ВШМ СПбГУ более десятка программ проводит ежегодно, и каждая не повторяет предыдущую. Один из партнеров бизнес-школы, член попечительского совета компания «Роснефть» на протяжении многих лет выступает заказчиком программ дополнительного образования для своих сотрудников. И ежегодно ВШМ СПбГУ вместе с компанией «Роснефть» делает пересмотр содержания и обновляет инструменты поддержки этих программ. Важно, что эта работа проводится бизнес-школой совместно с компанией-заказчиком, это позволяет поддерживать актуальность программ обучения, на которые в ВШМ СПбГУ из года в год приходят все новые и новые слушатели.

На ваш взгляд, что еще отличает ВШМ СПбГУ?

Еще одна отличительная черта, ставшая одной из ключевых ценностей, — это, конечно, профессионализм. Высокий уровень преподавания, сильные абитуриенты и выпускники ВШМ СПбГУ — вот что заслуженно признается рынком. Когда мы говорим о таких рейтингах, как, например, Financial Times, и титулах, которыми обладает и СПбГУ, и бизнес-школа, мы в первую очередь говорим о профессионализме. Многие из преподавателей ВШМ СПбГУ входят в мировые ассоциации и объединения по своим областям деятельности. Это люди, имеющие высокую репутацию в международном профессиональном сообществе. В их числе большое количество опытных состоявшихся ученых, но также много и молодых очень талантливых преподавателей. Например, проект по развитию инфраструктуры электрозарядных станций и рынка электротранспорта в регионах РФ, разработанный под руководством старшего преподавателя СПбГУ Максима Юрьевича Арзуманяна (кафедра информационных технологий в менеджменте), вошел в топ-100 «Сильных идей для нового времени» по результатам экспертного отбора Агентства стратегических инициатив (АСИ). Карина Александровна Богатырева — директор Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ — получила награду «За лучшее эмпирическое исследование» на ежегодной конференции USASBE (United States Association for Small Business and Entrepreneurship). А Анастасия Кирилловна Ласковая, ассистент кафедры стратегического и международного менеджмента, стала лидером от России в международном Сообществе эффектуации.

Могу привести огромное количество примеров, но остановлюсь еще только на одном, хорошо знакомом универсантам. Константин Викторович Кротов — первый заместитель директора ВШМ СПбГУ. В 2020 году он был признан лучшим менеджером в сфере бизнес-образования по оценке делового издания «Коммерсант». Константин Викторович входит в комитет EQUIS Европейского фонда развития менеджмента, а также является членом и председателем комиссий EPAS и EQUIS, отвечающих за стандарты международного образования. Перечисление всех достойнейших членов коллектива займет не один час. Все они профессионалы, которые работают в команде. Каждый день мы делаем свою работу на высоком профессиональном уровне — лучше, чем кто-либо другой, и лучше, чем делали это вчера. При этом мы верим, что такое отношение к делу должно быть не только у преподавателей и сотрудников, но и у студентов. Профессионально относясь к своему собственному обучению, студенты после выпуска гораздо быстрее адаптируются к работе — это видно по данным о скорости их продвижения по карьерной лестнице из опросов Financial Times.

Легко ли выстроить взаимодействие в «звездном» коллективе? Известно, что состоявшимся лидерам профессионального сообщества не всегда бывает просто найти общий язык.

Наша огромная ценность — это команда единомышленников. Здесь важно отметить, что единомышленники — это не значит, что все думают одинаково. Каждый преподаватель и сотрудник — яркая личность с собственной точкой зрения. Но нам важно приходить к взаимопониманию и согласию. Например, еще недавно мы много спорили о том, как должна идти цифровизация процесса образования в бизнес-школе. Были разные точки зрения, в том числе на применение информационно-коммуникационных технологий для корпоративного обучения. Но и время помогает, и обстоятельства расставляют все по своим местам. Коронавирусные ограничения быстро заставили нас использовать все доступные возможности. И в момент, когда проходило экстренное развертывание цифровой образовательной среды, всеобщая поддержка со стороны преподавателей помогла ВШМ СПбГУ в течение двух-трех дней полностью перейти на дистанционный формат. В результате нам не только удалось найти оптимальную и непрерывную форму работы, но и сохранить здоровье коллег, избавить их от лишнего риска. Не секрет, что в нашем коллективе споры бывают, но мы всегда находим компромисс и идем к общей цели. Это, как мне кажется, и есть проявление профессионализма — ценности, отличающей Университет и наш коллектив.

Можно ли говорить об особых ценностях, отличающих ВШМ СПбГУ?

Можно выделить одну из них, которую мы стараемся прививать нашим студентам, — это ответственное лидерство. Как лидеры, как те, кто ставит перед собой задачу стать бизнес-школой № 1 в России, мы должны быть примером для всех остальных университетов в том, как формируется наша исследовательская, проектная и образовательная повестка. Тема ответственности в бизнесе активно развивается в ВШМ СПбГУ с момента основания. Юрий Евгеньевич Благов, возглавляющий Центр корпоративной социальной ответственности ВШМ СПбГУ, успешно лидирует это направление. Сегодня принципы ESG (англ. environmental — экология, social — социальное развитие, governance — корпоративное управление) — в основе академической модели ВШМ СПбГУ. В Стратегии-2025 мы зафиксировали, что в программах бизнес-школы не менее 15 % должно приходиться на дисциплины, связанные с ESG. Помимо учебной деятельности, наши студенты и члены коллектива реализуют множество социально ориентированных проектов — от совершенствования модели green campus в Михайловской даче до помощи детским домам. И особенно приятно, что наши студенты несут эти идеи в свое окружение, привлекают к проектам ребят различных направлений обучения СПбГУ, выстраивают партнерские отношения, которые имеют все шансы вырасти в большие междисциплинарные проекты.

В СМИ и на университетских ресурсах мы часто слышим о достижениях ВШМ СПбГУ. Но что вы считаете главным своим достижением на посту директора бизнес-школы?

Я присоединилась к бизнес-школе как директор от попечительского совета в 2019 году. В этот момент СПбГУ и ВШМ начали обсуждать дальнейшую стратегию развития. И главная заслуга, которая есть у всех нас и у меня как у лидера этого направления, в том, что основные векторы нашего развития сформулированы и нашли поддержку у всех стейкхолдеров. Объединение интересов бизнеса, государства, Университета, преподавателей, студентов и выпускников — очень важная задача, и мы с ней достойно справились. Это не означает, что на этом мы заканчиваем активную совместную работу, это первая веха в нашем маршруте. К достижению новых целей мы будем двигаться поэтапно короткими итерациями: формулировать и проверять гипотезы, вносить при необходимости коррективы, достигать результатов, формулировать новые задачи и делать следующий шаг в развитии ВШМ СПбГУ.

Пандемия многому научила наше общество, в том числе руководители различного уровня столкнулись с новыми для себя реалиями. Не планируете ли ввести в ВШМ СПбГУ курс подготовки менеджера к кризисным ситуациям на основе ковидного опыта? Или успешный менеджер и так должен обладать достаточными навыками для работы в непредсказуемых условиях?

Мне кажется, ковидный опыт крайне важен, но это не первый кризис, который мы проходим. И каждый последующий кажется все более страшным и сложным. Но менеджер, управленец всегда должен быть готов к непредсказуемым ситуациям. Сегодня финансовый кризис сменяется гуманитарным, потом пандемия, потом что-то еще — возникает ощущение, что весь мир в сплошном кризисе. Поэтому бизнес-школы учат лидеров работать в непредсказуемой среде. И мы будем развивать те наработки, курсы и программы по управлению кризисными ситуациями, которые уже давно успешно реализуются в бизнес-школе. Сегодня и в ближайшем будущем задача образования будет заключаться в том, чтобы дать студентам такой набор междисциплинарных навыков, который поможет управленцам критически мыслить, принимать нестандартные решения на основе данных и в условиях неопределенности. Достичь этой цели одним курсом невозможно, эта задача решается только при комплексном подходе. Поэтому в ВШМ СПбГУ такой подход — в основе всех курсов и программ. Мы учим анализировать и управлять рисками. Курс по управлению рисками — это стандартный курс, существующий уже много лет. Наш преподаватель Виталий Леонидович Окулов выпустил учебник «Риск-менеджмент. Основы теории и практика применения». Мои коллеги — профессиональные банкиры были приятно удивлены, что учебник актуален, современен, формирует абсолютно правильный подход у студентов к управлению рисками.

Резюмируя, скажу: учить жить в кризис нужно вне зависимости от пандемии. Это то, что ВШМ СПбГУ делала, делает и будет делать.

Другая тема сегодняшнего дня — принятие решений на основе данных, data driven decision making. Этому мы учим на программе MiBA и в рамках дисциплины «Количественные методы принятия решений» на других программах.

ВШМ — одна из немногих российских школ бизнеса, регулярно попадающих в мировые рейтинги на топовые позиции. Как вам удается достигать таких показателей? Какие новые цели вы ставите в этом направлении?

Рейтинги — это отличный индикатор того, что бизнес-школа соответствует международным стандартам. Секрет продвижения в рейтингах Financial Times и The Economist объясняется качеством той работы, которую ВШМ СПбГУ делает ежедневно. Мы уже говорили про профессионализм студентов — проявлением этого стала ситуация, когда при переходе в онлайн мы внедряли прокторинг для проведений экзаменов и зачетов. Студенты ВШМ СПбГУ полностью поддержали это нововведение, сказав: «Мы хорошо учимся, нам не страшно, хотим, чтобы людям, которые ничего не делают, было некомфортно». Это слова взрослых профессиональных людей. И удовлетворенность выпускников теми знаниями, которые дает им бизнес-школа, — залог высоких позиций в рейтингах. Рейтинги позволяют бизнес-школе быть понятной на международном образовательном рынке. Когда иностранные студенты сравнивают ВШМ СПбГУ с другой иностранной бизнес-школой, факт, что Financial Times ставит школу в топ-50 в рейтинге европейских бизнес-школ, является определяющим. Они говорят: «Поехали в Россию, там есть то, чему я могу научиться и что будет соответствовать высоким международным стандартам, но при этом мне будет интереснее, чем в привычной англоязычной среде». И люди приезжают, понимая, что получат знания должного качества.

Прокторинг — система, позволяющая следить за тестированием или экзаменом в онлайн-режиме. Прокторинг дает возможность верифицировать (подтвердить) личность тестируемого, а также наблюдать за его поведением и происходящим на экране его компьютера, чтобы убедиться, что он не списывает, не прибегает к помощи других людей, не ищет ответы в интернете. Технология прокторинга давно используется в ведущих мировых вузах.

Мы ставим более амбициозную цель: к 2025 году войти в топ-30 европейских бизнес-школ по версии Financial Times. Для этого мы должны быть актуальными для рынка труда и уметь требования работодателей инкорпорировать в образовательные программы. Но не рейтинг является целью, наша цель — счастливые успешные выпускники и довольные работодатели. А рейтинг — лишь отражение этого результата.

Вы говорите о признании и целях, связанных с европейским образованием. А как ВШМ СПбГУ развивает международное сотрудничество в азиатском направлении?

У ВШМ СПбГУ 85 академических партнеров. И развитие сотрудничества мы не прекращали даже в период вынужденной изоляции и ограничения мобильности: в 2020 году подписали соглашения с четырьмя университетами. Два из них — из азиатского региона: Национальный университет Кенгбук (Южная Корея) и Университет международного бизнеса и экономики (Китай).

Вообще же за последние пять лет значительно вырос обмен между нашей бизнес-школой и университетами Азии, причем по всем направлениям обучения. Например, у китайских слушателей большой популярностью пользуется модуль Doing Business in Russia в рамках программы EMBA.

Россия — перекресток культур, где есть и европейские, и азиатские черты. Мы обладаем некоторой экзотической привлекательностью для стран из разных частей света. К нам едут за новым культурным опытом, едут учиться и работать в интернациональной бизнес-среде. И ВШМ СПбГУ использует это как преимущество в образовательной деятельности. Так, в рамках бакалаврской программы «Менеджмент» студенты могут выбрать для изучения и европейские, и азиатские языки — китайский, японский, корейский. При этом мы не ограничиваемся преподаванием языков — мы учим полноценно коммуницировать. Это очень важный момент — уметь говорить с представителями разных культур на одном профессиональном языке, чувствовать все особенности контекста. Елена Владимировна Орлова, заведующая кафедрой иностранных языков в сфере менеджмента СПбГУ, является языковым координатором глобального альянса CEMS — сообщества ведущих бизнес-школ из 29 стран мира, которые объединились для развития бизнес-образования.

Кстати, компетенции ВШМ СПбГУ в этой сфере произвели впечатление на главу европейской Ассоциации исследователей в области менеджмента и языка (GEM&L) Филиппа Лекомта, и по его предложению в 2020 году в рамках нашей традиционной конференции «Развивающиеся рынки» мы провели совместный языковой симпозиум, объединив на одной площадке международных исследователей в области бизнес-коммуникаций, представителей интернациональных компаний и преподавателей.

Какой, на ваш взгляд, должна быть современная высшая школа? Удается ли вам в ВШМ СПбГУ находить баланс между традициями и современностью?

Я коренная москвичка, поэтому, рассказывая о традициях и современности, не могу не сказать о прекрасной архитектуре питерских зданий, в которых находится ВШМ СПбГУ. Кампус на Волховском и Михайловская дача — это история, в этих стенах интересно и учиться, и работать. А когда идешь по зданию Двенадцати коллегий, хочется спину держать прямо, потому что здесь ходили великие ученые мужи. Ощущение красоты и истории — это то, что бизнес-школа как часть Университета с 300-летней историей в себя вбирает. При этом тут же возникают современные требования по технологичности и новизне. Красота, подкрепленная академизмом, очень хорошо дополняется современной цифровой средой. Но прежде всего Высшая школа менеджмента — это, конечно, люди: педагоги и студенты, носители и получатели знаний. Сегодня передача этих знаний производится с использованием современных технологий: облачных решений, стриминговых сервисов, цифрового следа. Традиции — в академичности, а современность — в способах доставки знаний и в содержании образовательных программ.

Недавно в Издательстве СПбГУ издан альбом, посвященный архитектуре Университета. Есть ли у вас любимая локация в Университете?

Очень нравится торжественность здания Двенадцати коллегий. Но еще и Волховский, и Михайловская дача — здесь на базе исторического комплекса создан прекрасный проект, удобный для обучения студентов. Спасибо за раздел в альбоме, посвященный загородному кампусу ВШМ СПбГУ, это очень красиво. Мы в команде называем его кампусом мечты и стремимся сделать все, чтобы он стал точкой притяжения и для студентов, и для преподавателей, и для партнеров.

Какую музыку вы любите больше всего?

Боюсь показаться старомодной, но очень люблю классическую музыку. Питеру повезло, сегодня здесь живет и творит молодой гениальный дирижер Теодор Курентзис со своим оркестром MusicAeterna. Не поверите, могу слушать его в Москве, но стараюсь приезжать на его выступления в Питер, потому что здесь словно дух другой. Курентзис — все-таки выпускник Санкт-Петербургской консерватории, и это имеет значение.

Очень люблю оперу. Люблю Большой театр, люблю Мариинку и, когда езжу по миру, стараюсь везде посетить оперные спектакли. Мне кажется, можно перечислять много разных спектаклей и композиторов, но в первую очередь назову «Севильский цирюльник» Россини, «Набукко» и «Травиату» Верди. И очень советую всем смотреть, как работает с оркестром Теодор Курентзис, он не только великий музыкант, но и великий управленец. Опера же еще интересна и тем, что управление хором, оркестром, солистами — это тоже особое искусство менеджмента. Так что, даже любя оперу и глядя на работу дирижера, ты думаешь: надо же, хор чуть опоздал во вступлении, надо подумать, как не опоздать к своим дедлайнам. Управление преследует даже в любви к классической музыке.

От музыки к литературе — профессиональной и художественной. Назовите пять книг или авторов, которых, на ваш взгляд, следует прочитать тем, кто как-то связан с управлением.

Первое — это классика, Питер Дракер. Несмотря на то, что он писал о менеджменте в 60-е годы XX века, многие вещи очень близки к тому, что мы имеем сегодня.

Несколько книг про достижение результатов, проверенных временем и опытом: Ларри Боссиди Execution («Исполнение: Система достижения целей») и Джон Коттер Leading Change («Впереди перемен») — книги о том, как достигать дедлайнов и исполнять принятые стратегии, о том, что важно не просто написать стратегию, важно ее реализовать. Книги 90-х годов прошлого века, но актуальные и сейчас. Все новомодные советы сегодня пляшут вокруг принципов, которые в них изложены.

Если говорить о soft skills, любимая книга — Джим Коллинз «От хорошего к великому». Она помогает людям достигать результата, управлять командой.

А вообще, для того чтобы управлять людьми, нужно быть разносторонним и говорить на хорошем русском языке. Поэтому всем советую читать Пушкина! От «Сказки о царе Салтане», «Руслана и Людмилы» до «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина». Потому что это наша история, наш язык, наша культура — часть нашей идентичности.

Также любимая мной с детства книга — «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. Она о жизни в условиях, когда на границе XIX–XX веков рушатся устои. Читая эту книгу подростком, видишь сюжетную линию про любовь, в юности — линию развития семьи, во взрослом возрасте, будучи профессиональным управленцем, ты понимаешь важность имущественных налогов и их влияние на жизнь людей, а когда становишься банкиром, то на примере семьи Голсуорси осознаешь, как развивается инвест-бэнкинг. Очень многоплановая книга. И английский язык прекрасный.