Дистанционное обучение в СПбГУ: взгляд преподавателя и студента
Чтобы сохранить здоровье преподавателей и студентов в условиях пандемии коронавируса, Санкт-Петербургский государственный университет перевел обучение в дистанционный формат. Заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ профессор Марианна Шахнович и студентка третьего курса образовательной программы «Философия» Екатерина Стругова рассказали об особенностях онлайн-учебы и тех сложностях, с которыми им пришлось столкнуться.
До пандемии
По мнению Марианны Шахнович, переход преподавателей на дистанционное обучение оказался более мягким из-за того, что многие из них уже имели опыт работы в таком формате.
В рамках проекта, поддержанного Министерством образования, мы были в составе коллектива преподавателей СПбГУ, занимавшихся дистанционным обучением преподавателей других вузов и представителей власти.
Заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ профессор Марианна Шахнович
«У меня и моих коллег есть опыт написания электронных учебных пособий для школ по основам мировых религиозных культур. Кроме того, практически все преподаватели на нашей кафедре прошли обучение в программе Blackboard, предназначенной для интерактивного обучения», — рассказывает она.
Студентам СПбГУ, обучающимся по очной форме, также был знаком дистанционный формат работы, отмечает Екатерина Стругова: «Мы пользовались Blackboard начиная с первого курса, например при изучении английского языка. Там отмечалась посещаемость, выставлялись оценки. В этой же программе мы проходили различные курсы по выбору. Для промежуточной аттестации мы отправляли работы по почте, и это не вызывало ни у кого проблем. Но, конечно, сейчас этот опыт значительно расширился».
Как все начиналось
17 марта Марианна Шахнович должна была проводить для своих студентов занятие по курсу антропологии и религии в музее. Однако накануне стало известно о переходе на дистанционный формат. В итоге занятие было проведено в программе Skype. За ним последовали и другие онлайн-лекции.
«Курсы по истории религии и религиоведению я сразу стала читать в Skype. Их специфика такова, что там всегда много изображений, и я использую большие презентации. Кроме того, я загружаю материалы в Blackboard. А вот философию религии я читаю без слайдов. Помимо лекций онлайн, я отправляю студентам по корпоративной почте учебную литературу и отрывки из философских сочинений, по которым они потом пишут рефераты и эссе», — говорит Марианна Шахнович.
Опыт Екатерины Струговой иной. Сначала студенты вместе с преподавателями пытались заниматься, используя социальные сети и корпоративную почту. Вскоре они расширили арсенал технических решений: «Мне очень нравится платформа Discord, предназначенная для дистанционного обучения. Единственный минус — она не позволяет проводить видеоконференции. Впрочем, выбор программы напрямую зависит от конкретного курса. Примерно половина всех занятий проходит в Skype, что-то в Zoom и Blackboard. Также мы активно используем корпоративную почту, поскольку она позволяет убедиться, что материал получен, а также получить развернутую обратную связь».
«15 лет назад это была бы катастрофа»
Если бы интернет-технологии не находились на нынешнем уровне развития, последствия пандемии коронавируса оказались бы значительно более серьезными для всех участников образовательного процесса, убеждена Марианна Шахнович: «15 лет назад это стало бы настоящей катастрофой. Впрочем, и сейчас мы постоянно трясемся: а если пропадет интернет? У меня уже был случай, когда сеть внезапно перестала работать. В итоге я нашла выход — раздавала себе интернет через телефон. Думаю, что подобные казусы иногда возникают и у студентов».
При этом у Марианны Шахнович нет вопросов к технической поддержке Университета. По ее словам, техническая служба делает все возможное: отправляет обучающие материалы, отвечает на все вопросы и следит за работой онлайн-сервисов СПбГУ.
Я очень рада, что учеба сейчас идет без сбоев. Не вижу каких-то крупных недочетов в том, как организована система.
Студентка третьего курса образовательной программы «Философия» Екатерина Стругова
«Конечно, были небольшие проблемы в университетском Blackboard, но они, насколько я знаю, были связаны с общей перегруженностью сети и вскоре были решены. Кстати, функция "антиплагиат" работает в Blackboard значительно лучше, чем на открытых сайтах», — добавила Екатерина.
Трудности
Основная сложность, которую в сложившейся ситуации видит Марианна Шахнович, — увеличение нагрузки преподавателей: «Со стороны может показаться, что работать стало проще: преподаватель включил у себя дома компьютер, поговорил со студентами и все. Однако это работа, которая требует большой подготовки. Когда раньше я использовала слайды, их было где-то около 15-20 на одно занятие. Сегодня их 35, а то и 50. Дело в том, что внимание студентов нужно удерживать: им сложно, слушая лекцию, смотреть полтора часа на говорящую голову».
Первое время, по словам Марианны Шахнович, некоторые студенты возмущались, что теперь им приходится больше читать и писать. Однако после того, как она напомнила им, что программа чтения не увеличилась ни на страницу, вопросы по этому поводу прекратились: «Если раньше студенты на моем курсе писали в среднем по одному реферату в месяц, то теперь они пишут одну письменную работу раз в неделю. Но важно, что объемы работ сократились: они составляют 2,5–3 тысячи знаков, это примерно страница-полторы текста. А ведь мы говорим о будущих философах, они должны уметь выражать свои мысли. Кроме того, мы на каждую студенческую работу пишем письменный комментарий. Вот и получается, что мы теперь дольше готовимся к занятиям, потом ведем их онлайн, а после этого читаем работы студентов и отвечаем им. На это уходит очень много времени».
При этом многим студентам письменные ответы на работы нравятся гораздо больше живых выступлений на семинарах. Среди них и Екатерина Стругова: «Мне кажется, что для многих выступление на обычном семинаре было формальной задачей, которую обязательно нужно было выполнить в рамках курса. Нынешняя ситуация заставляет глубже и честнее подойти к выполнению работы. Некоторые преподаватели пишут объемные ответы, которые не так легко адекватно воспринять в устной форме. Но теперь ты можешь несколько раз перечитать их и лучше понять. Это совершенно другой уровень обратной связи».
Посещаемость онлайн-пар
По словам Екатерины Струговой, несмотря на то что теперь нет необходимости физически присутствовать в аудиториях, посещаемость занятий нельзя назвать стопроцентной:
«Обычно не подключаются к трансляциям те люди, которые и до карантина не посещали обычные лекции. Думаю, что это человеческий фактор, не зависящий от того, как ведутся занятия, онлайн или офлайн. Я не могу сказать, что обучение стало менее интенсивным после перехода на дистанционный формат».
По словам Марианны Шахнович, у нее тоже есть студенты, которые не приходят на онлайн-пары и не выполняют заданий. Однако подавляющее большинство уже привыкло к дистанционному формату: «Всем нравится. Сейчас одна из групп, у которой лекции в рамках курса уже завершились, попросила меня провести для них дополнительное занятие. Говорят, что хотят еще. Думаю, что им приятно, что они сидят у себя дома на диване, а к ним в гости приходит преподаватель и рассказывает разные интересные вещи. Если же говорить о тех студентах, которые не посещают занятия и не выполняют задания, конечно, им придется сдать все учебные долги. Онлайн-обучение хорошо тем, что там четко видно, кто и когда присутствовал на паре».
Дистанционное и живое
По мнению Марианны Шахнович, несомненный плюс дистанционного обучения в том, что оно стирает границы. Причем речь идет одновременно как о географических расстояниях, так и о возможностях инклюзивного обучения для тех людей, которые не в состоянии выходить из дома.
Дистанционное обучение прекрасно проявляет себя сейчас, в условиях пандемии. В «мирное время» его элементы также можно использовать на занятиях. Например, попросить выступить онлайн какого-нибудь известного ученого. Но живые занятия — это всегда особенный драйв для преподавателя. Конечно, они даются гораздо легче и преподавателю, и студенту.
Заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ профессор Марианна Шахнович
Екатерина Стругова не видит больших отличий между обучением онлайн и офлайн в аспекте усвоения знаний. Напротив, она считает, что дистанционный формат повышает ответственность каждого конкретного студента. Так, если раньше у него была возможность пассивно отсидеться на семинаре, теперь он каждый раз должен демонстрировать свои знания: «Я ощутила интерес к дисциплинам, которые до пандемии не воспринимала всерьез. Повторюсь, мне очень нравится выполнять работы письменно и получать на них ответы. Думаю, что это усилило обратную связь между студентом и преподавателем. Конечно, никто не отменяет устных выступлений и комментариев, они также возможны при дистанционном формате. Мне кажется, что успех онлайн-обучения прежде всего зависит от мотивации студентов. Для многих из них это возможность еще раз подумать о том, правильно ли они выбрали профессию, действительно ли она им интересна».