Без права на повторную попытку

В будущем году в учебных планах бакалавров СПбГУ появится новая учебная дисциплина «Цифровая культура».
Чем опасно отсутствие цифровой грамотности и как использовать новые технологии при планировании траектории профессионального развития, рассказал профессор, руководитель коллектива разработчиков курса, доктор физико-математических наук Николай Борисов (кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках).
Николай Валентинович, какова цель нового курса?
Цифровая культура — это элемент общей просвещенности современного специалиста. Она дополняет другие ее компоненты: логическое мышление, экономическую грамотность, социальное поведение, философскую картину мира, знание литературы и искусства, а также оптимизирует деятельность человека в современном информационном обществе.
Цель курса — обеспечить формирование у студентов базовых компетенций, необходимых для работы и творчества, познакомить с возможностями, которые предоставляют цифровые технологии для личностного развития.
Сегодня мы сталкиваемся с тем, что интенсивное развитие «цифры» ставит сложные задачи по ее освоению и использованию.
По моему убеждению, современный студент должен заранее планировать профессиональную жизнь, учитывая, что придется соответствовать постоянно растущим требованиям времени. Для успешной карьеры в любой отрасли важно уметь оценить общие тенденции профессионального роста и, исходя из этого, прокладывать свою жизненную траекторию. Без информационных технологий это просто невозможно. Курс посвящен как раз тому, как грамотно их использовать.
Другая проблема молодого поколения — это безусловное доверие сведениям «из Интернета». Критическое осмысление получаемой информации, умение ее анализировать и обрабатывать — важное профессиональное качество, которому тоже хотелось бы научить.
На кого рассчитан данный курс? Студенты каких направлений будут обучаться цифровой культуре?
Мы намерены обеспечить всех студентов СПбГУ интересным и полезным материалом по цифровой культуре. Курс планируется включить в учебные планы всех образовательных программ и реализовывать посредством Blackboard. Студенты бакалавриата и специалитета будут осваивать дисциплину под названием «Цифровая культура». Магистранты прослушают курс «Цифровая культура: технологии и безопасность». А аспиранты и ординаторы будут изучать «Цифровые трансформации в современном информационном обществе».
Расскажите о структуре курса. На какие темы будет сделан акцент в преподавании?
Курс для любой ступени образования будет состоять из четырех блоков:
- информационные технологии;
- социально-гуманитарные аспекты цифрового общества;
- информационные ресурсы Интернета;
- работа с информацией.
В рамках первого блока будут представлены: потенциал использования баз данных, работа поисковых систем, технологии создания виртуальной и дополненной реальности и мобильных приложений. Также будут затронуты темы искусственного интеллекта, нейронных сетей и больших данных, имеющие первостепенное значение для цифровой экономики.
Второй («гуманитарный») блок раскроет вопросы взаимодействия человека и цифрового мира. Речь пойдет о развитии информационного общества в России, об электронном правительстве, цифровой экономике, правовых основах функционирования Интернета, а также об этических аспектах.
Третий блок посвящен применению научных и образовательных электронных сетевых ресурсов. Здесь также будет затронута тема цифрового культурного наследия. Четвертый блок познакомит с тем, как работать с информацией, как использовать статистические методы и обеспечивать персональную информационную безопасность.
Каждый блок делится на несколько модулей. Модуль будет представлять собой презентацию, сопровождаемую аудиолекцией преподавателя, задания для самопроверки и тестовую часть. Курс «Цифровая культура» для бакалавриата рассчитан на весенний семестр первого курса, он включает 17 «фиксированных» элементов. В случае дисциплин для магистрантов и аспирантов мы, разработчики, в теории могли бы предоставить учебно-методическим комиссиям право формировать структуру курса, исходя из потребностей конкретной образовательной программы, составив нужную комбинацию из предложенного пула тем. Конечно, это потребует создания достаточно представительной системы тематических модулей, что не просто, но стремиться к этому, безусловно, нужно.
Кто участвует в разработке дисциплины?
Такой курс нельзя создать силами лишь одного коллектива ученых. С самого начала речь шла именно о междисциплинарном проекте. Сейчас, помимо преподавателей творческих направлений, модули готовят философы, психологи, математики, специалисты в области информационных систем, а также представители свободных искусств и наук — всего около пятнадцати лекторов. В дальнейшем мы бы хотели привлечь к работе над курсом и других коллег: прикладных математиков, социологов, экономистов и юристов. Если говорить о том, что цифровая культура — это основа культуры современного общества, то очень ценным было бы участие в разработке курса представителей всех научных направлений Университета. Наша перспективная цель — собрать полную картину мнений о роли цифровой культуры в современном обществе. Я думаю, в этом русле мы и будем двигаться.

Как вы оцениваете место «Цифровой культуры» в контексте современного образовательного процесса?
Прежде всего, хотелось бы отметить, что в СПбГУ о значении информационно-коммуникационных технологий для образования начали говорить еще на заре появления Интернета в России — в конце 1993 года. В 1998 году мы организовали первую в России учебно-методическую конференцию «Интернет и современное общество». Юбилейная ХХ конференция, прошедшая в 2017 году, стала крупным международным событием, объединившим специалистов самых разных областей знаний. Таким образом, Университет не просто всегда уделял внимание применению информационных технологий в образовании — он повлиял на формирование современного отношения к «цифре» в обществе.
Сегодня мы вынуждены констатировать, что никакое базовое образование не даст статуса профессионала на все годы вперед. Курс делает акцент на понимании потенциала новых ресурсов для самообразования и повышения квалификации.
Еще один важный тезис, раскрываемый в рамках дисциплины, заключается в том, что взрывное развитие технологий не оставляет обществу шанса развиваться методом проб и ошибок. Необходимо уметь анализировать социально-культурные результаты внедрения нововведений. У современного поколения нет шанса на повторную попытку. Известные проблемы игровой зависимости и информационной безопасности — примеры того, как мы в каком-то смысле не уследили вовремя за этими явлениями, отрицательные последствия которых сейчас пытаемся компенсировать. Освоение цифровой культуры позволит минимизировать риски при использовании информационных технологий.
Будет ли затронут в курсе аспект взаимодействия сферы искусства и «цифры»?
В настоящее время цифровые технологии являются технической базой для творческой деятельности в области киноискусства, музыки, анимации, дизайна, реставрации. Недавно появившаяся трехмерная печать позволяет с помощью компьютера создавать объекты декоративно-прикладного искусства. Большую роль информационные технологии играют в обеспечении широкого доступа к культурным ценностям. На курсе будем говорить о сохранении культурного наследия в цифровой форме. Сейчас многие музейные объекты получают цифровую реализацию, при этом копии получаются фантастического качества: на экране компьютера видны такие детали, которые в реальности и не разглядишь. Для нашего курса мы сняли интервью с директором Государственного Русского музея Владимиром Гусевым, который рассказал о роли цифровых технологий в работе музеев и об опыте Русского музея в этой области. Наш курс дает шанс познакомиться с некоторыми идеями знаковых людей в области цифровой культуры, чтобы стимулировать серьезное отношение ребят к этим вопросам. Думаю, что это будет интересно всем студентам.