РСМД: Развитие российской экономики будет в немалой степени определяться научными разработками университетских ученых

О развитии системы высшего образования в России, процессах цифровизации и интернационализации образовательной и научной деятельности и опыте СПбГУ в области повышения конкурентоспособности на зарубежных образовательных рынках рассказал в интервью для РСМД ректор СПбГУ, член РСМД Николай Кропачев.

Как Вы оцениваете развитие российской системы высшего образования в течение последних 10 лет? Какие основные ошибки и достижения Вы можете отметить?

Давайте сразу определимся. Развитие российской высшей школы — это, конечно, прежде всего достижения. Ошибки возможны и даже неизбежны: не ошибается тот, кто ничего не делает. Но если ошибки замечают и исправляют, они становятся показателем развития. Я считаю, что развитие российской высшей школы за прошедшее десятилетие, безусловно, было позитивным.

Большим достижением для всей системы образования, в том числе для высшей школы, стало принятие в 2012 году закона "Об образовании" (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Этот интегральный закон объединил все уровни образования, обеспечив правила и возможности получения и предоставления образования в течение всей жизни. Преемственность уровней образования чрезвычайно важна. Очевидно, что обучение в университете не может быть эффективным, если школа не обеспечила будущему студенту достаточных базовых знаний. Хорошо, что внедрен и работает инструмент, одновременно оценивающий уровень школьного образования и возможность обучения в высшей школе, я имею в виду Единый государственный экзамен. Замечу, что уже 10 лет СПбГУ по среднему баллу ЕГЭ зачисленных абитуриентов занимает первое место среди классических университетов России.

Еще одним достижением считаю появление российского международного рейтинга университетов "Три миссии". Два из трех мировых рейтингов, QS и THE, ориентированы на англосаксонскую образовательную модель и далеки от учета национальных особенностей университетов других стран. Наш рейтинг сразу получил признание в мировом университетском сообществе благодаря равной применимости выбранных показателей к университетам любых стран и образовательных систем — англосаксонской, европейской, азиатской и, конечно, российской. Я горжусь тем, что СПбГУ медленно, но уверенно продвигается в этом рейтинге и в последнем издании вошел в Топ-40 лучших вузов мира.

В прошедшее десятилетие наблюдалась позитивная эволюция системы образовательных стандартов как инструмента выравнивания качества высшего образования. Наверное, самым важным шагом было решение 2018 года установить связи между образовательными стандартами и профессиональными стандартами. Цель такой связи — примирение "академического" подхода к результатам обучения со стороны вузов и "прагматического" со стороны работодателей. СПбГУ пошел по этому пути еще в 2015 году.

Для нас давно стало очевидно, что оценивать качество результатов обучения и определять, чему учить, должны не те, кто учат, а те, кто потом принимает наших выпускников на работу.

Поэтому университет последние годы прицельно занимается активным вовлечением представителей бизнеса, государственных структур, профессиональных сообществ, определяющих требования рынка труда, в работу по созданию и реализации образовательных программ (таких советов уже около 200), проведение итоговых аттестационных испытаний (ежегодно в работе ГЭК участвуют более 2500 представителей работодателей), мастер-классов, совместных проектов и т. д. Только таким способом можно добиться актуальности того обучения, которое идет в стенах университета или колледжа. Для нас принципиально общественное признание необходимости именно такого подхода в оценке качества образования.

Вместе с тем это в целом позитивное развитие характеризуется значительными перекосами и разбалансированностью всей системы. В России сформировалась группа вузов-лидеров, обеспечивающих рост репутации российской высшей школы в мире, рост привлекательности для иностранных абитуриентов за счет специальных, порой беспрецедентных мер организационной, имущественной и финансовой поддержки со стороны государства. Эта группа лидеров включает "ведущие классические университеты" (МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ), особый статус которых определен специальным федеральным законом; сеть "федеральных университетов", "национальных исследовательских университетов" и "опорных университетов". Несомненно, все вузы, которые получают особые меры государственной поддержки, должны оправдывать существенные дополнительные вложения, которые делает в них государство (порой в ущерб другим участникам системы высшего образования): МГУ и СПбГУ обязаны выполнять роль флагманов, работающих на пользу всего российского образования и науки; "федеральные университеты" — поддерживать и развивать систему высшего образования в федеральных округах; национальные исследовательские университеты — обеспечивать инновационное развитие определенных отраслей экономики; "опорные университеты" — решать общерегиональные задачи.

Сам по себе этот подход государства к организации финансирования системы высшего образования и науки в условиях дефицита государственных средств и кризисных явлений в мировой экономике является оправданным, но вот насколько получателями средств выполняются поставленные перед ними задачи? Боюсь, что недостаточно хорошо. Многие из "особых" вузов занимаются исключительно собственным развитием, "построением коммунизма в отдельно взятой квартире". Более того, вузы порой действуют по модели "собака на сене": и сами не в полном объеме используют имеющиеся у них ресурсы, включая материально-техническую базу, и своим соседям (из числа государственных образовательных организаций) доступ к пустующим помещениям, простаивающему оборудованию, незанятым комнатам в общежитиях или спортивным объектам не разрешают, что еще больше усугубляет проблему ресурсного обеспечения.

Вот, например, Санкт-Петербургский университет в течение всех лет с момента приобретения особого статуса являлся экспериментальной площадкой, где проходили апробацию самые разные инструменты, которые затем масштабировались и становились применимыми для других участников системы: собственные образовательные стандарты, собственные правила присуждения ученых степеней, собственные правила конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников, система равного доступа к университетскому оборудованию центров коллективного пользования и т. д. Кроме того, и МГУ, и СПбГУ реализуют специальные программы (проект МГУ "Вернадский" и проект СПбГУ "Менделеев"), направленные на развитие и поддержку образовательной деятельности и научных исследований во всех других вузах страны. Надеюсь, что новая федеральная программа развития системы высшей школы "Приоритет-2030″ сумеет преодолеть сложившиеся негативные тенденции.

Какие факторы будут определять траектории развития высшего образования в России и в мире на ближайшую и долгосрочную перспективы?

Развитие высшего образования в России в следующем десятилетии предопределено перспективами государственной политики, сформированными за последние 3–5 лет. Определены Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, приняты другие стратегические документы: Стратегия научно-технологического развития РФ, Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года, Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года; в качестве инструментов для продвижения к реализации национальных целей утверждены соответствующие национальные проекты. Роль университетов в практической реализации государственной политики по всем этим направлениям трудно переоценить, и коротко это участие можно определить слоганом "развивать и развиваться".

Развитие российской экономики будет в немалой степени определяться научными разработками университетских ученых, которые лягут в основу современных технологий и высокотехнологичных продуктов, анализом хода преобразования и выработкой научных рекомендаций, подготовкой высококвалифицированных кадров. Неслучайно нацпроект "Наука" теперь трансформирован в нацпроект "Наука и университеты". С другой стороны, университеты и сами будут развиваться вместе с развитием экономики, включая развитие материально-технической базы, без которой невозможны современные исследования, портфеля образовательных программ всех уровней, ориентированных на быстро меняющиеся запросы рынка труда и интересы граждан, усиление социальной и культурной миссии.

Естественно, на развитие российской высшей школы будут оказывать влияние общемировые тенденции. Главная из них — это цифровая трансформация.

Самые современные цифровые технологии, технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности уже пришли в высшее образование.

За последние годы в СПбГУ создана цифровая образовательная среда, включающая электронные системы поддержки учебного процесса и администрирования образовательной деятельности, приема в университет, в том числе разработанные специалистами СПбГУ.

Используются система дистанционного обучения на базе LMS Blackboard (работает в СПбГУ с 2012 года), MS Teams, платформа Google Hangouts для видеоконференций, онлайн-курсы СПбГУ на платформах Coursera, "Открытое образование" и других, а также собственной образовательной платформе СПбГУ, видеолекции с использованием программ Zoom, Skype, Discord, Google Class, авторские электронные учебники и пособия, электронные библиотечные системы и т. д.

Так, например, СПбГУ первым в стране ввел в дипломы выпускников QR-код. С 2016 года с помощью QR-кода, включенного в бланк диплома СПбГУ собственного образца, можно выйти на специальную страницу портала СПбГУ, где доступна электронная копия диплома выпускника, содержащая следующую информацию: тему выпускной квалификационной работы, Ф. И. О. научного руководителя, составы государственных экзаменационных комиссий по приему государственных экзаменов и по защите выпускных квалификационных работ, места прохождения практики, сведения о профессионально-общественных и (или) международных аккредитациях образовательной программы, перечень изученных выпускником дисциплин и т. п.

Обратившись к персональной странице выпускника, можно узнать как о его достижениях (участии в конкурсах и волонтерской деятельности, наличии грантов, наград, успехов в учебе), так и о его дисциплинарных нарушениях или задолженностях, если такие имеются. Данные на персональной странице выпускника формируются на основе данных, содержащихся в электронном портфолио обучающегося, внесенных с использованием сервиса "Личный кабинет обучающегося".

С 2017 года QR-код содержится и в дипломах кандидатов и докторов наук, защитившихся по правилам Санкт-Петербургского университета. Он позволяет получить доступ к архиву данных и прочитать саму диссертацию, прослушать аудиозапись защиты и получить объективную информацию об универсанте.

Цифровизация затронула все сферы жизни университета, не только образовательную деятельность. При этом мы понимаем, что предстоит еще очень многое сделать на этом пути.

Борьба с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году стала и проверкой на прочность каждого из нас, и стимулом для развития системы образования. Вынужденный переход вузов России к образованию с использованием цифровых инструментов радикально изменил организацию учебного процесса, стал импульсом к популяризации цифровых образовательных технологий.

При этом, не ограничиваясь решением собственных "локальных" задач, мы старались оказывать помощь нашим партнерам — конкретными действиями продемонстрировать потенциал реализации принципа единства системы вузов Российской Федерации. Командам других университетов часто не хватало знаний о существующих технологиях, и специалисты СПбГУ в кратчайшие сроки подготовили методические материалы, которые стали востребованными как преподавателями вузов, так и школьными учителями. Начиная с середины марта 2020 года онлайн-курсы СПбГУ осваивали обучающиеся каждого девятого вуза России. При этом мы первыми в России приняли решение сделать получение сертификатов о прохождении наших онлайн-курсов в период пандемии COVID-19 бесплатным для обучающихся всех российских образовательных организаций и призвали все ведущие вузы последовать нашему примеру. В весеннюю сессию количество слушателей онлайн-курсов СПбГУ выросло в три раза, превысив отметку в 400 000 человек.

Сейчас СПбГУ входит в пятерку ведущих вузов по числу онлайн-курсов на платформе Coursera.

Опыт трансформации работы высшей школы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции позволил нам сформулировать минимум два вывода, которые ранее не казались столь очевидными.

Первое: образовательный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий в текущем формате — это очная форма обучения, позволяющая в полной мере одновременно использовать знания, опыт, талант, творческий потенциал педагога, а также внедрять в образовательную деятельность достижения информатизации. Цифровой формат не дезавуирует и не может дезавуировать качество университетского образования.

Второе: академическому сообществу остро необходимо развитие национальной и международной кооперации, недостаточный уровень которой высветила пандемия. Отдельно консолидация усилий требуется в вопросах онлайн-образования.

Полагаю, что именно высокий уровень цифровой доступности образовательных ресурсов СПбГУ обеспечил значительный рост интереса со стороны поступающих в университет из-за рубежа: из 12 тысяч заявлений в петербургские вузы от иностранцев пять тысяч были поданы в СПбГУ. Таким образом, практически каждый второй абитуриент-иностранец в городе Санкт-Петербурге подал заявление в наш университет. Среди зачисленных в СПбГУ в рамках приемной кампании 2020 года — более 2500 граждан 91 зарубежного государства.

Хочу отметить созданные на базе СПбГУ в ответ на описанные выше вызовы времени новые подразделения, которые призваны обеспечить научные разработки в области цифровизации. Это, во-первых, научно-образовательный центр мирового уровня в области математики — Международный математический институт имени Л. Эйлера, созданный в 2019 году. Он занимается в том числе теоретическими основами цифровой трансформации в актуальных областях современной математики, теоретической информатики и т. п. Во-вторых, это Центр технологий распределенных реестров СПбГУ, созданный в 2018 году в рамках реализации государственной программы "Национальная технологическая инициатива". Он, в частности, занимается разработкой и внедрением проектов на базе технологии блокчейн, в том числе созданием программного обеспечения для проведения электронного голосования "КриптоВече", а также рядом других инновационных разработок. Образовательные задачи в цифровом формате и онлайн решают и научно-образовательные центры, в которых участвует СПбГУ: НОЦ "Генетика и клеточная биология растительно-микробных взаимодействий", НОЦ "Математическая робототехника и искусственный интеллект", НОЦ "Молекулярно-биологические основы здоровья человека и окружающей среды Северо-Западного региона России", партнерский НОЦ "Инженерия будущего" и др.

Какие меры необходимы для повышения конкурентоспособности российских университетов на международном образовательном и научном рынках (со стороны университетов и со стороны правительства)?

В последние несколько лет определенно наметилась тенденция к более активному продвижению российских образовательных услуг на зарубежных рынках. С 2017 года в Российской Федерации реализуется приоритетный проект "Экспорт российского образования", рассчитанный до 2025 года и направленный на повышение привлекательности российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшение условий их пребывания в период обучения на территории России, а также повышение узнаваемости и статуса бренда российского образования на международном образовательном рынке. Результатом реализации проекта должно стать практически трехкратное увеличение числа иностранных студентов, поступивших в российские вузы на очную форму обучения.

По данным Россотрудничества, третий год подряд СПбГУ становится наиболее востребованным вузом среди иностранных абитуриентов.

В 2020 году Санкт-Петербургский университет выбрали 16 620 иностранных граждан (например, на подготовительном отделении СПбГУ (для иностранных граждан) каждый год обучаются абитуриенты 40 стран, обучение возможно проходить в дистанционном формате). Кроме того, ежегодно более 1000 иностранных студентов получают опыт обучения в СПбГУ по линии программ академической мобильности.

Вместе с этим СПбГУ ведет масштабную деятельность в сфере языкового тестирования. Государственное тестирование по русскому языку как иностранному (ТРКИ) проводится по шести уровням владения в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком, от A1 до C2 (шкала Common European Framework of Reference, CEFR). Результаты тестирования признаются крупнейшим международным сообществом тесторов The Association of Language Testers of Europe (ALTE). В настоящее время СПбГУ проводит ТРКИ в 100 центрах в 40 странах мира, ежегодно более 5000 иностранцев проходят этот международный сертификационный экзамен (в настоящее время есть возможность выполнить тестирование дистанционно). Прохождение сертификационного экзамена не только позволяет получить иностранцу документ государственного образца, который необходим для подтверждения уровня владения языком при поступлении в вуз, но в то же время деятельность по популяризации русского языка как иностранного через информирование о системе ТРКИ способствует укреплению статуса русского языка как международного языка, а также способствует продвижению российского образования среди иностранной аудитории.

СПбГУ прилагает большие усилия по проведению мероприятий среди иностранных граждан, направленных на поддержку и популяризацию русского языка и повышение экспортного потенциала российского образования, которые пользуются высоким спросом как в России, так и за рубежом.

Одним из таких мероприятий, которое с 2018 года реализует университет, является проект "Онлайн-школа СПбГУ" — это уникальный образовательный проект, в рамках которого иностранные школьники бесплатно дистанционно обучаются по программам российской школы по 9 предметам. За это время в проекте приняли участие около 2500 школьников из 6 стран (Латвии, Эстонии, Испании, Казахстана, Узбекистана и Киргизии).

Кроме того, с 2018 года СПбГУ проводит самую масштабную олимпиаду по русскому языку как иностранному. Более 22 000 иностранных граждан из 150 стран по всему миру стали участниками этих соревнований. Стоит отметить, что дипломы победителя и призера олимпиады дают преференции при поступлении на образовательные программы университета, это способствует дополнительному привлечению аудитории иностранных абитуриентов в СПбГУ.

Также стоит отметить, что в период пандемии университет усилил работу в части проведения вебинаров. Так, например, в вебинарах по актуальным вопросам сферы русского языка как иностранного (для студентов и преподавателей в общей сложности было проведено 67 вебинаров) приняли участие более 7800 человек из 118 стран.

Эти и многие другие мероприятия помогают университету сохранять и укреплять позицию самого привлекательного в России вуза для иностранцев.

Несмотря на очевидные успехи, достигнутые нашим университетом в этом направлении, по-прежнему сохраняется ряд проблем, решение которых может способствовать увеличению экспортного потенциала российского образования и еще большему увеличению потока иностранных обучающихся в российские вузы.

Для повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке представляется целесообразным осуществление деятельности по следующим направлениям:

  • увеличение числа образовательных программ в российских вузах, преподаваемых на иностранных языках;
  • повышение качества инфраструктуры университетских кампусов и создание благоприятной среды для иностранных обучающихся и сотрудников российских вузов (улучшение условий проживания в общежитиях, создание пространств и обеспечение технических возможностей для самостоятельной работы в общежитиях / университетских кампусах);
  • создание и поддержание конкурентоспособной среды для приглашения гостевых лекторов (уровень заработной платы, предлагаемые условия проживания, осуществление необходимой административной поддержки профильными подразделениями и т. д.);
  • упрощение процедуры оформления визовых документов для высококвалифицированных специалистов;
  • реализация на государственном уровне более активной политики по продвижению российского высшего образования среди иностранных абитуриентов;
  • популяризация изучения русского языка за рубежом.
  • закрепление статуса сертификата системы ТРКИ в зарубежных странах в качестве официального документа, подтверждающего языковую компетенцию владельца (в настоящее время сертификат ТРКИ признается на государственном уровне в ряде зарубежных стран, однако представляется необходимым приложить дополнительные усилия по работе в данном направлении).
Каким Вы видите будущее онлайн-образования в России?

Нельзя не признать, что СПбГУ был и остается активным участником процесса создания этого будущего "дивного нового мира" онлайн-образования. Мы являлись одним из инициаторов и учредителей национальной образовательной онлайн-платформы "Открытое образование", и сегодня Санкт-Петербургский государственный университет занимает первое место как по количеству размещенных на этой платформе курсов (148 курсов из 724), так и по аудитории слушателей, которая приближается к двум миллионам человек (при общем количестве слушателей всех курсов, размещенных на платформе, свыше 8 млн человек). Также СПбГУ входит в Топ-5 вузов мира по количеству курсов, развернутых на крупнейшей международной образовательной платформе Coursera. Особую гордость мы испытываем потому, что СПбГУ стал первым и остается единственным российским вузом, разместившим курсы на китайской платформе "Сюэтан".

Санкт-Петербургский государственный университет стал соучредителем и первым представителем России во Всемирном союзе массовых открытых онлайн-курсов (МООК), инициаторами которого выступили Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (UNESCO IITE) и Университет Цинхуа (Китай). О создании МООК было официально объявлено на Всемирной онлайн-конференции в Пекине "Революция обучения и трансформация высшего образования", прошедшей в декабре 2020 года.

Сейчас ведутся многочисленные споры о будущем университетов в контексте "цифровой революции". Некоторые утверждают, что цифровизация приведет к полному замещению очного университетского образования онлайновым и таким образом к гибели существующей модели университета. Надо иметь в виду, что университеты всегда находились и находятся под давлением технологий и общественных интересов. И реакция на это давление определялась одновременно консерватизмом и лабильностью. Консерватизм ограничивал метания из крайности в крайность, чем обеспечивал стабильность развития. В то же время университеты как аккумуляторы знаний имеют потенциал для развития на базе теоретических и научно-практических разработок. Такое сочетание на протяжении всей истории обеспечивало университетам успешную адаптацию к меняющимся условиям и сохранение научно-образовательной и социальной миссий. Полагаю, что и теперь слухи о гибели университетов сильно преувеличены. Назову три наиболее вероятных тренда развития.

Первый — это нахождение баланса между онлайном и офлайном в форме смешанной модели высшего образования. Homo sapiens — существо социальное, поэтому отказ от очного обучения едва ли возможен. Неслучайно в ходе опросов студентов и преподавателей в период пандемии одной из основных проблем названо отсутствие живого общения. И никакая дополненная реальность такого общения не заменит.

Второй — развитие экосистемы университета, включающей связи с работодателями и бизнесом, общественными институтами, коллегами по научно-образовательному сообществу и государственными структурами. Цифровые технологии позволяют создавать, развивать и использовать такие связи быстро, в широком диапазоне и для решения разнообразных задач.

И третий тренд — индивидуализация образовательных траекторий за счет применения дистанционных образовательных технологий и онлайн-образования. Представим, что в различных 15 вузах есть только по одному студенту, который желает прослушать какой-то курс, — в традиционной парадигме удовлетворить потребность одиночки невозможно, но в рамках "виртуального университета" это вполне реально. Это не только повысит заинтересованность обучающихся в обучении, а значит, и качество образовательного процесса, но и обеспечит наибольшую возможность раскрытия личного потенциала. Возрастет также скорость адаптации рынка образовательных услуг к рынку труда в выборе обучающимися структуры учебного плана и особенно в выборе дополнительных образовательных программ.

Чем опыт СПбГУ в интернационализации различных аспектов функционирования университета может быть интересен и полезен для других вузов?

Одним из ключевых направлений деятельности в области реализации политики интернационализации СПбГУ является реализация проекта "Представительства университета" в сотрудничестве с зарубежными организациями-партнерами. На текущий момент проект СПбГУ реализован в таких странах, как КНР, Республика Корея, США, Испания, Италия, Греция, Турция. В рамках "Представительств университета" реализуются многочисленные мероприятия (выставки, круглые столы, открытые лекции и т. д.), направленные на популяризацию русского языка и культуры, образования и науки в целом. Такой формат деятельности не только способствует укреплению и расширению партнерства с тем или иным вузом или другой организацией-партнером, которая участвует в реализации проекта в определенной стране, но и ведет к повышению "видимости" университета, реализуемых им программ и мероприятий для соответствующей зарубежной аудитории.

Еще одним направлением деятельности университета, нацеленным на расширение и углубление сотрудничества с ключевыми международными партнерами, является создание образовательных программ по модели двух дипломов. СПбГУ в рамках соглашений с вузами из Финляндии, Франции, Германии, Италии, Австрии, Китая ведет прием на 12 программ магистратуры, в рамках которых выпускникам предоставляется возможность получения сразу двух дипломов, российского и зарубежного. Обучение по программе двойного диплома — это уникальная возможность получить образование в таком значимом российском вузе, как Санкт-Петербургский университет, и одновременно иметь доступ к ресурсам ведущих научных и образовательных центров.

Помимо программ двойного диплома, СПбГУ также реализует программы с иностранным образовательным компонентом. За последние пять лет число таких программ существенно увеличилось благодаря активному сотрудничеству с зарубежными партнерами, а по ряду направлений возросло в десятки раз (так, в настоящее время в университете реализуется более 50 программ с китайским компонентом: "Юриспруденция с углубленным изучением китайского права и китайского языка", "Экономика с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка" и др.

Сотрудники СПбГУ осуществляют активную деятельность, направленную на обеспечение стипендиальной поддержки академической мобильности обучающихся и сотрудников университета. С 2015 года СПбГУ принимает участие в программе Европейской комиссии в области образования Erasmus КА107, которая предполагает возможность полной стипендиальной поддержки обучающихся и сотрудников вузов, участвующих в программах академической мобильности в европейских университетах-партнерах. СПбГУ участвует в данной программе на протяжении шести лет. Если в 2015 году у СПбГУ было 13 действующих соглашений в рамках проекта Erasmus , то в 2021 году их количество превысило 100 (увеличение в восемь раз), что свидетельствует о высокой степени заинтересованности европейских партнеров в развитии и интенсификации сотрудничества с университетом в данном направлении.

Особое внимание СПбГУ также уделяет интернационализации научных связей. Так, на базе университета с 2020 года функционирует Совместная лаборатория СПбГУ и ООО "Техкомпания Хуавэй". Лаборатория была создана для проведения математических исследований в приложении к мультимедийным технологиям (воспроизведения цветных изображений и звуков). Основные темы работы лаборатории касаются оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, геометрии, математической логики, математической физики, машинного обучения и т. д. В работе лаборатории участвуют сотрудники факультета математики и компьютерных наук СПбГУ.

С 1992 года исследователи СПбГУ являются активными участниками международного сообщества физиков, занимавшихся созданием экспериментов на Большом адронном коллайдере (БАК) в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН). Летом 2021 года планируется открыть доступ для ученых и студентов СПбГУ к ресурсам ЦЕРН. Ученые Университета принимают участие в двух фундаментальных научных экспериментах, проводимых на базе ЦЕРН: эксперимент ALICE (A Large Ion Collider Experiment), в котором трудятся физики из 176 научных организаций из 39 стран мира, и эксперимент NA61/SHINE (SPS Heavy Ion and Neutrino Experiment) на Протонном cуперсинхротроне (SPS), в котором участвуют ученые из 28 институтов из 14 стран. В состав рабочей группы СПбГУ входят ученые, имеющие высокий индекс Хирша, а также инженеры и молодые ученые с опытом как теоретических, так и экспериментальных исследований в составе крупнейших международных научных коллабораций на установках класса "мегасайенс" ALICE и NA61/SHINE в ЦЕРН (30 человек, среди них 13 студентов и аспирантов, средний возраст по лаборатории 35 лет).

На базе СПбГУ ежегодно проводятся мероприятия, конгрессы и конференции мирового уровня, собирающие сотни представителей мирового научного сообщества из различных стран и организаций. Среди наиболее знаковых международных научных мероприятий, проводимых Университетом в последние годы, можно выделить конгресс UArctic, Международную академию аутоиммунитета, международную конференцию "Ананьевские чтения", международную конференцию "Развивающиеся рынки" и многие другие.

В качестве еще одного успешного примера интернационализации можно привести также мероприятие Staff Training Week, ориентированное на обмен опытом административных сотрудников международных служб. Мероприятие проводится ежегодно с 2018 года. В течение недели представители разных университетов-партнеров СПбГУ обсуждают наиболее актуальные вопросы международного сотрудничества и делятся лучшими практиками интернационализации образовательной и научной деятельности, применяемыми в их вузах. Подобные встречи позволяют не только изучить опыт коллег из разных стран в реализации программ международного сотрудничества, но и осветить деятельность СПбГУ и лучше познакомить партнеров с нашими программами и возможностями обучения для иностранных студентов.