РБК: Cокращение федеральных субсидий не помешает развитию Университета

В интервью РБК ректор СПбГУ Николай Кропачев рассказал о структуре единого кампуса университета, новых девелоперских планах и способах финансирования амбициозных проектов.

До сих пор бытует стереотип, что наука, образование в постсоветской России ведут полуголодное существование. Такое утверждение уже давно не актуально для крупнейших вузов страны, в число которых входит Санкт-Петербургский государственный университет, альма-матер президента, премьер-министра и многих других высокопоставленных деятелей государства.

СПбГУ — крупный экономический игрок, в его управлении находится более 350 зданий общей площадью свыше 800 тыс. кв. м. В Санкт-Петербургском университете около 30 тысяч обучающихся и более 11 тысяч работников. У вуза есть представительства в различных регионах. И выстроить систему эффективного управления университетским хозяйством, увязать планы с реальными экономическими возможностями — дело очень непростое. В интервью РБК ректор СПбГУ Николай Кропачев рассказал о структуре единого кампуса Университета, новых девелоперских планах и способах финансирования амбициозных проектов.

МГУ и СПбГУ идут по пути активного территориального развития — новые кампусы, земли... В чем, по-вашему, причина территориальной экспансии крупнейших вузов страны?

Территориальная политика конкретного вуза зависит от его индивидуальных особенностей. МГУ в его современном виде планировался как единый кампус. В какой-то момент ему стало не хватать площадей, появились планы по расширению на соседних участках.

В СПбГУ совершенно иная ситуация. Наш университет — это множество зданий, разбросанных по всему городу. Они располагаются в Василеостровском, Центральном, Петродворцовом и других районах Петербурга. Путь от одного здания до другого может занимать 2–2,5 часа. Кроме того, многие помещения мы были вынуждены переоборудовать для того, чтобы можно было вести образовательный процесс, поскольку их первоначальное назначение было совершенно иным. Что уж говорить: даже главное здание СПбГУ (здание Двенадцати коллегий) еще в 1915 году было признано негодным для ведения научной и образовательной деятельности... Именно поэтому наша основная задача — создание единого кампуса. Но это вовсе не экспансия, это — объединение ресурсов на единой территории. Тем более, что мы планируем освободить те здания, которые Университет использует сейчас.

Для создания кампуса обсуждались две площадки — Ново-Адмиралтейский остров и намывные территории на Васильевском острове. Уже принято предварительное решение, какую из двух площадок отдадут Университету?

Мы надеемся на оба пути решения этого вопроса — какой из них будет реализован, зависит не от нас. Первый вариант — передача Университету Ново-Адмиралтейского острова. Такое решение вполне возможно. Даже несмотря на то, что на этих площадях можно разместить только отдельные объекты, которые входят в задуманный нами масштабный проект единого кампуса.

Второй вариант — размещение Университета на намывных территориях рядом со станцией метро «Приморская». В этом случае в новом кампусе будут размещаться учебные корпуса, помещения для Научного парка СПбГУ, спортивный комплекс, общежития на 20 тыс. мест. Но главное — в «сердце» единого кампуса будет находиться университетская медицинская клиника, потому что именно здоровье человека является двигателем современной науки.

Совсем недавно по распоряжению правительства РФ в состав СПбГУ вошел городской медицинский центр — клиника им. Н. И. Пирогова. Это важное событие в жизни СПбГУ. Новая клиническая база станет не только местом проведения практических занятий для наших студентов-медиков. Она станет исследовательским центром для биологов, химиков, физиков, юристов психологов, а также других ученых из разных областей знаний. Их исследования будет объединять одна задача — развитие медицины в нашей стране. Уверен, использование всего интеллектуального потенциала Университета и сотрудников клиники позволит добиться прорывных результатов в науке и лечебной практике.

Кто будет контролировать финансовые потоки клиники?

Надеюсь, что в ближайшее время клинический комплекс получит статус самостоятельного юридического лица в составе Университета. Управлять клиникой будет главный врач, а не я (как ректор СПбГУ). Именно он будет самостоятельно принимать решения по вопросам тактики, но финансовая деятельность будет контролироваться Университетом. Наша общая задача — определение стратегического развития. [СПбГУ еще в минувшем году получил деньги на приобретение оборудования для новой клинической базы (запланированные расходы должны были составить 250 млн рублей на 2014-й и 250 млн рублей — на 2015 год)].

Над какими девелоперскими проектами Университет планирует работать в 2015 году?

В 2014 году администрация города передала СПбГУ земельный участок на Васильевском острове в устье реки Смоленки. Общая площадь — 66, 5 тыс. кв. м. Здесь мы планируем построить многофункциональный спортивный комплекс для студентов СПбГУ, а также комплекс общежитий на 7 тыс. мест. Проектирование должно завершиться в этом году. Мы надеемся, что на эти работы из федерального бюджета будет выделено 100 млн руб. Стоимость всего комплекса будет определена государственной экспертизой.

Кроме того, в этом году мы планируем начать работы по приспособлению исторических зданий Первого кадетского корпуса, территория которого была передана нам в конце 2011 года. Общая площадь помещений — 58 тыс. кв. м. По проекту здесь будут созданы многоцелевые аудитории, помещения для размещения части нашего библиотечного фонда, большой конгресс-центр на 750 мест и многое другое.

А что сейчас происходит с новым кампусом «Михайловская дача» под Стрельной?

В 2014 году мы завершили работы на первом пусковом комплексе кампуса. Уже сейчас на этой территории создана вся необходимая инфраструктура для ведения образовательной деятельности и научной работы. Надеюсь, что с 1 сентября 2015 года здесь начнется полноценный учебный процесс.

Реконструкция и приспособление зданий Первого кадетского корпуса, создание нового кампуса — дорогостоящие проекты. Вы ожидаете, что могут возникнуть сложности с финансированием в связи с усиливающимся дефицитом федерального бюджета?

В современных экономических условиях кроме средств федерального бюджета мы рассчитываем привлечь и деньги частных инвесторов, и средства, которые можно получить за счет реализации высвобождаемых зданий СПбГУ. Данная схема для крупных инвестиционных проектов уже была успешно опробована при возведении кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русский.

Надо также отметить, что за последние годы мы отказались от большого количества зданий. Вместо того чтобы содержать неиспользуемые помещения, которые не приспособлены для учебы студентов и работы ученых, мы передали их государству. Именно по этой причине мы надеемся, что когда нашему университету потребуется финансирование на строительство новых объектов, федеральное правительство и руководство города пойдут нам на встречу.

Какое финансирование из федерального бюджета предусмотрено в 2015 году? Было ли оно уменьшено?

Доведенные до СПбГУ лимиты бюджетных обязательств на 2015 год составили 90 % от запланированных ранее объемов. Это не должно повлиять на нас, потому что за эти годы мы значительно повысили эффективность использования средств. Не секрет, что, когда я стал ректором СПбГУ в 2009 году, в Университете не было единой системы учета. Например, никто не знал точно, сколько сотрудников у нас работает. Сведения, которые были в распоряжении бухгалтерии и отдела кадров Университета, не совпадали: по одним данным — 11 тысяч сотрудников, по другим — 16. В СПбГУ тогда даже не вели учет имущества: никто не мог сказать, сколько у нас зданий, книг, какое количество оборудования нам принадлежит... На территории вуза располагались мебельная фабрика, рынок, три ресторана, четыре гостиницы и даже мастерская по изготовлению надгробных камней! Благодаря созданию эффективной системы управления, нам удалось навести порядок и вернуть в государственную казну объекты недвижимости, оборудование, книги и патенты на сумму свыше 2,5 млрд рублей.

Подчеркну, что до 2009 года в Университете была сложная система контроля финансовых потоков. Более ста человек имели генеральные доверенности на осуществление финансовой деятельности. У каждого руководителя подразделения Университета были «собственные» деньги, помещения, «свои» люди. Генеральная доверенность давала шанс отобрать новую территорию, получить «свой кусок». В таких условиях единый университет не мог существовать. Не развивались междисциплинарные программы и научные проекты. Именно поэтому было принято решение о том, что административная работа должна быть централизована, все финансовые потоки и управление имуществом структурированы. Таким образом, у нас появилась возможность более эффективно управлять имущественным комплексом Университета.