На грани: кинотворчество Ларса фон Триера
Представительство СПбГУ в Испании приглашает вас на онлайн‑лекцию «На грани: кинотворчество Ларса фон Триера», посвященную режиссеру, сценаристу, продюсеру и оператору, обладателю международных премий, в том числе лауреату главной награды Каннского кинофестиваля. Лекцию прочтет доцент Кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ, кандидат филологических наук Нина Феликсовна Щербак.
Фильмы известного датского режиссера Ларса фон Триера часто вызывают грандиозный ажиотаж и споры в киноиндустрии. Его творчество отличается оригинальным стилем и нестандартным подходом к съемкам. В своих киноработах режиссер не стесняется поднимать табуированные темы и противоречивые вопросы, разрушая границы между нормой и экстремальностью, вызывая раздражение у критиков и восторг у поклонников.
Творчество Ларса фон Триера часто является провокацией или игрой «за гранью», его киноработы практически невозможно объяснить, не прибегая к механизму психоанализа. Чтобы попытаться найти отличительную черту эстетики его фильмов, стоит обратиться к философии Жиля Делеза с его концептами «ризомы», «повторения» и «шизо‑анализа».
«Рассекая волны» нарушает привычную схему этического поведения, демонстрируя истинную любовь через «разъединение» супругов. Данное нарушение, которое в жизни зачастую оборачивается трагедией, в эстетическом плане не что иное, как обычная практика «жеста», то есть разъединение привычной цепочки взаимодействия между исполнителем и произведением.
«Меланхолия» — это еще один шедевр Ларса фон Триера, в котором музыка Вагнера, идея антиутопии и разъединение привычных причинно‑следственных схем позволяют создать ярчайшую картину, нетрадиционно акцентирующую внимание на «женственной силе», как на более мощной и сильной, чем мужская.
«Догвилль» и «Дом, который построил Джек» — разноплановые картины о жестокости, сексуальности и насилии, речь в которых идет о непривычных схемах поведения и разных «пороговых точках» психологического комфорта.
Почему работы Ларса фон Триера пользуются такой невероятной популярностью и имеют множество наград? Как благодаря своей оригинальности и экспериментальному подходу к кинематографии работы этого датского мастера становятся источником вдохновения для других художников и режиссеров?
Лектор
Нина Феликсовна Щербак — доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ, магистр искусств (Великобритания), писатель и сценарист. Щербак также является автором научных передач на ТВ, пятнадцати монографий и научно‑популярных книг по лингвистике, литературоведению, философии языка и англоязычной литературе.
Лекция в рамках празднования 300‑летия первого университета России — СПбГУ пройдет онлайн на русском языке с синхронным переводом на испанский.