На ректорском совещании 29 августа рассматривались следующие вопросы:

  1. Результаты работы форума «Развитие высшего образования»
  2. Университет стал победителем в конкурсе на предоставление грантов на реализацию мероприятий целевой программы «Русский язык» на 2016–2017 гг.
  3. Какие новые сервисы нужны преподавателям и обучающимся Университета?
  4. Обеспечение доступа научно-педагогических работников к электронным ресурсам
  5. Использование информационных технологий в СПбГУ
  6. СПбГУ возглавил рейтинг вузов по качеству абитуриентов
  7. Каким будет новый кампус?
  8. «Оскорбление и наказание»
  9. Высокие требования
  10. Особые условия для заслуженных ученых
  11. Защиты ученых степеней — по собственным правилам

 

  1. Результаты работы форума «Развитие высшего образования»

26 августа в Петербурге состоялся первый российский форум «Развитие высшего образования». В нем приняли участие: Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, министр образования и науки О. Ю. Васильева и представители большинства вузов России. На круглых столах форума — «Университет и инновационное развитие региона», «Развитие технологий и содержания высшего образования как условие успешного трудоустройства», «Развитие исследований и инноваций», «Развитие государственной системы научной аттестации» — был широко представлен опыт работы нашего Университета, в том числе опыт организации работы с работодателями, система защит собственных ученых степеней, условия доступа к исследовательскому оборудованию коллективного пользования (Научный парк).

На встрече модераторов и основных докладчиков с Председателем Правительства Д. А. Медведевым обсуждались актуальные вопросы высшего образования и научных исследований, работа и развитие системы аттестации научных кадров, уровень заработной платы научно-педагогических работников и многое другое. По результатам встречи Председателем Правительства были даны поручения министерствам и ведомствам РФ.

Большинство вопросов, поставленных представителями вузов перед Председателем Правительства, в СПбГУ уже решены, а некоторые — решены давно. Например, ученые из разных вузов страны на круглом столе по развитию научной инфраструктуры пришли к выводу о необходимости разработки механизмов, обеспечивающих равноправный доступ ученых, а также коллективов ученых (вне зависимости от организации, ведомственной подчиненности) к инфраструктуре, информации, вообще ресурсам, в том числе финансовым, на основе именно научных заслуг. Причем (по мнению участников) чем больше будет использоваться объективных показателей, чем серьезней станет экспертиза, тем быстрее будет развиваться российская наука. С предложением установить правило, позволяющее сотрудникам государственных организаций пользоваться оборудованием других государственных организаций, они и обратились к премьер-министру.

В нашем же Университете такие правила действуют уже несколько лет. Открытые конкурсы, в которых имеют равное право участвовать и сотрудники Университета, и ученые любой организации России и иностранных государств, проводятся именно с использованием внешней экспертизы и объективных показателей. Правило равного доступа к оборудованию Научного парка СПбГУ действует с момента его открытия (см.  Научный парк: на пути в завтрашний день). Министр образования и науки О. Ю. Васильева, знакомая с этой работой, проведенной в Университете, считает возможным познакомить представителей других вузов с опытом первого университета России. Университет готов заняться этой деятельностью. Предложения Университета о правилах работы с центрами коллективного пользования, которые ранее направлялись в Министерство образования и науки, с учетом вновь появившегося опыта будут отправлены повторно (см. также О работе центров коллективного пользования и Научном парке СПбГУ — Материалы ректорского совещания от 08.06.2015, п. 2).

Еще пример. На совещании представители российских вузов обратились к Председателю Правительства с просьбой разрешить им повысить базовые (фиксированные) оклады научным сотрудникам. Вместе с тем такое право есть у каждого из них! Фактически повышение базовых окладов является первым шагом в переходе к индивидуальным контрактам.

Впервые в СПбГУ такие действия были предприняты по решению ректора еще в 2013 году по отношению к наименее оплачиваемым категориям универсантов — нижняя планка составила сумму, равную двум прожиточным минимумам (Об увеличении базовых окладов — Материалы ректорского совещания от 08.04.2013, п. 5; Объемы финансирования СПбГУ и средние заработные платы — Материалы ректорского совещания от 17.06.2013, п. 3; О совершенствовании оплаты труда НПР — Материалы ректорского совещания от 23.09.2013 г., п. 7). Ректор поручил первому проректору И. А. Дементьеву и первому проректору по экономике Е. Г. Черновой представить в срок до 20.09.16 предложения об увеличении базовых окладов научно-педагогических работников в среднем на 5–7 процентов.

Также к Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву обратились с предложением о необходимости введения бессрочных контрактов для профессоров университетов. В Университете бессрочные контракты уже введены (см. С кем еще заключены бессрочные трудовые договоры? — Материалы ректорского совещания от 15.08.2016, п. 1), и для этого вовсе не требуется специальных решений Правительства или Министерства образования и науки.

Перед Д. А. Медведевым также был поставлен вопрос о мерах по поддержке российских научных журналов в области гуманитарных и общественных наук. В докладах, прозвучавших на круглом столе, был освещен опыт различных организаций по развитию собственных научных журналов. В основном, речь шла об изданиях гуманитарного профиля, поскольку, по мнению выступавших, публикации для ученых естественнонаучного профиля вызывают значительно меньше организационных проблем.

Работа по развитию серий «Вестника СПбГУ» была организована в Университете весной 2015 года после длительного обсуждения и определения нового состава редакционных коллегий. Для каждой серии «Вестника СПбГУ» был проведен анализ текущей ситуации (качество публикаций, порядок экспертизы рукописей, состав авторов и т. п.) и намечены шаги по совершенствованию работы, а после утверждения проректором по научной работе планов по развитию «Вестника СПбГУ» будут рассмотрены вопросы о выделении финансирования. Университет будет продолжать эту деятельность в соответствии с задачами, поставленными в поручениях Председателя Правительства Важно обратить внимание сотрудников Университета на приказы проректора по научной работе, изданные 28.03.2016 и 13.05.2016. В них установлены сроки выполнения поручений для редакционных коллегий серий «Вестника СПбГУ», поскольку от этих показателей будет зависеть финансирование заключительных этапов работы по продвижению научных журналов. Очевидно, что со временем эти издания могут выйти на международный уровень..

Еще один вопрос, который был поставлен представителями вузов перед Председателем Правительства, — развитие финансирования научных исследований в форме государственного задания. Проблема заключается в том, что устойчивые научные школы с хорошо развитой системой научных исследований получают гранты, но необходимость регулярно участвовать в конкурсных процедурах вызывает у ученых неуверенность в завтрашнем дне. В то же время имеется опыт СПбГУ. Четыре года назад ректор СПбГУ обратился с просьбой внести в государственное задание СПбГУ перечень научных исследований, проводимых за счет бюджета Российской Федерации (до этого государственное задание формировалось только исходя из ведения образовательной деятельности и выполнения контрольных цифр приема). В результате — на сегодняшний день Университет получает финансирование такого рода проектов в размере около 1 млрд рублей. При этом в целях соблюдения требований закона «О науке и научно-технической политике» все эти годы в Университете проводятся свои открытые конкурсы. Если будет использоваться опыт СПбГУ, у руководства Минобрнауки при желании появится возможность переместить часть конкурсов из внешних фондов в университеты или другие научные организации, предоставляя таким образом возможность принимать решения в среде, где будут проводиться исследования.

В СПбГУ работа по сохранению и развитию финансирования научных исследований в форме государственного задания ведется в двух направлениях: создание постоянных ставок научных сотрудников (с 2012 года) и расширение сроков реализации фундаментальных междисциплинарных проектов, финансирование которых предоставляется на конкурсной основе (начиная с конкурсов 2014 года). Цель таких действий — создание устойчивых коллективов, обеспечивающих работу над долгосрочными научными проектами. Сегодня в Университете уже более 300 постоянных ставок научных сотрудников и более 100 проектов, плановый срок финансирования которых составляет более 5 лет. Необходимым условием такого финансирования является победа в конкурсе, критериями которого являются текущие и планируемые результаты научной деятельности руководителя и научного коллектива.

На встрече с Д. А. Медведевым активно обсуждалась необходимость тесной работы вузов с работодателями по совершенствованию образовательных программ для подготовки специалистов для реальных секторов экономики.

На сегодняшний день в СПбГУ на всех этапах осуществления образовательной деятельности созданы реальные механизмы сотрудничества с работодателями (советы образовательных программ, комиссии по приему вступительных испытаний, кадровые комиссии, учебно-методические комиссии, ГАК), чего нет ни в одном другом вузе России. Работа по широкому привлечению работодателей в составы ГАК (см. Сколько научно-педагогических работников будет в ГЭК в 2017 году?) позволила прийти в Университет не только людям, традиционно привлекаемых для такой работы, но и тех, кто оказался в такой ситуации впервые и был реально заинтересован в том, чтобы оценить качество выпускников, и не постеснялся высказать свою точку зрения об уровне их подготовки (см. Выпускники прошли серьезную «проверку на прочность»). Пока еще существующие инструменты взаимодействия работают в Университете не всегда эффективно. Отдельно следует отметить, что именно региональные работодатели (наряду с организацией практик, целевой подготовкой и т. п.) могут и должны стать «лоббистами» интересов университетов во взаимодействии с региональными властями, в том числе по вопросам выделения финансирования.

Важной темой форума стало развитие образовательных IT-технологий (в том числе онлайн-курсов), включая работу с платформой «Открытое образование». Внимание к онлайн-образованию увеличивается в геометрической прогрессии. Пока преподаватели Университета рассматривают подготовку онлайн-курсов как «дополнительную» работу, хотя она постепенно должна стать основной. Задача руководителей подразделений и кадровой службы СПбГУ состоит в том, чтобы придать наиболее высокий приоритет работе над подготовкой и созданием онлайн-курсов, однако в массовом порядке этого не произошло. При такой организации работы уже через год в других российских вузах появятся сотни онлайн-курсов, изменится система организации рабочего времени преподавателей, также как и отношение студентов, которые начнут выбирать вуз для поступления, основываясь на качестве предоставленных университетами онлайн-курсов.

Перед Председателем Правительства был поднят вопрос, связанный с учетом результатов онлайн-обучения в рамках формализованных учебных планов не только в тех вузах, которые предоставляют онлайн-курсы, но и во всех остальных. Для этого подобные курсы должны стать базовыми, в качестве примера был приведен курс «История России», созданный СПбГУ для платформы «Открытое образование» — на него записались 12 000 человек. Общее количество пользователей онлайн-курсов в России составляет около 100 000 человек, и, по прогнозам Министерства образования и науки, это число будет только расти.

На встрече с Д. А. Медведевым обсуждался и вопрос о пилотном проекте по присуждению собственных ученых степеней. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев в своем выступлении, говоря о том, что в Университете новая система присуждения ученых степеней была отработана за последние три года, обратил внимание на то, что необходимо дать больше возможностей защититься по «старой схеме» (в ВАКовских советах) тем, кто к этому планомерно готовился не один год (аспирантам, соискателям…). И поэтому предложил продлить срок переходного периода еще на год. Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев согласился с аргументами и дал соответствующее поручение Министерству образования и науки, однако заметил, что скорость перехода вузов на защиты по новым правилам не должна снижаться.

На встрече представители вузов поднимали вопрос о необходимости введения в вузах должностей постдоков. Напомним, что такие позиции существуют в СПбГУ уже несколько лет (Программа PostDoc в СПбГУ). Для введения таких должностей вовсе не требуется решение Председателя Правительства или изменения в законодательстве.

Лейтмотивом форума стала тема повышения открытости образования и науки современному российскому обществу с целью рассказать о последних достижениях российской системы высшего образования. По мнению участников, только Министерство образования и науки и средства массовой информации не смогут справиться с этой задачей — необходимо активное участие вузов.

См. также:

 

  1. Университет стал победителем в конкурсе на предоставление грантов на реализацию мероприятий целевой программы «Русский язык» на 2016–2017 гг.

СПбГУ выиграл гранты: на 23 млн рублей на реализацию проекта «Разработка электронных образовательных ресурсов для сопровождения изучения русского языка как государственного различными группами обучающихся с последующим размещением в системе электронной поддержки русского языка и дистанционного образования на русском»; на 13 млн рублей на реализацию проекта «Мультимедийное обеспечение защиты и продвижения русскоязычной терминологии в профессиональных сферах» и на 4 млн 320 тыс. рублей на реализацию проекта «Ежегодное проведение Международного педагогического форума с участием преподавателей русского языка как родного и как иностранного». Все проекты основаны на опыте Университета в использовании современных информационных систем и на постоянно развивающемся междисциплинарном взаимодействии университетских ученых (см. Институт проблем государственного языка СПбГУ).

См. также:

 

  1. Какие новые сервисы нужны преподавателям и обучающимся Университета?

20 сентября завершается общественное обсуждение вопроса о потребностях преподавателей и обучающихся в дополнительных электронных сервисах. Этот вопрос позволит Университету направить свои ресурсы на решение актуальных для преподавателей и студентов вопросов. Однако размещенные на данный момент на сайте отзывы, к сожалению, не дают возможности понять, какие именно сервисы необходимо разработать для того, чтобы экономить время преподавателей и обучающихся и улучшить качество их работы в Университете посредством использования электронных сервисов (см. О развитии электронных сервисов СПбГУ).

 

  1. Обеспечение доступа научно-педагогических работников к электронным ресурсам

По поручению ректора до конца сентября во взаимодействии с директорами и деканами первый проректор по экономике Е. Г. Чернова должна будет утвердить план размещения в зданиях Университета рабочих мест для научно-педагогических работников в целях организации их доступа к электронным ресурсам. В некоторых зданиях СПбГУ у преподавателей уже давно есть свои индивидуальные кабинеты, где находятся полноценные комфортные рабочие места, в ряде зданий СПбГУ организованы современные openspace-офисы. Существующий положительный опыт организации рабочих пространств в отдельных зданиях СПбГУ должен быть использован в ходе организации рабочих мест во всех зданиях СПбГУ, где ведется образовательный процесс.

См. также:

 

  1. Использование информационных технологий в СПбГУ

На сегодняшний день СПбГУ является одним из лидеров в России по использованию современных информационных технологий. В управленческой деятельности в Университете применяются такие программы, как: SAP, 1C, СЭДД Дело; в образовательной — BlackBoard, «Расписание», «Обучение»; в научной — ИАС НИД, Pure, ИС Научный парк, высокопроизводительные вычисления, информационные ресурсы. Это позволяет оперативно получать информацию о рабочих процессах и принимать своевременные решения, но также создает сложности, связанные с недостатком квалификации сотрудников. Производители информационных систем SAP и Pure уже обращаются в Университет с предложениями — стать базовой площадкой для российского рынка. Для организации эффективной работы с такими системами необходимо, в первую очередь, обеспечить высокий уровень квалификации пользователей (как административного персонала, так и научно-педагогических работников). Последние три года СПбГУ ежегодно выделяет средства на то, чтобы обеспечить возможности для повышения квалификации научно-педагогических и административных работников именно в плане использования информационных систем. Для научно-педагогических работников были организованы курсы обучения в системе BlackBoard, для административных работников постоянно проводятся курсы повышения квалификации. Такая работа носит плановый характер и будет продолжаться.

 

  1. СПбГУ возглавил рейтинг вузов по качеству абитуриентов

Санкт-Петербургский государственный университет вновь стал лучшим вузом России по качеству абитуриентов. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в СПбГУ вырос по сравнению с прошлым годом почти на 2 балла и составил 89,8 (Минобрнауки: СПбГУ принял абитуриентов с самым высоким баллом ЕГЭ в стране). На втором месте НИУ Высшая школа экономики (89 баллов), а замыкает тройку лидеров МГУ им. Ломоносова с 85,6 балла. Такие данные озвучил заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов на пресс-конференции в Москве. Он также рассказал, что средний балл зачисленных на бюджет в российские вузы в 2016 году составил 66 баллов. При этом в Москве и Петербурге этот показатель заметно выше, чем в целом по стране, — 73,8 и 72,2 балла соответственно (для сравнения: средний бал зачисленных на платную форму обучения в СПбГУ — 79,1).

Задача СПбГУ в следующем году — остаться лидером, и это серьезный вызов, поскольку в Университете существуют образовательные программы, на которые количество «приоритетных» заявлений было меньше, чем бюджетных мест.

См. также:

 

  1. Каким будет новый кампус?

В Министерстве экономического развития состоялось совещание с участием представителей Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки по вопросу о доработке концепции единого университетского кампуса СПбГУ (см. Насколько близок переезд Университета? — Материалы ректорского совещания от 25.07.2016, п. 5). Представители администрации Санкт-Петербурга не нашли возможности принять участие в совещании. Некоторые вопросы, возникшие в ходе обсуждения, были сняты в связи с тем, что речь шла о нормативах и способах финансирования медицинской деятельности в 2025 году, когда (при благоприятном стечении обстоятельств) будет создан новый кампус Университета. Однако горизонт планирования бюджета РФ составляет не более трех лет, поэтому удовлетворить соответствующие требования со сроком в 10 лет Министерство здравоохранения и Министретсво экономического развития оказались не в состоянии. Вопрос об источниках и бюджетном финансировании лечебной деятельности, проводимой в СПбГУ в 2015 году, был снят с повестки дня. Второй блок вопросов был связан с тем, что за период разработки концепции, который длится уже три года, несколько раз менялось законодательство. В связи с этим в последнем варианте концепции потребовались уточнения, связанные как с терминологией в изменившемся законодательстве, так и с нормативами, которые используются для определения стоимости строительства студенческих общежитий или эксплуатационных расходов. Все эти нормативы на текущий период были учтены соответствующими ведомствами, и если до утверждения концепции пройдет немного времени, то дополнительного согласования, возможно, не потребуется. Окончательный вариант концепции направлен председателю рабочей группы, который должен внести его на рассмотрение в Правительство.

См. также:

 

  1. «Оскорбление и наказание»

Жалобу универсантов на сотрудницу Университета Е. Д. Самсонову, которая, как они утверждают, «оскорбляет, в том числе в нецензурной форме, проходящих мимо нее сотрудников СПбГУ, тем самым нанося урон их чести и достоинству», будет рассматривать комиссия по этике, состоящая из Почетных профессоров СПбГУ (см. Комиссия по этике). Эту жалобу в комиссию по этике перенаправил один из руководителей Главного управления по организации работы с персоналом.

 

  1. Высокие требования

Представлен прогноз ситуации с конкурсным отбором на замещение должностей научно-педагогических работников в период до января 2017 года, подготовленный с участием директоров институтов и деканов факультетов. В ходе детального анализа ситуации и переговоров с научно-педагогическими работниками, потребовавшихся во многих случаях для уточнения информации, были обнаружены неточности и ошибки. Например, часто не были учтены лица, которые уже фактически замещают должности преподавателей-практиков. Соответственно, к ним предъявлялись те же требования, что и к научно-педагогическим работникам, и они автоматически попадали в перечень лиц, не соответствующих требованиям. Эти ошибки были исправлены. Также при подсчете количества статей и профессиональных оценок по грантам поначалу использовались неверные временные периоды. Это связано с тем, что в приказах, изданных в январе 2016 года, была допущена техническая ошибка в указании сроков, за которые учитываются научные статьи и гранты. Ошибку сразу же исправили (см. Где найти научные гранты? — Материалы ректорского совещания от 04.04.2016, п. 2), однако при подготовке информационных материалов этот факт не всегда учитывался. Еще одна техническая сложность заключалась во взаимодействии между кадровыми службами и сотрудниками. В соответствии с трудовыми договорами, сотрудники должны были предоставить информацию об имеющихся у них идентификаторах в международных базах данных, индексирующих научные публикации. Не все подошли к этому условию ответственно, поэтому не все статьи сотрудников были учтены. В результате работникам кадровой службы пришлось проводить дополнительную работу по поиску этих идентификаторов.

Кроме того, применительно, например, к филологам в приказах были установлены требования о наличии публикаций на иностранном языке, а в информационных материалах учитывались публикации в Web of Science и Scopus. Хотя представляется очевидным, что далеко не все публикации на иностранном языке в настоящее время индексируются в этих базах данных. При проверке данные были скорректированы.

В настоящий момент 98 % потенциальных участников конкурса (из числа работников СПбГУ) соответствуют установленным требованиям, предъявляемым для участия в конкурсах. Среди сотрудников, которые в настоящее время не вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, есть и те, кто вполне мог бы претендовать, например, на должность профессора-консультанта. Однако для рассмотрения этой возможности необходимо обращение декана соответствующего факультета или решение директора института. Пока в отношении одного из профессоров-филологов такого предложения от декана факультета нет.

 

  1. Особые условия для заслуженных ученых

Проанализированы предложения директоров институтов и деканов факультетов по перечню профессиональных, ведомственных и государственных наград научно-педагогических работников, присвоенных за достижения в научно-образовательной деятельности, наличие которых может быть признано достаточным для автоматического допуска награжденного к участию в конкурсах на замещение должностей НПР (см. Кто принимает решения об использовании должностей «профессор-консультант» и «доцент-практик»? — Материалы ректорского совещания от 15.08.2016, п. 2). Большинство предложений содержало требования к наличию государственных наград, хотя применительно к конкурсам на должности научно-педагогических работников большую важность имеют оценки профессионального сообщества. Руководителям коллективов поручено организовать доработку предложений.

См. также:

 

  1. Защиты ученых степеней — по собственным правилам

Завершено общественное обсуждение проектов приказов об организации защит на соискание ученых степеней кандидата наук СПбГУ и доктора наук СПбГУ (см. Открытое общественное обсуждение проектов локальных актов СПбГУ, регламентирующих порядок присуждениях ученых степеней СПбГУ). С 1 сентября эти правила вступят в силу. Предложения по совершенствованию этих актов можно будет направлять в установленном в Университете порядке и после 1 сентября.

См. также:

 

 

 

Ответственный за содержание: Елена Александровна Осиновская, редактор сайта, 8 (812) 3280162, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на официальный сайт СПбГУ обязательна.