Эксперт Северо-Запад: Повышение профессиональных компетенций

В этом году Санкт-Петербург­ский уни­верситет празднует свое 290-летие. О перспективах фор­мирования в Петербурге «эко­номики знаний» рассуждает ректор СПбГУ, председатель Совета ректоров вузов СЗФО, доктор юриди­ческих наук, профессор Николай Кропачев.

В соответствии с общими представ­лениями «экономика знаний» является выс­шим этапом инновационной экономики, когда решающее значение приобретают ин­вестиции в человеческий капитал и образо­вание. Все усилия государства направляются на повышение профессиональных компетен­ций людей, вовлеченных в экономическую деятельность, и стимулирование прорыв­ных исследований с быстрым циклом ис­пользования их результатов для создания и внедрения новых технологий.

Для перехода к «экономике знаний» нуж­но достичь высокого уровня инновацион­ности экономики. Именно эта задача стоит перед правительством Санкт-Петербурга и бизнес-сообществом. Данное направление заложено в государственной программе. «Экономическое развитие и экономика зна­ний в Санкт-Петербурге на 2015–2020 годы». Задача вузов — обеспечить серьезный рывок и перейти на более качественный уровень под­ готовки своих выпускников.

Что это означа­ет?

В первую очередь давать выпускникам те компетенции, которые будут требовать от них работодатели через пять-шесть лет в условиях интенсивного развития региона. В нашем университете взаимодействие с работодателями уже выстроено и носит си­стемный характер. Например, с этого года представители крупных структур и органи­заций — активные игроки на рынке труда, включены в состав всех учебно-методиче­ских комиссий СПбГУ. Они напрямую фор­мулируют требования, которые предъявят к молодым специалистам через несколько лет, и участвуют в подготовке учебных пла­нов. Это выгодно и Университету, и нашим партнерам. Мы корректируем учебные про­граммы в соответствии с запросами рынка и готовим конкурентоспособных выпускни­ков. Взамен работодатели получают высо­коквалифицированных специалистов «под ключ», чьи знания и навыки соответствуют актуальным запросам экономики.

Кто они — ваши партнеры?

Сегодня таких партнеров у СПбГУ более 700. Не говоря о том, что мы тесно сотруд­ничаем с администрациями Петербурга и Ленинградской области, представительст­вами в Петербурге МИД РФ, Министерст­вом юстиции, Законодательным собранием Санкт-Петербурга и т. д.

Мы открываем новые магистерские про­граммы в партнерстве с крупными, успеш­ными компаниями. Одной из таких в 2014 году стала совместная магистерская про­грамма с компанией «Яндекс» — «Математи­ческое обеспечение и администрирование информационных систем». Это уникальная для Петербурга программа подготовлена сотрудниками кафедры информационно-аналитических систем СПбГУ и Школы ана­лиза данных «Яндекса». Специалисты в области обработки данных, обучение кото­рых теперь будет происходить в нашем уни­верситете, невероятно востребованы уже сейчас. По прогнозам экспертов, спрос на них будет только расти. Ведь все новейшие разработки по машинному обучению, ком­пьютерному зрению, распознаванию речи и другим технологиям основаны на обработке больших объемов данных. Открытие про­граммы в СПбГУ — возможность готовить специалистов не только для «Яндекса», но и для российской ИТ-индустрии в целом.

Привлекая таких успешных партнеров, которые реализует совместно с СПбГУ учеб­ные и научные проекты, мы вместе решаем важную стратегическую задачу — вовлекаем молодых, талантливых людей в процесс полу­чения новых знаний и трансфера технологий.

За рубежом в различных областях на­учного знания уже существует целый ряд наработок. Именно поэтому мы активно развиваем академическую мобильность. Это позволяет нашим студентам получать знания и навыки, пользуясь не только ресур­сами СПбГУ, но и тем, что готовы им пред­ложить зарубежные вузы-партнеры. А таких на сегодняшний день свыше 300, более чем из 70 стран мира. Кроме того, совместно с зарубежными коллегами мы реализуем 11 образовательных программ, которые раз­ работаны по системе «двух дипломов».

Насколько для успешного развития экономики важны квалифицированные специалисты?

Безусловно, они очень важны! Именно поэтому мы динамично обновляем перечень образовательных программ. Отмечу, что в нашем университете уже начали разрабаты­вать третье поколение собственных образо­вательных стандартов.

Как привлечь в город талантливую мо­лодежь и ведущих исследователей с миро­вым именем? Создать необходимые условия. Вот почему многие инициативы СПбГУ на­правлены на внедрение механизмов наращивания кадрового, интеллектуального потенциала. У нас создан и успешно функци­онирует уникальный Научный парк, создано 13 лабораторий под руководством ведущих ученых мира. Для привлечения к работе та­лантливой молодежи действует программа постдоков. Только в 2013 году в состав ис­следовательских групп Университета вошли 100 молодых ученых более чем из 20 стран мира. Еще сотню постдоков мы планируем пригласить в Университет в текущем году. Кроме того, в СПбГУ разработана система конкурсного распределения финансирова­ния на научные исследования. Общий объем денежных средств, которые выделяются на такие конкурсы, — более 600 млн рублей в год.

Уверен, целенаправленная управленче­ская политика и динамичное развитие круп­ных научных и образовательных центров позволит Петербургу получить статус не только культурной, но и инновационной сто­лицы России.