Материалы ректорского совещания

№ 292
от 13.03.2017

Повестка совещания

    Новые правила приема в аспирантуру

    Опубликован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2017 № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре», который применяется с приемной компании этого года.

    В новом порядке приема учтены предложения Университета. Вузам предоставлено больше академической свободы при определении параметров приема. Например, теперь у образовательных организаций есть возможность допускать к экзаменам в аспирантуру лиц, которые окончили магистратуру, но на момент подачи документов еще не получили диплом магистра. Такое новшество актуально и полезно, поскольку не все вузы выдавали дипломы магистра к моменту начала приема документов в аспирантуру.

    Помимо этого в новом министерском порядке указано, что, начиная с приемной кампании 2018 года, вся необходимая информация должна быть размещена к 1 октября предшествующего года — так же, как при приеме на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Таким образом, перечень программ аспирантуры и другие условия поступления в аспирантуру СПбГУ в 2018 году будут известны к 1 октября 2017 года.

    ВКР — в репозитории СПбГУ

    Еще раз были разъяснены преимущества размещения выпускных квалификационных работ обучающихся в репозитории СПбГУ:

    • размещение в репозитории СПбГУ фактически рассматривается как презентация результатов работы выпускника, которая приносит заслуженное признание его исследованию (аудитория Интернета достаточно большая)
    • это своего рода показатель для потенциальных работодателей, которые имеют возможность получить доступ к ВКР через QR-код в дипломе выпускника СПбГУ
    • размещение в репозитории СПбГУ позволяет зафиксировать авторские права (и, соответственно, эффективно бороться с плагиатом, попытками заимствования из текста ВКР и другими нарушениями авторства)
    • это демонстрация широких возможностей Университета, популяризация качественных исследований, распространение полученных результатов в научном пространстве, открытость и доступ к исследовательской информации
    • другие обучающиеся, преподаватели, коллеги, ученые получают возможность узнать об исследованиях в смежных науках, найти соавторов для написания работ — в репозитории СПбГУ имеется поиск по тематическому классификатору
    • размещение ВКР в репозитории СПбГУ не является препятствием для публикации работы в научном журнале (при необходимости в заявительном порядке обучающемуся может быть предоставлена отсрочка на размещение текста ВКР в репозитории СПбГУ); на совещании приводился недавний пример: сотрудник одного из научных издательств увидел ВКР выпускницы СПбГУ в репозитории СПбГУ и обратился к ней с предложением опубликовать ее работу в формате книги

    О повышении окладов научно-педагогических работников

    С 1 октября 2016 года в Университете по решению ректора проведено повышение размеров фиксированных выплат научно-педагогическим работникам. Это повышение затронуло тех научно-педагогических работников, чьи ставки финансируются из средств федерального бюджета и в отношении которых Университет вправе принимать решение об изменении размера фиксированных выплат (той части заработной платы, которая не связана с наличием стимулирующих доплат и надбавок, а также премий).

    См. Материалы ректорского совещания от 26.12.2016

    В отношении части научных сотрудников, чьи ставки созданы по представлениям руководителей внешних грантов и финансируются в рамках внешних грантов, в соответствии с правилами грантодателей решение об изменении структуры выплат (например, об увеличении размера фиксированных выплат) принимается руководителем гранта и только лишь технически оформляется Университетом.

    В решении этого вопроса руководители грантов полностью самостоятельны. Всего в Университете 445 руководителей внешних грантов. Исполнение работы по грантам оформляется (в зависимости от представления руководителя гранта) или созданием ставки и заключением трудового договора, или оформлением дополнительного соглашения к уже действующему трудовому договору с сотрудником. Если работы по гранту выполняются в рамках дополнительного соглашения к действующему трудовому договору, то для таких сотрудников повышение было проведено Университетом в общем порядке. А вот если для выполнения работ по договору была создана отдельная ставка — решение должен принять руководитель гранта. Ряд руководителей грантов (149) принял решение о повышении размера фиксированных выплат; это повышение затронуло 125 научных сотрудников. Вместе с тем 3 руководителя грантов не стали повышать размер фиксированных выплат, и таким образом 14 научных сотрудников в Университете имеют более низкий размер фиксированных выплат.

    Какую информацию о преподавателях публиковать на портале СПбГУ?

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации» на сайте образовательной организации должна быть размещена информация о персональном составе научно-педагогических работников, в том числе:

    • фамилия, имя, отчество (при наличии) работника
    • занимаемая должность (должности)
    • преподаваемые дисциплины
    • ученая степень (при наличии)
    • ученое звание (при наличии)
    • наименование направления подготовки и (или) специальности
    • данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии)
    • общий стаж работы
    • стаж работы по специальности

    Эта информация о персональном составе научно-педагогических работников СПбГУ дает нам возможность показать будущим постдокам, аспирантам, магистрантам, студентам области научных исследований и широкие возможности, которые имеются в Университете. В настоящее время завершается работа по формированию этого раздела портала СПбГУ. Большая часть информации о работниках формируется из существующих источников (база SAP, сведения о публикациях в базах WoS CC и Scopus). Но у самих работников имеется дополнительная информация, которая могла бы войти в перечень сведений о них (круг их научных интересов, увлечений и пр.). Директорам и деканам дано поручение: направить предложения о дополнениях к перечню обязательной информации о работниках, публикуемой на портале СПбГУ.

    Об организации контрольно-пропускного режима

    После анализа поступивших предложений к проекту нового положения о контрольно-пропускном и внутриобъектовом режиме в СПбГУ, которое в декабре 2016 года обсуждалось на ректорском совещании, подготовлен приказ о новом положении «Об организации контрольно-пропускного режима в СПбГУ».

    См. Материалы ректорского совещания от 26.12.2016

    Результаты участия работодателей в работе ГЭК

    На основе анализа предложений работодателей, принимавших участие в работе государственных экзаменационных комиссий СПбГУ в 2016 году, внесены изменения в организацию проведения государственной итоговой аттестации в этом году. Изменены процедуры и методики проведения, система оценивания и структура государственных аттестационных испытаний по многим образовательным программам. В результате обсуждений с работодателями стало понятно, что некоторые программы требуют содержательной доработки. Были разработаны новые учебно-методические материалы, обновлен ряд учебных планов. В течение года работодатели приняли участие в разработке новых образовательных программ. Работодатели также выступают как консультанты по темам ВКР, которые студенты выполняют по их предложению. Кроме того, значительно расширен портфель договоров СПбГУ с организациями-работодателями о проведении практик для студентов.

    См. Материалы ректорского совещания от 06.03.2017

    По предложениям директоров и деканов определено процентное соотношение преподавателей и работодателей в государственных экзаменационных комиссиях по всем направлениям подготовки в этом учебном году. Используются также предложения работодателей по изменениям, связанным с оформлением документации, касающейся государственной итоговой аттестации. Разработана новая анкета для работодателей — членов государственных экзаменационных комиссий.

    Позиции СПбГУ в предметном рейтинге QS — 2017

    Проведен анализ позиций СПбГУ в предметном рейтинге QS — 2017 by Subjects, определены направления дальнейшего развития вуза. Рейтинг QS по предметным областям публикуется уже 4 года, в этом году увеличилось число областей знаний с 30 до 46.

    См. Успехи ученых продвигают СПбГУ

    При этом СПбГУ в этом году представлен в этом рейтинге по 29 предметным областям (а в 2014 году — только по 10). Число областей, по которым СПбГУ имеет ненулевые значения, тоже увеличилось (до 14). Всего лишь по двум областям знаний (лингвистика и математика) Университет попал в топ–100. Была проанализирована динамика продвижения СПбГУ по пяти укрупненным группам в сравнении с другими российскими вузами.

    О переводе текста на иностранный язык и взаимоотношениях

    В связи с обсуждаемым вопросом о позициях Университета в рейтингах по предметным областям декан филологического факультета Л. А. Вербицкая сообщила, что специалисты-филологи при работе с текстами, которые им поручено переводить на иностранный язык, довольно часто вынуждены предлагать корректировки текстов. Однако далеко не всегда авторы текстов относятся к этому по-деловому. Так, например, автор проекта информационного письма С. С. Бодрунова, получив замечания и варианты корректировок от переводчика, высказала свои претензии в крайне раздраженной и невежливой форме, что абсолютно неприемлемо в Университете. Как считает Л. А. Вербицкая, комментарии и исправления переводчика, выступившего в роли редактора текста, оправданы и корректны. В ряде случаев переводчик (редактор) ссылается на отсутствие русского оригинала, без которого понимание текста затруднено. Предложенные исправления (их было 34 на полторы страницы текста!) только частично (всего восемь) были учтены в окончательном варианте текста С. С. Бодруновой, профессором кафедры менеджмента массовых коммуникаций. При этом она как автор первоначального текста заявила, что и сама «владеет английским языком, имеет соответствующий сертификат».

    Декан отметила, что переводы текстов выполняются квалифицированными специалистами-филологами. В случае редактирования (проверки правильности) документов, составленных другими лицами на иностранном языке, у переводчика, как правило, нет сведений о составителе первоначального варианта и о наличии у этого составителя каких-либо сертификатов. Автору согласуемого текста следует, как минимум, обратить внимание на указанные неточности, предлагаемые поправки и комментарии. Деловой стиль общения предполагает нейтральность и пристойные манеры. Общение в тоне, заданном С. С. Бодруновой, Л. А. Вербицкая считает неэтичным и недопустимым.

    Какой должна быть информация о коллективе института / факультета?

    При обсуждении выступлений директоров и деканов о распределении стимулирующих выплат было решено дополнить презентации информацией об общих показателях коллективов институтов / факультетов. В этой части презентации будут готовить соответствующие проректоры (Е. Г. Бабелюк и С. В. Аплонов) и начальник Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев. Директорам и деканам поручено представить предложения о том, какую информацию следует включать во все презентации. (подробнее Материалы ректорского совещания от 27.02.2017, п.5, Материалы ректорского совещания от 21.08.2017, п.4)

    Меньше стало проблемных вопросов

    Директор Института химии И. А. Балова сообщила о том, что снизилось количество обращений сотрудников с проблемными вопросами, выходящими за рамки ее должностных обязанностей.

    См. Встреча директора Института химии с председателем профбюро от 21.02.2017

    Это произошло не только потому, что директор не раз разъясняла коллегам, к кому из должностных лиц Университета следует обращаться и как решать вопросы о снабжении реактивами, расходными материалами и мебелью, о ремонте помещений, доступе в лабораторию и пр., но и потому, что каждый раз она четко говорила о том, что такие вопросы не входят в компетенцию директора института, — в Университете работает Виртуальная приемная и диспетчерская служба, и не следует «грузить» директора такими вопросами.